Равные в правах и свободе

В начале года к омбудсмену по правам человека Артуру Ластаеву с заявлением обратился казахстанец. Просил оказать содействие в отмене норм в Правилах перевозок пассажиров, что ущемляют права лиц с инвалидностью: при посадке на поезд, помимо билета, просили предъявлять и подтверждающий инвалидность документ. А это противоречит Закону «О железнодорожном транспорте».
Затрагивало это интересы большого количества лиц с инвалидностью, и 28 февраля Уполномоченный по правам человека внес министру транспорта рекомендацию об исключении этой нормы из Правил. 12 марта по таким же основаниям Главной транспортной прокуратурой внесен протест. Обращение гражданина было принято к рассмотрению Конституционным Судом, на заседании которого правозащитный институт поддержал, подтвердив свою позицию. И приказом Минтранспорта вскоре в Правила внесли поправки: теперь посадка лиц с инвалидностью в поезд производится при наличии лишь проездного билета.
Мы привели лишь один пример, когда затрагивался вопрос дискриминации в отношении людей с ограниченными возможностями. Дискриминация — это неравное отношение к разным людям, которое основано на стереотипных представлениях о различных социальных группах и ограничивает их представителей в правах и свободах. В переводе с латыни это слово означает «различение», в этом и суть — разделять людей на группы по определенным признакам и делать суждения о них только как о представителях конкретной группы. Дискриминация проявляется в несправедливом обращении с человеком без объективных на это причин, лишь из-за его идентичности. Ее цель — уничтожение или умаление признания права людей быть носителями различий. Она может присутствовать как в личных отношениях, так и на государственном уровне. Дискриминация не только лишает человека определенных возможностей, но в том числе сказывается на здоровье. Жертвы часто сталкиваются с непредсказуемым стрессом, из-за чего у них повышается риск возникновения физических и психических заболеваний. У дискриминируемых групп может не быть доступа к качественной медицине и медикаментам.
Существуют прямая и косвенная формы дискриминации. В первом случае разделение происходит на основании явных различий, и люди из одной группы получают меньше возможностей воспользоваться своими правами по сравнению с людьми из другой. Например, запрет на аборты является прямой дискриминацией по половому признаку. Косвенная — когда практика, политика или правило выглядят нейтрально и применяются ко всем одинаково, но их эффект имеет негативные последствия для конкретных групп. Как в случае с билетом на поезд особенного человека. Есть еще интерсекциональная — в ней сочетается несколько форм дискриминации, из-за чего уязвимые группы оказываются в более незащищенном положении. Например, если женщины из этнических меньшинств зарабатывают меньше, чем другие женщины и чем мужчины в целом, то тут работают два вида дискриминации — по национальному и гендерному признаку.
Если остановиться на причинах ущемления прав и свобод человека, в основе любой дискриминации лежат предрассудки и негативные стереотипы о каких-либо группах. Понятие «социальный стереотип» в 1922 году ввел американский журналист Уолтер Липпман. В своей работе «Общество мнения» он объяснял его как принятый в конкретной эпохе образец восприятия, фильтрации и интерпретации информации, основанный на имеющемся социальном опыте, необходимый для того, чтобы тратить меньше усилий на осмысление сложных явлений. Стереотипы рождаются и из необходимости идентифицировать себя и окружающих как часть определенного сообщества. Это приводит к конфликтам, ненависти и обесчеловечиванию людей, которые отличаются от большинства. Предвзятое отношение часто оправдывают традициями и устоявшимися моральными нормами. Права людей нарушают, заявляя, что существует якобы одобренная всеми система ценностей, которую нельзя нарушать. Такой подход игнорирует развитие общества и прогресс в области прав человека.
Во всех странах с дискриминацией, а бывает национальная и расовая, гендерная, по наличию судимости, по наличию инвалидности, борются с помощью законов и пактов. В Казахстане равенство прав и свобод всех граждан и запрет на их ограничения «по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» закреплены в Конституции Республики Казахстан. В статье 14 Основного закона прямо сказано: «Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам». В международном праве есть Конвенция ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации, которую подписала и ратифицировала большая часть стран мира. Запрещает дискриминацию и Европейская конвенция о правах человека. То есть, по закону любая дискриминация наций — это нарушение прав человека и может повлечь ответственность (штрафы, дисциплинарные меры, в некоторых случаях даже уголовное наказание).
Невидимость проблемы заставляет человека чувствовать себя ненормальным, тем более, если его идентичность строится через принадлежность к ущемленной группе, иногда и неосознанно. Даже когда мы выбираем, о чем говорить, а о чем лучше умолчать, дискриминация тем самым подкрепляется. Поэтому первым делом в работе с проблемой дискриминации можно начать называть вещи своими именами. Поэтому, по мнению Артура Ластаева, особое внимание следует уделить формированию антидискриминационной культуры в обществе.
«Это не только вопрос соблюдения прав человека, но и важнейший элемент укрепления социального единства. Поэтому мы должны сегодня работать над созданием условий, в которых нет места предвзятости, дискриминации и неравенству», — подчеркнул в ходе представленной ему презентации промежуточных результатов исследования, посвященного обзору международного опыта, анализу национального законодательства и правоприменительной практики по вопросам борьбы с дискриминацией, Уполномоченный по правам человека в Казахстане Артур Ластаев.
ОДНИМ ИЗ ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ ПО ИТОГАМ РЕСПУБЛИКАНСКОГО РЕФЕРЕНДУМА В 2022-М В КОНСТИТУЦИЮ, СТАЛА НОВАЯ СТАТЬЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ КОНСТИТУЦИОННОМУ СТАТУСУ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН. ОСНОВНЫМ ЗАКОНОМ СТРАНЫ БЫЛА ЗАКРЕПЛЕНА НОРМА: УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СОДЕЙСТВУЕТ ВОССТАНОВЛЕНИЮ НАРУШЕННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА, А ТАКЖЕ СПОСОБСТВУЕТ ИХ ПРОДВИЖЕНИЮ. ЗАКРЕПЛЕНЫ ЕГО ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИ И НЕПОДОТЧЕТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНАМ И ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦАМ. ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА 5 НОЯБРЯ 2022 ГОДА ПРИНЯТ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН».
Амангельды АБДОЛОВ,
представитель
Уполномоченного по правам человека в Казахстане по Атырауской области