ИнтервьюНовости

Бизнес под крылом защиты

Каждый житель Казахстана имеет право на свободу предпринимательской деятельности. Об этом говорится в Конституции. В числе тех, кто оказывает помощь и поддержку представителям сферы бизнеса, – региональная Палата предпринимателей «Атамекен». Какая ведется работа, учитывая соответствующий постулат Конституции Республики, как решаются проблемные моменты в деятельности бизнесменов разного уровня? Об этом – в интервью «ПК» с региональным бизнес-омбудсменом – завсектором уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана по Атырауской области Сарсенбаем ЖОЛДЫБАЕВЫМ.

– Сарсенбай Хамидоллаевич, насколько активно представители бизнеса ищут защиту в региональной палате предпринимателей?

– Буду говорить на примерах – так, уверен, понятнее, доступнее. Постановлением акимата Атырауской области ТОО «Асель» было предоставлено право постоянного землепользования на земучасток общей площадью 144,8 га для использования в качестве подсобного хозяйства на праве частной собственности. ТОО предприняло все возможные меры по благоустройству территории: оградило площадь более 5 тысяч метров, хорошо очистило от мусора, установило круглосуточную охрану, тем самым остановило повальную и беспорядочную вырубку деревьев. Одновременно товарищество приступило к стройке тепличного хозяйства площадью более 4 тысяч квадратных метров по израильской технологии капельного орошения. Было построено множество хозяйственных построек, жилой дом. На территории за счет товарищества провели инженерные коммуникации, закуплены сельхозтехника, насосная станция, а также скот. С 2000 года расходы на организацию подсобного хозяйства и другие нужды превысили 200 миллионов тенге, причем больше половины из них – это банковские кредиты, то есть предприниматель добросовестно выполнял все обязательства по освоению земельного участка. Однако в 2017 году аппарат акима города Атырау обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконным постановления облакимата и недействительным договора купли-продажи. Решением специализированного межрайонного экономического суда в удовлетворении исковых требований отказано в связи с истечением сроков исковой давности. Но аппарат акима города Атырау не согласился с принятым решением суда первой инстанции и обратился уже в областной суд с апелляционной жалобой. Тогда решение суда первой инстанции было отменено, и вынесено новое решение об удовлетворении исковых требований.

То есть суд апелляционной инстанции признал незаконным приобретение земли предпринимателем. Отмечу: решение суда задевало интересы не только одного ТОО, а сразу 15 предпринимателей – дело в том, что в 2003 году, после передачи земельного участка ТОО «Асель» на праве частной собственности, товарищество распродало часть земель бизнесменам. И вот отчаявшиеся предприниматели, которые более 10 лет работали на этой земле, вложив все свои силы и деньги, обратились в нашу Палату. Они просили содействия в пересмотре вступившего в законную силу решения суда. Мы подготовили ходатайство и участвовали при его рассмотрении в вышестоящей инстанции. В итоге кассационная коллегия по гражданским делам Верховного суда решила: постановление Атырауского областного суда об удовлетворении исковых требований аппарата акима города Атырау отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований местных исполнительных органов об изъятии земель. Права и законные интересы предпринимателей были защищены в полном объеме.

И никакой предоплаты

– Системные проблемы, препятствующие развитию бизнеса, то и дело возникали и возникают в регионе…

– За годы работы Совета по защите прав предпринимателей, а он создан в 2017-м, мы выявили и устранили около 200 административных барьеров. Так, наше достижение – отмена требований субъекта естественных монополий о стопроцентной предоплате за газ и штрафов за предварительно заявленные, но неиспользованные потребителем объемы или за «перебор». Затраты предпринимателей на эти требования монополиста ложились дополнительным бременем на их бюджет. По результатам проведенного анализа установили: акционерное общество, пользуясь своим доминирующим положением на рынке, ущемляет законные права субъектов рынка, неопределенного круга потребителей, навязывая контрагентам экономически необоснованные условия, вызвавшие негативный общественный резонанс в бизнес-среде. В течение двух лет предприниматели проводили многочисленные встречи, консультации на разных уровнях с обоснованием своей позиции. Наконец, согласно внесенным поправкам в законодательство, оплата бытовыми и коммунально-бытовыми потребителями производится за фактически потребленный объем газа. При этом были отменены штрафные санкции «недобор и перебор» газа.

– Со стопроцентной предоплатой субъекты бизнеса сталкивались и с энергоснабжающей организацией – бывшим ТОО «Атырау Энергосату»…

– Товарищество также требовало от потребителей электроэнергии стопроцентной предоплаты. По результатам проведенной Палатой работы все субъекты предпринимательства, вне зависимости от формы собственности, были освобождены от необходимости вносить полностью предоплату за электроэнергию.

При Палате на постоянной основе работает Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции как консультативный орган, в состав которого входят предприниматели, представители контролирующих госорганов, общественных объединений, депутаты.

За годы деятельности нашего Совета проведено 120 заседаний (в нынешнем году – семь), на которых поднято 360 вопросов, и половина из них решена положительно. 

Однажды предприниматели пожаловались на то, что налоговики незаконно привлекали к административной ответственности. Мы установили, что должностные лица налоговых органов сами под видом потребителей подавали жалобу в отношении предпринимателей по факту непредоставления фискального чека, через мобильное приложение «WiponCashback». Всего к ответственности привлечены 852 субъекта бизнеса. Однако мы выявили: органы доходов официально не зарегистрировали сообщения, поступившие в мобильное приложение, как входящий документ, а также незаконно провели по ним проверку. То есть пилотный проект фактически стал дополнительным административным рычагом госорганов, а не формой общественного контроля за развитием гражданского общества. В результате выявленных нарушений законодательства прокуратурой были внесены надзорные акты, отменено постановление об административных правонарушениях. В департаменте государственных доходов два сотрудника привлечены к административной ответственности, оплаченные штрафы возвращены.

Кроме того, нашим отделом по защите прав предпринимателей проводится экспертиза проектов нормативно-правовых актов местных исполнительных органов и маслихатов, затрагивающих интересы субъектов бизнеса. Всего проведено 1 840 экспертиз. Замечу, что все замечания Палаты принимались во внимание разработчиками НПА, и совместно вносились изменения в их проекты.

Постоянно ведется работа по защите прав субъектов бизнеса в судебных органах, включая составление исковых заявлений, отзывов ходатайств, участие в судах. Правовым блоком постоянно оказывается консультативная помощь по повышению правовой осведомленности предпринимателей о законодательстве, регулирующем бизнес-процессы в Казахстане.

В рамках реализации Дорожных карт налажено конструктивное взаимодействие с акиматом Атырауской области, органами прокуратуры, департаментом по делам госслужбы и другими структурами.

Умное регулирование бизнеса

– Глава государства давал поручение о новой регуляторной политике в сфере предпринимательской деятельности в Казахстане. Расскажите, что сделано?

– Нельзя сказать, что государство все эти годы бездействовало, но только пандемия коронавируса побудила изменить регуляторную политику. Совершенствовать государственное регулирование предпринимательской деятельности начали более 10 лет назад. В дальнейшем была принята Концепция госрегулирования предпринимательской деятельности до 2020 года, в рамках которой провели все последние реформы регулирования предпринимательства. Потом государством ежегодно принимались «большие» законы по кардинальному улучшению делового климата в Казахстане, всего их принято восемь, в том числе новый Предпринимательский кодекс и закон о разрешениях и уведомлениях.

– Все эти реформы дали ощутимый эффект?

– Конечно, и существенный. Число разрешительных документов было сокращено на 75 процентов! Оптимизировали систему госконтроля, внедрили профилактический контроль, уменьшили число требований к бизнесу (с 30 540 до 13 386),  сокращены контрольные функции, с 30 до 15 дней урезали сроки проверок. Но, к сожалению, проблемы и жалобы предпринимателей пока имеют место быть. Это связано с тем, что дерегулирование бизнеса проводилось зачастую механически, без системного решения проблемных вопросов качества регуляторной политики как таковой. Поэтому нельзя сказать, что число предпринимателей, привлеченных к админответственности, значительно сократилось. Основная проблема – люди не знают всех требований, которые предъявляет государственная машина. К тому же, ещё есть морально устаревшие или дублирующие требования к бизнесу. Считаю, что государству следует гарантировать безопасность готового продукта, оно не должно осуществлять мелочную опеку за всеми действиями предпринимателя.

Предприятия в период пандемии активно поддерживались государством, и сейчас продолжается тенденция роста. Все это вызвало необходимость ускорения процессов законодательных реформ в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Бизнесу нужна была и остается уверенность в завтрашнем дне. Поэтому, учитывая имеющиеся проблемы регулирования бизнеса и последствия пандемии, Глава государства дал ряд поручений по кардинальному изменению регуляторной политики и внедрению регулирования «с чистого листа».

Ключевой посыл реформы – условие, что государство может и должно регулировать бизнес только в той части, когда имеется риск причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, правопорядку, нравственности. При этом регулирование должно отвечать определенным условиям, оно должно быть системным, обоснованным, последовательным, не создавать неоправданные барьеры для бизнеса. Все имеющиеся требования должны быть пересмотрены, а все неэффективные, не отвечающие принципам новой регуляторной политики, признаны нелигитимными.

С 1 января прошлого года задействована так называемая «регуляторная гильотина». Этот инструмент не дает возможность привлечения предпринимателей к ответственности за нарушение требований нормативных правовых актов, не приведенных в соответствие с базовыми принципами и условиями новой регуляторной политики в сфере предпринимательства. Важным моментом является также возложение «бремени доказывания» соответствия нормативных актов новым принципам и условиям регуляторной политики непосредственно на регулирующие госорганы. Все нормативные акты, вносимые в реестр, должны иметь четко установленные сроки их повторной ревизии (через 3-5 лет, принцип «заходящего солнца»), что обеспечит непрерывность работы по качеству регуляторной политики в стране.

Разработаны новые подходы к госконтролю и надзору, разрешительной системе, к отчетности бизнеса.

– Какие ожидания от реформы?

– Бизнес заработает по новым правилам в соответствии с единым Реестром обязательных требований. Предприниматель не будет привлекаться к административной ответственности за нарушение требований, отсутствующих в Реестре обязательных требований. Данный Реестр позволит предпринимателю получить возможность ознакомиться с правовой базой для ведения своего бизнеса. Каждый предприниматель будет достаточно осведомлен об условиях открытия и ведения своего дела. Это обеспечит максимальную прозрачность в отношениях бизнеса с государством.

Ставится цель и полной автоматизации отчетности бизнеса и полной интеграции с системой проверок госорганов. Машина без участия человека на основе поступающих от бизнеса различных сведений будет определять рисковые объекты, которые необходимо проверить, добросовестный же бизнес будет освобожден от постоянных проверок. Должны быть сформированы принципиально новая регуляторная политика в сфере предпринимательства и новая система «умного регулирования» бизнеса.

Тема дня – налоги и земля

– А пока с какими вопросами продолжают приходить предприниматели?

– Вопросы относительно налогообложения и земельных отношений занимают 20-30 процентов всех обращений. В целом, количество обращений год от года сокращается – совершенствуется законодательство, многие процедуры переводятся в статус госуслуг, где человеческий фактор уже минимизирован, поэтому это упрощает.

Но тут и сами предприниматели должны перестроиться – от бумажного варианта переходить на электронный формат. Иногда есть ощущение того, что подчас им не хватает компьютерной грамотности, допускаются механические ошибки, вообще вместо того, чтобы обучиться самим, стараются нанять со стороны для составления бухгалтерской отчетности, внутреннего учёта.

Сейчас основная тема, которая обсуждается, – как заработает новый Налоговый кодекс. Все вокруг этого, в кодексе произошли кардинальные изменения. То, что подняли налоги, это понятно, ситуация в стране связана не только с внутренними проблемами, но и с логистическими, геополитическими трудностями. Структура бизнеса в мире сейчас меняется. Установка и желание предпринимателей в том, чтобы сам Кодекс был простой и ясный, никаких отсылочных статей не должно быть. Сейчас же, чтобы исполнить одну статью, нужно обращаться к другой. А та статья отсылает еще куда-то. Все это создает непонятные ситуации для предпринимателей, порождает возможные ошибки при исполнении.

Раньше действовал простой упрощенный вариант оплаты налога, когда платили три процента и отдельно розничный налог, там условия были другие для отдельных категорий предпринимателей. Теперь все это объединили, сделав один вид, и внутри этого налогового режима придется работать, адаптироваться к данным изменениям. Некоторые предприниматели немного обеспокоены, потому что поменялся потолок НДС. Здесь камень преткновения один: если усложняется процедура налогового администрирования бизнеса, возникает вопрос – нужно нанимать бухгалтера, вести какую-то отчетность. Все это отнимает время. А бизнес не такой большой, чтобы предприниматель мог на такое пойти, у него же один-два продавца в магазине, сам трудится и за грузчика, и за экспедитора, и есть другие дела при взаимоотношениях с контрагентами. Трудно. Цифровизация – вызов времени, поэтому мы сейчас призываем предпринимателей учиться. При этом нужно учитывать: средний возраст бизнесменов – 40-50 лет, это целое поколение, которое после 2000 года открыло свой бизнес, более-менее держится, переучивать людей – непростое дело. Хотя со стороны государства, например, и органов госдоходов проводится разъяснительная работа. Замечу, тут главный принцип – умение учиться, а не ждать, когда кто-то тебя научит. Бизнес – это ежедневная работа. Сейчас новое поколение во многом другое, желающих заниматься таким нелегким трудом не особо много.

Кстати, в малом и микробизнесе более 60 процентов – женщины. Львиная доля работает в торговле и услугах.

– Что особо беспокоит предпринимателей?

– Инфляция, рост цен, нестабильность валюты.

– А вот значительные положительные изменения произошли в части госзакупок…

– Верно, законодательство совершенствуется, оно упростилось, многое идет в электронном варианте. Но опять-таки, когда составляются технологические спецификации по госзакупкам, госорган что-то закупает, то не всегда четко определяет характеристики услуг и товаров. Предприниматель заходит на портал, вроде выиграл, а потом начинается – те не дописали, а мы вас не поняли. И еще – большие сроки фактической приемки готовых товаров и услуг. И даже если подписали, то часто оплату задерживают. Мол, то бюджет не дали, то еще что-то не получается.

Учитывая изменения рынка

– По каким темам вы провели в нынешнем году заседания совета?

– По разным. Например, иногда фермеры недополучают субсидии на удешевление стоимости затрат на корма. Проведенный нами анализ показал, что областное управление сельского хозяйства и земельных отношений, несмотря на рекомендации научных организаций о необходимости проведения дополнительных исследований в связи с повышением рыночной стоимости кормов, предлагает на утверждение проект, где субсидии составлены без учёта инфляции. Но ведь данные нормативы не соответствуют современной рыночной ситуации и даже ниже нормативов предыдущих лет. Это экономически невыгодно для предпринимателей, занимающихся сельским хозяйством, и в целом оказывает негативное влияние на развитие данной сферы.

Другой пример. Компания «АТЦ-Галерея» – владелец объекта общественного питания под брендом «I’m» (ранее известного как McDonald’s) – смогла с помощью Палаты защитить свои законные интересы и сохранить земельный участок, на котором расположено их заведение. Ситуация была непростой, так как акимат Атырау потребовал признать недействительной сделку купли-продажи участка, что могло привести к потере не только земли, но и самого объекта. А вместе с этим – к закрытию бизнеса, увольнению более 70 сотрудников и утрате инвестиций в размере свыше 6 миллиардов тенге. Мы встали на защиту предпринимателя, обращение компании рассмотрели на заседании совета по защите прав предпринимателей и по противодействию коррупции. И пришли к компромиссу, которого удалось достичь благодаря открытому диалогу с представителями акимата. В результате заключили мировое соглашение, утвержденное специализированным межрайонным экономическим судом, было сохранено действующее кафе, рабочие места и поступления налогов в местный бюджет.

Так и защищаем предпринимателей врамках, гарантированных Конституцией Республики Казахстан.

С 2013 года и по сегодняшний день поступило 4 654 обращения субъектов бизнеса, из них положительно решены 1 861, или 40%. Имущественные права предпринимателей защищены на общую сумму более 3 млрд тенге. По инициативе Палаты более 80 должностных лиц привлечены к ответственности за нарушение прав субъектов бизнеса.По данным Бюро национальной статистики, на 1 июня 2025 года в Атырауской области зарегистрировано без малого 69 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, из которых свыше 63 тысяч – действующие, которые создают рабочие места, оказывают услуги, торгуют, производят товары.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также
Close
Back to top button