Кто победит – ты или экран?
Когда увлечение видеоиграми становится приоритетом для ребенка, вытесняя учебу, сон и даже общение с окружающими, это повод для беспокойства. Если ребенок проводит за играми все свободное время, становится раздражительным, когда его просят отложить телефон, или начинает врать о том, сколько времени он провел за компьютером, это тревожные сигналы. Данная тема становится актуальной с наступлением учёбы. Тем более, когда в стране отмечались случаи суицида или правонарушений среди детей. Атырауские психологи разъяснили, как отличить юного игромана.
Чтобы лучше разобраться в проблеме, редакция «ПК» поговорила с педагогом-психологом школы лицея №17 Айгерим Ержановой. По ее мнению, одним из ключевых признаков зависимости является потеря контроля над временем. Например, ребенок может сесть утром за игру и просидеть до поздней ночи, забывая про все остальное. Появляются проблемы с учебой, он перестает выполнять задания, теряет интерес к общению с друзьями и увлекается только играми. Кроме того, дети часто начинают скрывать количество времени, проведенного за играми, и проявлять агрессию, когда их ограничивают.
Наиболее уязвимы подростки, поскольку в этот период происходит переоценка ценностей, и видеоигры могут заменить важные жизненные аспекты, такие как учеба и личные отношения. Важно понимать, что ребенок не просто уходит в игры, а ищет в них спасение от чего-то. Игры – это не только побег из реального мира, но и способ получить легкие достижения. В виртуальной среде подросток может быстро ощутить значимость, силу и контроль, чего ему, возможно, не хватает в реальной жизни. Это ощущение успеха и важности, достигнутое вне реальности, может создать иллюзию полноценности, что затрудняет возвращение к реальным задачам и вызовам.
– Конечно, не все видеоигры вредны. Некоторые из них развивают координацию, стратегическое мышление и внимание. Однако важно следить за тем, чтобы игры не становились единственным способом времяпровождения, – говорит психолог.
Чтобы предотвратить зависимость, необходимо установить четкие правила и ограничения по времени зависания в телефоне или компьютере. Родители должны интересоваться, во что играют их дети, и показывать пример правильного использования технологий. Важно предлагать ребенку альтернативные занятия: спорт, кружки, общение с друзьями. Это поможет разнообразить его досуг и избежать развития зависимости.
– В конце концов, видеоигры – это лишь один из аспектов жизни, и важно, чтобы у ребенка была возможность развиваться в разных направлениях, а не уходить в виртуальный мир, игнорируя реальный, – заключает Айгерим.
Мнения жителей Атырау о видеоиграх
В ходе опроса, проведенного «ПК» среди жителей, мнения о вреде видеоигр разделились. Одни респонденты отмечают негативные последствия, особенно для детей, другие же подчеркивают, что все зависит от конкретной ситуации и подхода к играм.
– Безусловно, видеоигры могут нанести вред. Как мама двух девочек, я вижу это на их примере. Когда у них что-то не выходит в игре, они начинают нервничать, злиться и даже стучат по экрану телефона. Это явно негативно влияет на их психику, – говорит мама двух девочек.
Другие горожане подходили к вопросу более гибко, указывая на то, что влияние игр зависит от их содержания и того, как именно они используются. Один из опрошенных считает: «На мой взгляд, видеоигры могут быть как вредными, так и полезными – всё зависит от самого человека и того, как он их использует».
Эту мысль поддержала и молодая мама новорожденного ребенка, которая считает, что зависимость от игр может развиваться постепенно, но важно учитывать, что не все игры одинаково вредны: «Есть те, что приносят пользу. Но лично я все же склоняюсь к тому, что они несут больше вреда. Если у взрослых есть зависимость от них, то что уж говорить о детях?»
Категорически против игр выступил еще один респондент, объясняя свою позицию так: «Потому что это разрушает, как по мне, человеческое восприятие, развитие креативности и всё, что с этим связано».
В общем, большинство участников опроса согласились с тем, что влияние видеоигр нельзя оценивать однозначно. Оно зависит от типа игр, возраста игрока и подхода к использованию времени, проведенного за играми.
Осмотр территории видеоигр
Игры вроде Valorant, Dota 2, Counter-Strike: Global Offensive (CS:GO) и PUBG считаются одними из самых агрессивных. Хотя они в основном популярны среди взрослых, в них часто играют и школьники. Такие игры могут вызывать у детей стресс и агрессию, особенно если они часто проигрывают или сталкиваются с токсичными игроками. К сожалению, даже взрослым бывает сложно контролировать свои эмоции. При всём при этом такие игры развивают полезные навыки: быструю реакцию, стратегическое мышление и работу в команде. Важно, чтобы родители следили за временем игры и за тем, с кем взаимодействует ребёнок, чтобы избежать негативных последствий, таких как агрессия или зависимость.
Популярной среди детей игрой является Мinecraft, где можно создавать разные вещи из кубиков – это вроде виртуального «лего». В игре можно строить дома, фермы, заводить животных и даже путешествовать по огромным мирам. Все выглядит как большие квадраты, но в этом и есть красота – можно построить что угодно, включая огромные замки или маленькие домики. Важно, что игра позволяет делать всё по-своему: можно спокойно строить или сражаться с монстрами, если хочется.
– Когда впервые запустил Minecraft, я был ребенком, в замешательстве – никаких тебе сюжетов, да и игра сильно отличалась от всего, что я видел раньше. Но сейчас, оглядываясь назад, понимаю: она действительно развила у меня пространственное мышление и креативность. Даже сегодня в Minecraft создают копии настоящих процессоров, а в некоторых странах её используют для дистанционного обучения. Удивительно, как обычная на вид игра может так сильно влиять на развитие, – говорит горожанин Марк Лазарев. Сейчас он окончил университет, но все равно не прочь иногда сыграть в видеоигры, в том числе Minecraft.
Еще одна нынче популярная игра у школьников – Brawl Stars – мобильная многопользовательская игра, где игроки сражаются друг против друга в командах или индивидуально, используя уникальные персонажи (бравлеры). Она ориентирована на быстрые сражения, требующие тактических навыков и быстрой реакции.
Учитель русского языка и литературы Атырауской школы Ольга Кравцова делится издержками профессии. На переменах дети часто играют в разные сетевые игры, что приводит к проблемам с дисциплиной. Даже после того, как прозвенит звонок, внимание школьников все ещё полностью сосредоточено на игре.
– Сетевые игры очень затягивают, ведь их нельзя поставить на паузу. Каждому поколению своё, и, думаю, нет ничего страшного, если дети в меру увлекаются ими. Правда, бывает грустно смотреть, как они, сидя в одной комнате, даже за одной партой, никак не контактируют, – говорит учитель.
Алёна СОЛОДОВНИКОВА