Чтобы не было поколений Y и Z
Социальное иждивенчество представляет собой сложное и в то же время противоречивое явление. Очевидно, что способности людей обеспечить себя и свою жизнь далеко не одинаковы. Это связано как с социально-демографическими факторами – возраст, пол, семейное положение, состояние, здоровья, так и с требованиями, которые выдвигает общество, – уровень образования, квалификация, знание языков и т. д.
По этим объективным причинам определяется часть населения, временно или постоянно находящаяся на иждивении общества.
Однако сегодня я хочу поговорить не о той категории людей, которая вынуждена в силу определенных жизненных обстоятельств находиться на иждивении у государства, а о сознательном паразитировании в обществе.
Глава государства Касым-Жомарт Токаев в своем послании народу Казахстана как раз и обращает внимание на то, что в стране немало граждан, намеренно использующих социальные программы в личных интересах. И он поручил уделить больше внимания этим вопросам в проекте Социального кодекса. «Следовательно, необходимы радикальные изменения. И закон, и общество должны изменить сознание людей», говорится в послании.
А главное – «такой неприятный образ жизни не должен негативно сказываться на воспитании потомства».
Вы знакомы с теорией поколений?
Смысл теории в том, что каждые 20-25 лет на свет появляются люди, мировоззрение которых не схоже с убеждениями предшественников. Одним из таких поколений, которое мы получаем сейчас в лице выпускников вузов, является вторая часть поколения Y и поколение Z. Молодые люди, желающие иметь всё, здесь и прямо сейчас, без особых усилий и стараний, Digital-поколение, не имеющее своей точки зрения ни на одну из важных тем, живущих «по кайфу», инертное и обладающее поверхностными знаниями в разных областях.
В рамках работы сети оздоровительных центров, которыми я руковожу на протяжении 13 лет, нам зачастую приходится работать с новым поколением молодых сотрудников, выпускников высших учебных заведений с нулевым багажом знаний в своей профессиональной области. Мы регулярно сталкиваемся с таким феноменом, когда из 12 участников, ранее подтвердивших свое участие в интервью, на собеседование приходят 3-4 человека. А если из них остаются 1-2 человека на стажировку, то это победа, но не финал. С этого дня начинается большая и долгая работа. Работа над дисциплиной, эмоциональным интеллектом, воспитанием, расстановкой приоритетов.
Однако не все согласны работать над собой. Многие из них отказываются меняться и вкладывать в себя новые навыки, умения и, самое главное, опыт. Чаще всего катализатором таких ситуаций служит не только природа, заложенная поколением, но и цифровая зависимость, которая сейчас ярко иллюстрирует возможность заработать без каких либо усилий. Зачем тратить свое время на работу с детьми, вкладывать в себя по крупицам знания и опыт, когда можно обучиться у популярного блогера новой профессии, существующей только в цифровом мире, и получать миллионы?
Именно эту категорию молодых людей я бы обозначила виртуальным иждивенчеством.
Тот самый популярный блогинг, взращивающий сегодня в молодежи понимание, что виртуальное попрошайничество – это норма. Блогинг, искажающий сознание, не имеющий никакого культурного и духовного значения. Ну, не могут все стать блогерами…
Если бы не было космонавтов, врачей, ученых, физиков, строителей и учителей, каков бы был наш мир? Нужно осваивать новые профессии, прививать правильные ценности, не взращивая в молодежи эмоциональную инертность.
Сегодня детей невозможно вырвать из контекста современности. Подрастает новое поколение, которое обучается и воспитывается в нашем детском саду и центрах. И наша задача – прививать детям понимание того, что каждому человеку необходимо иметь свою миссию и цель. Прививать правильные культурные ценности, учить видеть прекрасное в естественном мире. Учить культуре, поведению в обществе, уважению к истории. Все это вобрала в себя наша авторская программа раннего развития детей «SauleMy», которая с самого раннего возраста позволяет развивать эмоциональный интеллект, финансовую грамотность и здоровый интерес к знаниям.
Центр всестороннего интеллектуального и творческого развития детей «SauleMy», занимаясь социальным предпринимательством, понимает, что населению необходима социальная поддержка. В качестве социального предпринимательства наш центр функционирует уже седьмой год, в нем представлены различные образовательные и творческие направления: продленка для малышей и школьников, подготовка к школе, курсы английского языка, художественная студия, современная хореография и гимнастика.
Основой же центра «SauleMy» стали занятия для детей от восьми месяцев до пяти лет по нашей одноименной авторской программе, которая, пройдя апробацию, в том числе и при работе с детьми с особенностями в развитии, была внедрена в качестве учебной программы в детский сад «SauleMy –Novye Deti» . В нашем детском саду ежедневно проходят не только занятия по вышеупомянутой программе, но и дополнительные направления: музыка, хореография, каратэ, английский язык. В рамках программы «Эрудит» наши занятия включают «страноведение», «уроки этикета», «экология», «золотое наследие» и «познание мира», чтобы расширить кругозор у детей с самого раннего возраста. И главная миссия учебного центра – это не просто образование и творчество, а воспитание, их раскрепощение и вклад в их будущее.
Главный парадокс заключается в том, как в абсолютной доступности всего пробудить интерес к знаниям в детях? Каждая школа, каждое дошкольное учреждение, независимо от формы собственности, должно подвигнуть каждого своего ученика на мечту и цель. Ведь только достижение своей миссии окрыляет и позволяет двигаться вперед!
Сегодня необходимо, осознавая ошибки, которые мы допустили с поколениями виртуального иждивенчества, вложить самое ценное в наших малышей. Каждый родитель должен осознанно подойти к своей миссии воспитания. Воспитывать должны не планшеты и телефоны, а родители, которые вкладывают, прививают ребенку другие интересы: игра в шахматы, изучение потаенных мест Вселенной и космоса, погружение в географию и древнейшую историю Земли, когда жили динозавры.
Это должно быть двустороннее сотрудничество образовательных организаций и родителей. Мы со своей стороны готовы помочь всем родителям наладить взаимоотношения со своим ребенком. Потому что это – наше будущее, будущее нашей страны.
Сауле ЕРНИЯЗОВА, учредитель центров
всестороннего интеллектуального и
творческого развития детей «SauleMy»
и детского сада «SauleMy — Novye Deti», бизнес-вумен