Новости

Высоко не сижу, далеко не гляжу

Каждый год в Атырауской области повторяется одна и та же история возгорание камышовой растительности, удушающий смог, накрывающий город и населенные пункты. Такая вот ситуация, и без этого едкого дыма в регионе с экологией не все в порядке. Технику спасателям выделяют, однако горит регулярно. Какие еще надо принять меры, чтобы подобное больше не повторялось?

А мы его тушим… хлопушками

Камыш горел весной нынешнего года, и еще совсем недавно. В октябре атыраусцы снова ощутили на себе последствия. Густой вонючий смог накрыл населенные пункты, вызывая першение в горле, кашель; от него слезились глаза. ДЧС Атырауской области предоставлял информацию, где горит, какая техника используется для тушения, в общем, держал народ в курсе действий пожарных. 7 октября чеэсники провели аэровизуальную разведку вдоль побережья Каспийского моря на вертолете ЕС-033 «Еврокоптер» и увидели, что камыш тлеет на площади 5 га в 43 километрах от Курмангазинского района. Тогда еще вспыхнуло 3 га травы в 20 километрах от этого района на участке «Кара пишен». 24 сотрудника ДЧС, вертолет и одна единица техники были задействованы для тушения возгорания тростниковой растительности. В тот день на очаги горения сбросили более 30 тонн воды с помощью водосливного устройства, что на вертолете Ми-8 АО «Казавиаспас». Также боевые расчеты из пожарных частей области и на внедорожнике Трэкол потушили очаги горения всего на 0,5 га при помощи мотопомп и подручных средств – хлопушек, лопат. Заболоченность территории и отсутствие автомобильных дорог затрудняли тушение тростниковой растительности. В ночное время чеэсники остались.

На следующий день продолжили справляться с огнем. Снова использовался вертолет Ми-8 с водосливным устройством, автомобиль Трэкол. В очагах возгорания работали с помощью мотопомп и подручных средств. С вертолета сбросили еще 31 тонну воды. Но огонь появился еще в другом месте. Через пару дней камыш стал тлеть в 40 км от села Еркинкала на побережье Каспийского моря – на территории государственного природного резервата «Акжайык». Почти 50 человек из числа работников ДЧС и резервата с помощью 16 единиц техники бросились тушить пламя. Только с наступлением темноты работы по тушению временно пришлось свернуть. На следующий день загорание тростниковой растительности удалось локализовать и впоследствии потушить.

А однажды тушение возгорания в прибрежной части Каспийского моря даже едва не привело к гибели пожарных.

По словам главного специалиста службы пожаротушения ДЧС Атырауской области Радмира Каримова, в гарнизоне имеется 123 единицы техники (специальной – 15, основной – 63, остальная – вспомогательная), из которых 68 единиц – высокопроходимая техника. Для противопожарной защиты Атырауской области  количество техники для тушения пожаров достаточно, сказал представитель службы спасения. В 2023-2024 годах из местного и республиканского бюджетов был приобретен дополнительный объем. Однако…

– Камышовые пожары происходят в неблагоприятных, болотистых местах, где наши машины попросту не могут проехать. Поэтому необходимо приобрести технику – прицеп-цистерну тракторную 2 ПТЦ-4 «Мещера», гусеничный трактор с ковшом, плуг Гетман-6, внедорожник-трактор – за счет местного бюджета. Такая техника может справляться с камышовыми пожарами в сложных условиях, – проинформировал Каримов.

А вопрос с техникой и ныне там

Депутат Атырауского областного маслихата Арман Хайруллин считает, что тушить горящий камыш подчас опасно для огнеборцев. Вопрос же с техникой депутатский корпус пытался решить не единожды.

– За последние 10 лет Каспийское море ушло далеко, и на казахстанской части оголилось 6 млн га дна. На большинстве этих территорий имеются водно-болотные угодья с тростником и органическим торфом. Иссушенный засухой органический материал горит при любом удобном случае, будь то поджог или оптический удар от стекла. В труднодоступных местах сложно добраться сухопутной технике. В прошлом году на пожарах в резервате «Ак Жайык» мы видели, как застревали в мягком грунте пожарные машины, как пожарные расчеты не могли добираться до очагов возгорания. А еще раньше целиком сгорел вездеход, пожарным удалось спастись, лишь забравшись на столб. Отправлять людей туда опасно, – считает Хайруллин. Они с коллегами от имени маслихата Атырауской области написали письма в Министерство ЧС, встречались, с министрами ЧС и бюджетного планирования, просили выделить воздушную флотилию для тушения возгораний с воздуха, предоставили перечень авиатехники.

–  А воз и ныне там. Одной-двух единиц вертолетов уже не хватает. Реалии сложились совсем другие. Обширная территория в 800 км только у нашей области. Стоит задача быстрого реагирования и тушения пожаров, поскольку дым от камыша едкий и имеет свойство трансграничного переноса, – акцентирует депутат облмаслихата.

Горек дым

На уровне Правительства проблему возгораний камыша в прибрежной части казахстанского сектора поднимал депутат Мажилиса Парламента, член фракции партии «AMANAT» Дуйсенбай Турганов. Еще в прошлом году он бил тревогу о серьёзных экологических проблемах в Атырау, так как считает: принимаемых мер по предотвращению пожаров еще недостаточно. Об этом «ПК» рассказывала 23.05.2024 года «Горек дым. Почему тушение камыша в Атырауской области становится всё труднее?». Тогда мажилисмен направлял первому заместителю Премьер-министра РК Роману Скляру соответствующий запрос, в котором отмечалось, что жители Атырау вновь столкнулись с экологической катастрофой: в городе в прошлом году произошло сразу три экологически неблагоприятных события. Минэкологии и природных ресурсов оценило эти события как внештатную ситуацию. Мажилисмен отметил, что в связи с проблемой возгорания тростника министерству нужны новые способы решения проблемы. Сжигание тростниковых полей на побережье Каспия продолжается несколько лет подряд. В 2023 году площадь пожара превысила 130 га. Из-за того, что пожары происходят в заболоченной местности, работы по его тушению с каждым годом становятся все сложнее. Материально-техническая база департамента по чрезвычайным ситуациям имеет мало шансов быстро реагировать на происходящее. Например, отсутствие пожарных вертолетов, водно-наземных специальных судов. О дефиците спецтехники, вопрос о ее получении неоднократно поднимался, но, увы, пока так и не нашел решения», указывалось в запросе. А в ответе мажилисмену, в частности, отмечалось, что в целях профилактики лесных и степных пожаров АО «Национальная компания Қазақстан Ғарыш Сапары» осуществляет анализ сезонной динамики сгоревших площадей и космический мониторинг площадей лесного фонда, на которых прошли лесные пожары. Что касается улучшения материально-технической базы государственного природного резервата «Акжайык», то МЧС РК и МЭПР РК совместно разработан комплексный план первоочередных мер в сфере гражданской защиты на 2023-2027 годы. Комплексный план на среднесрочную перспективу поможет укрепить материально-техническую базу населения, объектов и территорий Министерства экологии и природных ресурсов (комитет лесного и животного мира), а также местных исполнительных органов (природоохранные подразделения). Запланировано материально-техническое обеспечение природоохранных и лесохозяйственных учреждений (приобретение специальных транспортных средств и приспособлений, а также с установкой систем раннего обнаружения пожаров и пожарно-контрольных вышек) на сумму 55 182 084 тыс. тенге. В ответе еще значилось, что РГУ ГТР «Акжайык» на 2023-2027 годы на улучшение материально-технической базы предусмотрено 975 760 тыс. тенге: на 2023 год – 303 943 тыс. тенге, на 2024 год – 150 356 тыс. тенге, на 2025 год – 150 356 тыс. тенге. Также на 2026 год – 150 698 тыс. тенге, на 2027 год – 220 407 тыс. тенге.

Для оснащения МЧС сделано немало, но еще не полностью. 15 октября 2024 года депутат Мажилиса Парламента Дуйсенбай Турганов в разговоре по телефону сообщил, что спецтехники на воздушной подушке пожарным не хватает, это то, что не докупили. Сейчас идет рассмотрение республиканского бюджета, и депутат Мажилиса будет поднимать ряд вопросов, в их числе о приобретении спецтехники.

Кому вышка требуется?

В свою очередь директор государственного природного резервата «Акжайык» Асхат Карабалиев рассказал, что система раннего обнаружения пожара в черте резервата находится на стадии приобретения за счет местного бюджета.

– По норме положенности техники у нас достаточно. После приобретения и установки системы раннего обнаружения пожара и пожарно-наблюдательных вышек, думаю, мы незамедлительно примем меры по тушению и нераспространению пожаров на территории резервата. Так как основная его часть находится на водно-болотных угодьях, требуется гусеничный вездеход, еще Трэколор, а для постоянного патрулирования – квадроциклы, – объясняет Асхат Маратович. Добавив, что ежегодно возгорания в резервате происходят из-за человеческого фактора, то есть несоблюдения противопожарной безопасности. Но отмечались случаи, когда огонь вспыхивал в сухих камышах из-за ударов молнии.

О потребности вести постоянный мониторинг прибрежной части Каспийского моря сказал и исполняющий обязанности руководителя департамента экологии по Атырауской области Ерлан Есенов. Вся работа должна начинаться с предупреждения, выявления очагов, поэтому важно усилить мониторинг, а проводить его с помощью вертолета, дронов.

Чем быстрее удастся обнаружить огонь, соответственно скорее принять меры, тем самым он не распространится на огромные площади и не заполонит населенные пункты густым едким дымом.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button