Девайсы для особенных авто
Сабина Абдрахмет после перенесенной травмы позвоночника вот уже более 20 лет передвигается на инвалидной коляске и семь лет водит автомобиль. А поводом для нашей беседы стало устройство казахстанских ученых Auto Sezual, которым девушка пользуется уже в течение двух лет.
– Несмотря на то, что я вожу автомобиль с 2017 года, об уникальном качественном приспособлении ручного управления автомобилем для инвалидов-колясочников я узнала совсем недавно. Познакомившись с учеными ИОО «Sezual», которые изобретают для людей маломобильных групп различные девайсы, в том числе и для вождения автомобилей, теперь я могу пользоваться современным качественным устройством, – говорит 37-летняя Сабина. – В обществе почему-то думают, что люди в инвалидных колясках не могут водить машины, и не производят для нас специальное оборудование. А для любого водителя, особенно для нас, самое главное – безопасность.
По словам нашей собеседницы, когда семь лет назад она решила сесть за руль авто, найти оборудование ручного управления для людей с ограниченными возможностями ей было очень сложно.
– Сначала в моей машине стояло самодельное устройство. Честно признаться, ездить с ним было страшно и опасно. Бывало такое, что во время вождения оборудование кустарного производства просто вылетало из рук. А сейчас, пользуясь Auto Sezual, я чувствую комфорт и уверенность. Кроме того, наши изобретатели каждый раз совершенствуют свое устройство, добавляют в ручное управление дополнительные функции, например, кнопки аварийной сигнализации, переключатели указателя поворота, – рассказала алматинка. – А обслуживанием современного устройства занимается руководитель проекта по адаптации автотранспорта для колясочников Дмитрий Куцаков, который состоит в команде ученых.
Сооснователь ИОО «Sezual» Нурбек Енсебаев в свою очередь пояснил: Auto Sezual может посадить за руль и сделать мобильными множество людей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
– Само устройство представляет собой отдельно стоящий рычаг, который устанавливается возле коробки передач и приводит в движение тормоз и газ. Рычаг независим и начинает работать тогда, когда автомобиль трогается с места. Есть фиксация тормоза как дополнительного ручника. Если коробка передач автомат, то автомобиль заводится с режима парковки, а если механическая, то с нейтралки. Управление ручное: рычаг на себя – это газ, от себя – тормоз, – пояснил Нурбек.
По словам ученых, Auto Sezual на протяжении долгого времени разрабатывался, совершенствовался, были произведены адаптационные устройства. И, несмотря на то, что эта технология позволяет вернуть радость передвижения по улице и дает возможность вести полноценную жизнь людям с нарушением опорно-двигательного аппарата, сегодня в Казахстане нет организации, которая бы изобретала, устанавливала и обслуживала специальное автооборудование ручного управления для маломобильных групп. На рынке отсутствуют сертифицированные решения, сервисы обслуживания. Auto Sezual, разработанный отечественными учеными, является улучшенной версией обычных автомобильных кресел. И пользователи данного оборудования, пусть их не так много, уверены: данное изобретение станет незаменимым помощником для людей, прикованных к инвалидной коляске.
Изобретатель данного продукта – ученый, доктор PhD, один из основателей ИОО «Sezual» Галымжан Габдрешов – является военным инженером, и изначально Auto Sezual был придуман для военных, которые во время несения службы теряли нижние конечности или получили травму позвоночника.
– Как известно, люди, отдавшие всю жизнь военному делу, очень тяжело адаптируются на гражданке. И наше изобретение позволит военнослужащим-инвалидам управлять танком, бронетранспортером, другими машинами. Кроме того, есть еще одна сторона: если машина попадет в руки противника, он не сможет ею управлять: для него она станет бесполезной. Данное предложение было озвучено в свое время Министерству обороны, но так и осталось неуслышанным, – сказал Галымжан.
Получить право
Сегодня команда казахстанских ученых решила внедрять свое устройство для обычных людей-колясочников. И, как показывает практика, оно уже приносит пользу: доказательством этому служит та же самая Сабина, которая успешно пользуется изобретением отечественных инженеров.
Кстати, разговаривая с нашими собеседниками, я вспомнила, как недавно атырауская колясочница Асылай Акбергенова, про которую писала «ПК» (см. «Девушка с характером» в ПК от 29.02.2024 г.), как раз затронула эту тему. Она пожаловалась, что колясочники не могут получить права на вождение автомобилем, потому что в Атырау нет машины, адаптированной под них. По этому поводу изобретатели сообщили, что данный вопрос они обсуждали с некоторыми алматинскими автошколами, чтобы запустить пилотный проект. Но пока положительного ответа не дождались. На данный момент ученые ИОО «Sezual» реализуют два проекта (о втором мы напишем в следующей серии. Прим. авт.) с помощью гранта, который получили от Фонда науки.
– До сих пор существующие инженерные решения для адаптации транспорта для инвалидов стоят очень дорого. Причем, средства для управления авто колясочниками есть только кустарного производства, а аналоги, производимые в Чехии и США, не поставляются в Казахстан.
Изучив этот вопрос, мы предложили свое инженерное решение: оно более дешевое, но эффективное и безопасное. Наш прототип уже работает в Алматы, и отзывы инвалидов, которые им пользуются, как и специалистов, самые положительные. Сейчас мы планируем масштабировать наше изобретение: предлагаем запуск полного цикла производства, обслуживания и сервиса для адаптационных устройств на автотранспорт для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе инвалидов-колясочников, которые приспособлены для различных типов автомобилей и разных типов физических ограничений. То есть адаптационный механизм для тех, у кого нет одной руки, либо для людей карликового роста. В этом направлении есть немалые перспективы, – продолжает разговор Нурбек Енсебаев.
По статистике, которую провели изобретатели, в нашей стране 70 тысяч людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и более 20 тысяч инвалидов-колясочников.
– Многие из них хотели бы работать водителями такси или автобуса. И наши устройства позволяют это осуществить, – прокомментировал ситуацию Галымжан Габдрешов.
В перспективе отечественные изобретатели планируют свое устройство устанавливать прямо на автомобильных заводах, чтобы машины выпускались уже со встроенным оборудованием ручного управления. Ведь в жизни всякое может случиться… А нам хочется надеяться, что в недалеком будущем хотя бы одно учебное авто будет иметь ручное управление Auto Sezual для инвалидов-колясочников, чтобы и они имели возможность получить права.