Триединство Казахского ханства
Как, когда и почему появились казахские жузы? Вопрос, на который ученые до сих пор не могут ответить однозначно. Да и вряд ли когда-либо ответят. Остроты добавляют и названия. Почему Старший, Средний и Младший? Тут присутствует какая-то иерархия или же сказываются традиции? Вопросы, вопросы…
Могу представить свою точку зрения. Это больше анализ, выводы, сделанные на основе кучи прочитанной литературы и просмотренных видеороликов. Умных людей много, кажущихся умными еще больше, и у всех свои теории. Поскольку я сам из числа кажущихся, то свое мнение высказываю с опаской. Итак, что мы имеем на данный момент?
Точка зрения первая – мифологическая. Жил-был один хан. В одном из походов его воины пленили красивую девушку, хан не устоял перед ее красотой и взял ее младшей женой – токал. У них родился мальчик, по каким-то причинам появился он на свет пятнистым (ала, алаш, иногда переводят как пегий). Старшая жена хана (бәйбіше) и ее сторонники стали наговаривать на ребенка, говорили, что пятнистость – признак проклятия, и он навлечет на ханство страшные беды. Хан поддался уговорам и изгнал молодую жену с сыном. Вскоре женщина умерла, вероятно, от голода, а мальчик чудесным образом выжил. Местные жители увидели в этом знак – необычная внешность (пегость) и чудесное выживание оказали на них неизгладимое впечатление. Когда мальчик подрос, его выбрали ханом, и слава о справедливом и мудром правителе разнеслась по всей великой степи. Дошли слухи о молодом хане и до его отца. Тогда он снарядил отряд из сотни воинов и отправил на поиски с наказом найти и привезти сына. Возглавлял этот отряд некто Уйсун. Сотня нашла бывшего изгнанника, но, увидев, как здесь живут люди, обозрев бескрайние просторы и богатые пастбища, решила не возвращаться домой, а осталась на новой родине. Прождав некоторое время и не получив никаких вестей от ушедших, хан снарядил вторую сотню под предводительством батыра Болаткожа. История повторилась. Третий отряд, ведомый Алшыном, также не вернулся. Машхур Жусуп Копеев пишет: «Собравшись, все три сотни посадили пятнистого мальчика на ковер (алаша), подняли на вершину Улутау и провозгласили его ханом, дабы весь остальной мир убедился в том, что стали они народом единым, страной вольных и свободных людей. Произошло это на горе Улытау, а хана провозглашенного прозвали Алаша хан. Тех, кто пришли первыми, во главе с Уйсуном, прозвали Старший жуз – Уйсуном. Условились все они меж собой, что этот жуз снабжал войско и во время военного похода не воевал, а составлял надежный тыл. Тех же, кто пришли вторыми во главе с Болаткожа, прозвали Орта жуз (Средний жуз), во время военных походов располагались они рядом с самим ханом, защищали его. Прозвали Средний жуз – Акжол. И, наконец, тех, что пришли во главе с Алшыном и составили третью сотню, прозвали Младший жуз – Алшын, условились, что они всегда будут составлять передовой фронт в условиях военного похода. Вот почему и прозвались казахи тремя жузами.
До времен хана Алаша казахи не были единым народом, страной. Условились, что наименование «жуз» будет соответствовать роду, а прозвание «алаш» – военному кличу. Сказали, чтоб при набеге на врагов громко произносили военный клич «Алаш, Алаш», ибо тех, кто не произнесет этого клича-уран, даже если он отец родной, следует убивать как врагов. Остались с того времени такие слова: «Алаш, алаш болғанда, Алаша хан болғанда, үйiмiз ағаш, ұранымыз Алаш болғанда, үш жүздiң баласы қазақ емес пе едiк», т.е. «Разве не были мы тогда казахами, когда Алаш стал алашем, когда был Алаша хан, когда дом наш был деревянный, когда клич наш был «Алаш!».
Фигура Алаша хана присутствует во многих преданиях кочевых – от монголов до башкир. Но на нем мы остановимся позже. А пока разберем другие теории возникновения жузов. В вопросе «когда?» все эксперты сходятся во мнении – период правления Тауке хана – конец XVII – начало XVIII века. То есть время перед самым большим нашествием джунгар. Вообще, противостояние двух кочевых государств длилось около двухсот лет, за это время были взаимные набеги, то джунгары внезапным налетом разоряли аулы казахов, угоняли скот и пленили детей и женщин. Такое безобразие не могло остаться безнаказанным, и уже казахские летучие отряды устремлялись на восток, и уже горели стойбища джунгар, оттуда тянулись караваны с награбленным. Впрочем, эти набеги не служили поводом для начала большой войны, стороны признавали приблизительное равенство сил и находились в состоянии настороженного соблюдения взаимного паритета.
А вот к концу правления Тауке угроза со стороны джунгар все возрастала. Дело в том, что с самого своего возникновения Джунгарское государство находилось в состоянии войны с могущественным Китаем. И пока Поднебесная империя в силу внутренних конфликтов оставалась слабой, вполне успешно воевала с ней. Покорить Китай было не в силах Джунгар, а вот не давать собраться силами, держа под угрозой постоянных молниеносных набегов, джунгарам было вполне по плечу. Все изменилось с приходом к власти в Китае императора Кань-си. Он сумел навести в стране порядок, усилить армию и начал теснить своих беспокойных соседей. Перед лицом новой опасности хунтайджи (правителю) джунгар Сыбану Раптану пришлось более пристально посмотреть на запад, в сторону казахской степи. Признавая джунгар за безусловных агрессоров, нельзя обойти вниманием тот факт, что джунгарам просто некуда было деваться. Китай для них был закрыт, и чтобы не остаться на периферии караванных дорог, чтобы развиваться дальше, им было жизненно необходимо взять под свой контроль торговые пути, ведущие в Среднюю Азию и Казахскую степь, которые на тот момент частично или полностью были под юрисдикцией казахских племен. Угроза нарастала, казахи чувствовали это по характеру участившихся набегов – это уже была разведка боем. К тому же на западных границах казахов появились родственные джунгарам калмыки. Стало ясно, что одновременного удара с двух сторон ханство не выдержит. И тогда Тауке хан созвал курултай…
Поскольку точной даты разделения казахов на жузы никто назвать не может, то предположим, что случилось это в самом начале правления Тауке хана – в 80-х – 90-х годах VIII столетия. Еще свежи были события Орбулакской битвы, когда отцу Тауке Салкам Жангир хану в союзе с самаркандским эмиром Жалантос бахадуром и кыргызскими дружинами удалось разгромить пятидесятитысячное войско джунгар под предводительством Батура хунтайджи (1643 год). Но Жалантоса уже не было в живых, отношения с кыргызами тоже не складывались, а потому надо было надеяться на свои собственные возможности. А Казахское ханство оставалось в полукольце недружественных племен и народов. К этому времени положение было таково. С востока и юго-востока напирали джунгары, с запада опасность грозила от калмыков, башкир и казаков, а в северных степях хозяйничали те же калмыки, которые соединили джунгар и калмыков волжских. За спиной этих, готовых наброситься на казахов сил, стояли две империи. Если Китаю было выгодно ослабить, а потом вытеснить джунгар с занимаемых территорий, Российская империя вовсю старалась сделать так, чтобы казахские вожди сами попросились под покровительство «белого царя». В такой ситуации стало понятно, что казахам придется разделить силы, что и стало причиной возникновения жузов. Старший жуз отвечал за юго-восточные границы, средний – за северные, младший – за западные. Чтобы удовлетворить амбиции чингизидов, в каждом жузе организовали выборы младших ханов. На востоке правил хан Жолбарыс, средний жуз возглавил Самеке, а Младшим жузом руководил, как мы все знаем, Абулхаир.
Существует мнение, что Казахское ханство разделилось на жузы в результате междоусобиц и борьбы за власть. Но это – ошибочная точка зрения. Просто на тот момент это было единственное, что могло спасти ханство. Возможно, учитывали и такой результат будущей войны, что уцелеет и сохранит независимость хоть один из жузов и станет плацдармом для контрнаступления и возрождения. Так что по смыслу это было объединением ханства, только под другим соусом. Все было сделано во имя спасения отечества.
Тем временем угроза со стороны все возрастала, и в 1710 году в окрестностях Арала был созван еще один курултай. Он известен под названием Каракумский курултай. На повестке дня стоял один вопрос – определение отношений с джунгарами. Вопрос был настолько серьезен, что на съезд съехались султаны, бии, батыры всех трех жузов. Единства во мнениях не было – одни предлагали подчиниться джунгарам, другие – занять выжидательную позицию – авось пронесет, третьи вообще собрались откочевывать вслед за ногаями в Кубанские степи. Все споры пресек батыр из рода табын Младшего жуза Букенбай (многие связывают этот эпизод с другим известным батыром из Среднего жуза Канжыгали Бугенбаем, но это не так). Устные архивы донесли до наших дней слова, сказанные табынским батыром, он попросил одного из своих нукеров поймать и принести змею, а потом при всех, откусив змее голову, выплюнул ее и произнес: «Вот так мы откусим голову джунгарскому айдахару. Опомнитесь, люди, какое подчинение, неужели вы готовы отдать своих сыновей и дочерей в рабство, какое переселение, неужто согласны оставить родные степи врагу?! Будем биться – победим или погибнем с честью!» Никто не посмел возразить столь пламенной речи. В результате предводителем народного ополчения был выбран Букенбай батыр, а верховным главнокомандующим – Абулхаир хан – самый способный на тот момент чингизид в Казахской степи.
Спустя тринадцать лет, как мы все знаем, произошло то, чего так сильно опасались казахи – широкомасштабное вторжение джунгар в казахскую степь. Начались годы великого бедствия. Казахи оставили джунгарам Ташкент, Туркестан, Сауран и многие другие города, Старший жуз подпал под власть джунгар и вынужден был платить дань, люди уходили в другие государства, спасаясь от голода и джунгарских сабель. И все же народ выстоял. В степи в полную силу развернулась партизанская война – излюбленная тактика кочевников против превосходящих сил противника. В результате джунгарам не удалось соединиться с калмыками и выйти на берега Волги. А через четыре года казахи сумели объединить силы Среднего, Младшего и части Старшего жузов и дать первый ощутимый отпор агрессору. Победа в Булантийском сражении имела огромное моральное значение, казахи воспряли духом, поверили в конечную победу. Чем кончилось противостояние двух кочевых государств, общеизвестно. Только надо сказать, что выиграли от этой войны совершенно другие. Китай окончательно разгромил обессилившую Джунгарию, устроил геноцид народа, и с тех пор территория собственно Джунгарии на картах Поднебесной значится как Синьцзян, то есть новая земля, в остальном мире она известна как Восточный Туркестан. А казахи постепенно стали подпадать под влияние Российской империи. Осуществилась мечта Петра Первого, который завещал своим потомкам привести в покорность хотя бы одного владетельного султана казахской степи, чтобы открыть сухопутный путь в Персию с перспективой выхода к границам Индии.
Джунгары и казахи поздно поняли всю пагубность бесконечной войны. Сначала один из самых могущественных правителей Джунгарии галдан Церен предложил Аблай хану концепцию мира. Он хотел одну тысячу джунгарских девушек выдать за казахских воинов, и чтобы точно так же поступили казахи. Таким образом предполагалось заключить равноправный союз и создать единое кочевое государство. С высоты сегодняшних дней нельзя не признать всю грандиозность замысла Галдан Церена. В результате могло родиться могучее государство, вполне жизне- и конкурентоспособное, если учесть воинственность обоих народов и наличие большого количества огнестрельного оружия у джунгар, ведь они сумели наладить его производство. Аблай вроде был не против, но не сложилось. Сразу же всполошились две империи – им такой воинственный да еще и очень сильный сосед был не нужен, более того, крайне опасен для будущего. На дипломатической арене представители земледельческих государств оказались намного искуснее простодушных кочевников – союз не состоялся. И получилось то, что получилось.
Значит, как, зачем и когда мы разобрались. А вот вопрос – существовала ли иерархия между жузами – остается открытым. Вроде сами названия Старший, Средний, Младший подразумевают некую подчиненность одного жуза другому. Но вот логика тогдашнего политического положения в ханстве противоречит данному утверждению. Нет предпосылок, что запад должен был подчиняться востоку. Жузы были в равном положении. Более того, вряд ли самый воинственный жуз подчинился бы самому мирному. Это в те времена, когда само существование народа зависело от остроты сабли каждого степняка. Характеристика, данная самими казахами жузам (Ұлы жүздің қолына, таяқ бер де – малға қой, Орта жүздің қолына қамшы бер де – дауға қой, Кіші жүздің қолына найза бер де – жауға қой), описывает ментальность населения жузов того времени. По тогдашнему пониманию народа Старший жуз населяют труженики, пастухи и дехкане, Средний жуз славится своими биями – дипломатами, искусными в спорах, а Младший жуз состоит из воинов. Так о каком старшинстве и подчиненности идет речь? Мне кажется, что тут была отдана дань традициям. Старший жуз состоит из албанов, суанов, дулатов, жалайыров – это основные роды жуза. А из истории известно, что они происходят из нирун – монголов, то есть той части монгольских племен, которые состояли между собой в родстве, и из которых происходил сам Чингисхан (об языковой принадлежности нирун – монголов до сих пор идут споры). Не стало ли признание этих родов старшими данью уважения к памяти Потрясателя вселенной, а скорее всего их всегда почитали за старших. В степи всегда было принято особое отношение к возрасту, а основателем большинства этих родов считался Майкы би (Түгел сөздің түбі бір, түп атасы – Майқы би).
А племена и роды Младшего жуза, как выходцы из Ногайской Орды до перехода в Казахское ханство, не имели своих предводителей из чингизидов, как известно, ногаи своими предводителями признавали потомков Едиге. А без потомков Чингисхана и претендовать на старшинство не было, наверное, смысла. Ведь Казахское ханство всегда идентифицировало себя как наследника Улуг Улуса – Улуса Джучи. А Среднему жузу, видимо, ничего и не оставалось, как назваться Средним.
Теперь вернемся к Алаша хану. Легенда об Алаше или Алаше хане сохранилась у нескольких народов. Одни считают, что такой правитель жил в Великой степи, другие уверены – это не человек, а миф, почти библейский сюжет, который встречается в разных культурах. Как бы то ни было, а казахи, киргизы, башкиры, каракалпаки, татары и ногайцы верят, что именно эта личность сыграла судьбоносную роль в их истории.
Из сочинения этнографа XIХ века Левшина «Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей»: «В случае общего смятения, где соединяются киргиз-казаки (казахи) всех родов и званий без различия, все кричат «алача!»
Из работы ученого Чокана Валиханова «О Баян Аульскомокруге»: «Все три орды, составляющие союз казак…, считают своим родоначальником некоего Алача (Алаша), что значит чужеземец, или буквально не наш… Кто такой был Алача, откуда он взялся, народное предание повествует различно».
Профессор Алкей Маргулан был уверен, что под личностью Алаша хана казахи подразумевали прадеда ханов Керея и Жанибека – Уруса, который, как считают историки, заложил основы будущего Казахского ханства. Академик Каныш Сатпаев сопоставил казахские этнонимы, исторические лица и предположил, что «под именем Алаша хана народное предание подразумевает известного вождя казахов XVI века Акназара (или Хакназара), под предводительством которого казахи вели весьма успешные войны с соседями». Третью точку зрения предложил известный историк, востоковед Тимур Бейсембиев: «Был один хан из чагатаидской ветви. Не джучид. Он правил в восточной части Чагатайского улуса и звали его Ахмад хан. Источники датируют время его правления 1485-1504 годами. Кстати, он приходился дядей знаменитому тимуриду Бабуру. Так вот ойраты дали этому Ахмад хану кличку «Алача хан», то есть хан убийца, головорез».
Так или иначе, а мавзолей Алаша хана стоит в Центральном Казахстане у гор Улытау. «Какие могут быть сомнения, – спросит пытливый читатель, – выясните возраст мавзолея, и все станет ясно». Да, было бы замечательно, но вся беда в том, что и возраст сооружения не получается обозначить точно.
Из работы геодезиста, топографа Ю. Шмидта «Очерк Киргизской степи к югу от Арало-Иртышского водораздела в Акмолинской области», 1894 год: «Могила помещена внутри обширной высокой мечети с узким отверстием вместо двери, небольшой земляной холм завален сверху лошадиными черепами, цветными тряпицами и копьевидными шестами с конским хвостом».
Судя по содержимому могилы, само захоронение и мавзолей, сооруженный над ним, относятся к разным эпохам. Именно это обстоятельство и вводит исследователей в замешательство. Памятник исследуют больше полутора сотен лет, и все это время он как будто играет со специалистами, представляясь сооружением то одной эпохи, то другой. Например, археолог Жуман Смаилов, изучавший памятник еще в конце 90-х годов прошлого века, говорит, что вначале отнес объект к периоду образования Казахского ханства, но теперь склоняется к тому, что он, возможно, еще древнее и может относиться, допустим, к эпохе караханидов. Архитектор же Алмас Ордабаев изучил мавзолей Алашахана еще в 1970-х годах и настаивает, что тот построен все-таки в XVI веке.
На это указывают стилистические особенности и размер кирпичей. Его поддерживает архитектор-реконструктор Елена Хорош. Она объясняет сложности в датировке так: «Памятник построен с использованием декоративных приемов, которые относятся к разным историческим периодам. Кроме того, народные мастера использовали старые материалы, что затруднило анализ объекта». На левом берегу реки Карагенгир находится мазар, посвященный старшему сыну великого Чингисхана – Джучи. Любопытно, что все средневековые мавзолеи района Улытау имеют «свиту» из других могил. Более того, на краю таких кладбищ есть следы средневековых поселений, и памятник Джучи – не исключение. А вот мавзолей Алаша хана возвели на абсолютно новом месте, возвышенном и открытом. Как показали раскопки, долгое время он единственный доминировал на этом участке долины Каракенгира. Исследователю Алмасу Ордабаеву в этом видится ни много, ни мало политическая заявка: «Мавзолей Алаша хана по объему явно превосходит памятник Джучи хана. Представляете? Даже сегодня видно, насколько это грандиозная постройка. Она отсылает к временам установления Казахского ханства. Я считаю, что это была заявка, декларация».
В 1946 году на некрополе работали археологи во главе с Алькеем Маргуланом. По некоторым сведениям, при раскопках могил произошло то же самое, что при вскрытии когда-то египетских пирамид – несколько рабочих скончалось (возможно, отравились трупным ядом). По неопубликованным данным известно, что «кости скелета были обнаружены в разрозненном состоянии в разных концах могилы, скелет принадлежал мужчине старше 50 лет». Эксперты говорят, что внутри мавзолея есть несколько захоронений, но лишь одно из них, возможно, имеет хоть какое-то отношение к людям, которые посвятили сооружение полумифическому хану. Есть еще вариант – это не конкретная царская усыпальница, а, скорее, знаковый объект, посвящение первопредку.
У дореволюционных и советских исследователей было больше шансов узнать секрет мавзолея. Но и казахстанским реставраторам удалось обнаружить кое-что интересное. Укрепляя стены, они наткнулись на особенный кирпич, а на нем тамгу чингизидов и тамги казахских родов, участвовавших в строительстве мавзолея.
Что за человек скрывается в легенде про Алаша хана? Конкретного ответа не знает никто. Удивительным представляется и мавзолей, названный его именем. Неизвестные мастера как будто оставили подсказку. Нужно только остановиться, прикоснуться к этим стенам, оглянуться вокруг, поразмышлять в тиши, подумать о своих корнях, и – тайна человека-легенды и мавзолея откроется.
Хайрат САТАЕВ