Третейский судья

В самом начале становления структурных звеньев Ассамблеи народа Казахстана в регионах страна столкнулась с идеологической неустойчивостью в обществе.
Затевая сегодняшний разговор на тему этномедиации, мы вспомнили, как Алевтина Воронцова, экс-заместитель председателя русского этнокультурного объединения «Былина», стоявшая у истоков открытия общественного органа в Атырауской области,в коротком интервью нашему изданию признавалась, что работать в тех условиях было непросто: «Во-первых, АНК была образована в очень непростые годы становления молодого суверенного государства, и многие казахстанцы нетитульной нации были растеряны, оказавшись вдруг «ничьими» и вне своей исторической родины. А бытовой национализм добавлял страха за своё будущее, и многие стали покидать страну. В этом ключе столь представительный общественный институт, как АНК, был необходим. Его задачей, в первую очередь, было во что бы то ни стало сохранить мир и согласие, консолидировать казахстанское общество, чтобы укрепить молодое государство». Также Алевтина Васильевна поведала, как они с Жаннат Вахитовной Асабаевой «гасили» бытовые конфликты на национальной почве за чашкой чая («ПК» от 24 апреля 2025 г.), так как в те годы даже не было такого понятия, как этномедиация.
В Казахстане проживают представители более 130 национальностей, и учесть все интересы такого громадного количества этнокультур в полной мере невозможно. Но держать баланс равновесия вполне реально. Вот для этого в Казахстане был образован целый институт медиации, который еще находится на этапе становления.
Раскрывая понятие об этномедиации, сообщим, что это один из способов предотвращения и урегулирования межэтнических конфликтов, то есть, альтернативная процедура урегулирования споров с участием независимого лица – медиатора. И на сегодня данный общественный орган — не модное поветрие, а настоятельное требование времени, инструмент для наиболее мягкой формы альтернативного разрешения споров. Как ведется работа в этом направлении в Атырауской области, мы поинтересовались у главного эксперта КГУ «Қоғамдық келісім», координатора центра этномедиации, профессионального медиатора Гулнафис Жармуханбетовой.
— Гулнафис Ерсаиновна, расскажите о работе вашего центра.
— Сначала скажу, что вообще развитие медиации необходимо как каждому гражданину, так и государству.Сегодня актуализировалась роль Ассамблеи народа Казахстана, одним из ключевых направлений которой является медиация. В работе Ассамблеи народа Казахстана медиация имеет приоритетное направление. И еще. Медиация и этномедиация – это немного разные направления. Этномедиаторы работают в области межнациональных споров, конфликтов, где затронуты межэтнические отношения. Если говорить конкретно о работе этномедиации в нашем регионе, то Центр позволяет гражданам добиваться разрешения споров и примирения, готовит этномедиаторов, способных предупреждать межэтнические конфликты, формировать школу этномедиации на местном уровне.
— Кто входит в состав совета этномедиации?
— Состав совета этномедиации Атырауской области состоит из 20 человек, куда вошли общественные медиаторы, меценаты, предприниматели, депутаты, теологи, спортсмены и члены областного представительства РОО «Ассамблея жастары». С начала 2025 года в рамках республиканского проекта «Содружество и примирение» мы провели 25 региональных мероприятий: семинары-тренинги, Дни открытых дверей, диалоговые площадки, на постоянной основе ведем разъяснительную работу по этномедиации, организовываем встречи, подкасты.
— Скажите, а как вы оцениваете межэтническую обстановку в нашей области?
— С уверенностью могу сказать, что межэтническая ситуация в регионе стабильная. За последние три года в центр этномедиации не поступало обращений в отношении разрешения межэтнической напряженности. Но, тем не менее, работа в этом направлении ведется. Не нужно забывать, что межэтнический и межконфессиональный мир являются основой для существования Казахстана. Для нас, казахстанцев, сохранение межэтнического мира – приоритет, базовая основа нормального взаимодействия простых граждан, не говоря уже о социальном, экономическом, политическом развитии. Я могу сказать, что сегодня лидерам и активистам национально-культурных объединений порой не хватает знаний в вопросах национальных отношений, предотвращения и разрешения межнациональных конфликтов. Поэтому мы ведем работу в этом направлении, которая позволяет получать необходимые знания людям, участвующим в реализации стратегии государственной национальной политики, для использования их в своей работе по сохранению межэтнического мира и согласия. Например, в рамках республиканской конференции Ассамблеи народа Казахстана «30 лет единства и согласия» в Актобе прошло обучение по теме «Инструменты и алгоритм», в котором приняли участие государственные служащие и этномедиаторы Западно-Казахстанской, Атырауской, Мангистауской и Актюбинской областей. Также с 11 по 13 июня текущего года был организован обучающий семинар-тренинг на тему «Современные технологии переговорного процесса в межэтнической сфере». В нем приняли участие сотрудники государственных и правоохранительных органов, крупных предприятий региона, судебные специалисты и медиаторы, всего 50 человек. Были вручены сертификаты.
Кроме того, для проведения семинаров в нашу область были приглашены профессиональные тренеры Мухтар Адаев и магистр психологических и педагогических наук, лектор Академии КНБ, составитель спецкурса «Этномедиация» Акмарал Абдукеева из Центра медиации и права «Парасат». 23-27 июня в Западном регионе прошел семинар-тренинг на тему «Базовые основы этномедиации» по подготовке специалистов, организованный «Институтом прикладных этнополитических исследований» при Министерстве культуры и информации Республики Казахстан, в котором приняли участие государственные служащие и этномедиаторы Западного региона, представители этнокультурных объединений, сотрудники правоохранительных органов, юристы учреждений и представители структур при АНК Атырауской области. В качестве спикеров выступили директор «Института прикладных этнополитических исследований» Талгат Калиев, директор Центра этномедиации при вышеназванном вузе Луиза Узарова и заместитель директора Центра Фарида Мусатаева.
— А обучиться этому делу может любой человек?
— Да, главное — желание.Этномедиатор должен иметь не только обширные знания в социологии, истории, культуре, философии, религии, но и быть терпеливым, упорным и настойчивым. Он должен уметь слушать и при этом оставаться бесстрастным и нейтральным. То есть, во время процедуры медиации специалист должен подвести стороны, участвующие в конфликте, к тому, чтобы они самостоятельно пришли к взаимовыгодному решению, опираясь на опыт, знания и умения медиатора. Разрешение спора полностью зависит от воли самих спорящих. А для этого необходима практика, базовые знания. Для эффективного использования потенциала медиации необходим комплекс мер, включая совершенствование законодательства и популяризацию медиации среди различных социальных, профессиональных групп, бизнес-сообществ, этносреды и общества в целом.
— Сколько у нас на сегодняшний день этномедиаторов?
— Сегодня обучение по этномедиации прошли 50 человек, но они постоянно должны повышать профессиональную квалификацию.
— На наш взгляд, бытовые споры сегодня в основном происходят вокруг государственного языка. Как можно разрешить такие конфликты? Были ли в вашей практике подобные случаи?
— Разрешение бытовых споров, связанных со знанием государственного языка, требует комплексного подхода, ориентированного на уважение прав человека и соблюдение правовых норм. Это очень тонкая грань, при которой необходимо правильно балансировать. Вот такие житейские ситуации и должны решаться с помощью медиатора, который предлагает сторонам посмотреть на ситуацию со стороны, то есть третейского судьи. Конечно, в моей практике встречались различные случаи: оскорбления, ругань, а также семейные конфликты. И они решались положительно.
— Будет ли проводиться какая-то работа, помимо той, о которой вы уже сказали?
– До конца года мы планируем провести круглый стол по межкультурной кросс-медиации, предложить написать эссе среди студентов, обменяться межрегиональным опытом с коллегами из Акмолинской, Туркестанской областей, где примут участие представители активных этносов города и района, члены этнокультурных объединений, советов аксакалов, матерей, клуба журналистов, центра «Жомарт жан», клуба «Жас ғаламдар», акимы сельских округов, участковые инспекторы и другие.
В 2025 году численность населения области составила 710 781 человек, этнический состав:
Казахи 661 088
93,1%
Русские 29 870
4,2%
Корейцы 3 772
0,5%
Татары 3 234
0,4%
численность других этносов – 12 817 человек (1,8%)
Из них представителей малочисленных этносов: чеченцев – 307, греков – 270, грузин – 144, лакцев – 90 человек
Анжелика КИМ