Во Дворце культуры имени Курмангазы с аншлагом прошел отчетный концерт заслуженной артистки Республики Казахстан, лауреата Государственной премии «Дарын», домбристки Айгуль Улькенбаевой. Со сцены звучали бессмертные произведения Курмангазы, Дины, Махамбета, современных авторов.
Айгуль Улькенбаева – женщина-загадка. Бесконечно нежная, трогательная, особенная. Но в ней всегда чувствовался стержень, собственные принципы, от которых она ни на шаг не отступает. А еще есть в этой женщине тайна. И даже своим образом она похожа на фею. Как доброй волшебнице из сказки, которой стоит лишь прикоснуться своей хрустальной палочкой к предмету, и все вокруг оживает, так и Айгуль, стоит ей лишь слегка прикоснуться к домбре, как она звучит, даря чарующие звуки. Играет она легко. Можно даже сказать, и не играет вовсе, а лишь дотронется до инструмента, как он сам оживает, выдавая прекрасную музыку степей, мелодию кочевников, чарующие звуки, под которые на джайлау танцуют красные тюльпаны.
Айгуль говорит тихо и мало, за нее обычно это делает домбра. Но свой концерт артистка вела сама. Это как прямое общение с публикой, желание обратиться к людям, почувствовать контакт.
Как оказалось, свой последний концерт в родном городе домбристка давала аж в 2012 году. С тех пор она неоднократно приезжала в отчий дом, но не спешила собирать публику – хороший музыкант, который уважает своих слушателей, тщательно готовится к выступлению, подбирает репертуар, способный показать все возможности двухструнной домбры. Концерт для Улькенбаевой – серьезная встреча с народом. И для нее важно отыграть все композиции в их классическом варианте, так, как их создал композитор – нота в ноту, так сказать, в первозданном виде. Такое получается только у мастеров, так получается у Айгуль Улькенбаевой.
Домбристка не просто вела свой концерт, она посчитала нужным рассказать о каждом композиторе, авторе произведения. Это Еспай, Мырза, Казангап и многие другие.
– Для меня трогательно играть именно здесь, во Дворце культуры имени Курмангазы, – сказала Айгуль Улькенбаева. – Много лет назад, когда я училась в четвертом классе, именно на этой сцене состоялся мой дебют. С тех пор я играю перед публикой и очень благодарна своим слушателям за верность, за уважение.
Цветов в тот вечер было очень много. Их преподносили Айгуль все полтора часа, пока шел концерт, люди разного возраста, начиная от малышей и до убеленных сединами стариков. И даже иностранцы, едва ли что-то понимающие в домбре, но очарованные казахской народной музыкой, не жалели букетов и аплодисментов. Это был один из самых памятных для Айгуль Улькенбаевой вечеров, когда она в изумрудном, а потом и в черном платье блистала на сцене вместе со своими учениками, лауреатами республиканских конкурсов Абижаном Толдыбаевым, Жарасом Сатыбалды, Ерасылом Адилбековым и другими. На сцене выступили студенты отделения домбры Академии народной музыки имени Д. Нурпеисовой.
Айгуль Улькенбаева родилась в музыкальной семье в Исатайском районе Атырауской области. С первых дней ее появления на свет в доме звучала музыка, и маленькая девочка легко засыпала под ее убаюкивающие мелодии. «Домбристкой будет!» – сказал ее отец, известный музыкант Нариман Улькенбаев, и стал ее первым учителем.
С тех пор Айгуль Улькенбаева живет и дышит домбровой музыкой. Артистка подготовила к выпуску несколько сборников кюев, в том числе и для иностранцев, книгу с диском «Күй ғұмыр», создала этнофольклорную группу «Керуен». И с большим успехом преподает в Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, на кафедре домбровой музыки. Является почетным гражданином Исатайского и Кызылкогинского районов.
– Возможности домбры безграничны, – считает Айгуль Улькенбаева. – Хоть у нее и две струны, но потенциал просто неиссякаемый.
– Что для вас домбра?
– Домбра для меня – это моя душа, мое состояние, внутренний голос. Она и развлекает человека, и плачет с тобой, и лечит тебя. Для меня это божественный инструмент.
– Вы часто приезжаете в Атырау на различные конкурсы, работаете в составе жюри. Как вы оцениваете музыкальные способности наших ребят?
– У нас очень сильное музыкальное училище, сейчас это Академия народной музыки имени Д. Нурпеисовой. Сильным училище было всегда, и я рада отметить, что свои навыки, свой опыт и традиции оно не растеряло. Очень много молодых способных музыкантов. И я чувствую, что идет прямо-таки волна талантливых домбристов. В каждом регионе домбра звучит по-разному. В Атырау она более жестче что ли, суровее. Кочевники ведь сочиняли домбровую музыку исходя из местности и климата, где селились. У нас это суховей, суровые условия. И поэтому инструмент звучит тверже и решительней. А вообще одна и та же музыка всегда звучит по-разному. Поэтому она и считается неповторимой.
Марина КУАНЫШЕВА