МолодежьНовостиОбщество

Вернуть веру

О чем можно или нельзя говорить с ребенком, у которого есть суицидальные мысли? Как добиться его доверия и предотвратить трагический исход? По какому алгоритму работать при совершенном суициде? Об этом говорилось на состоявшемся для школьных педагогов-психологов семинаре «Оценка аутодеструктивного поведения и организация психологической службы». Встреча прошла в актовом зале школы №2 имени Ж. Нажимеденова под руководством психологов КГП «Центр психологической поддержки».

Как сообщила «ПК» и.о. руководителя центра психологической поддержки при областном управлении образования Шынар Тукенова, сегодня в терминологии психологов суицидальное поведение заменено на «аутодеструктивное поведение».

В ходе семинара 30 школьных психологов, разделившись на три команды, обсуждали и находили решения по предложенным спикером разным ситуациям. Также они отвечали на вопросы. К примеру, нужно было ответить, в чем причина появления мысли о самоубийстве. Первым психологи назвали ситуацию в семье, где есть скандалы, рукоприкладство, по их словам, 92 процента суицидов происходят из-за семейных отношений. И только восемь процентов из-за других обстоятельств: несчастная любовь, буллинг одноклассников и т.д. Также участникам семинара предлагали назвать, какие пять вопросов нельзя задавать и что можно говорить ребенку, думающему добровольно уйти из жизни. Можно говорить: «Ты не один», «Я всегда поддержу тебя», «Я с тобой», «Всё будет хорошо», «Я люблю тебя». А такие вопросы как: «Кто обидел тебя?», «Почему ты без настроения?», «Тебя кто-то буллит?», «Какие у тебя мечты?», «Почему ты хочешь умереть?», задавать нельзя.

Методист центра психологической поддержки Жанна Болатова отметила, что нужно выявить, как часто приходят мысли о суициде: если один раз в несколько месяцев, это низкий уровень опасности. Если два раза в неделю, это говорит уже о высоком уровне угрозы. Чем больше стресса, тем быстрее ребенок придет к мысли расстаться с жизнью.

В ходе семинара проводили ролевые игры психолога и школьника, имеющего суицидальные намерения. Специалист должен был продемонстрировать свое умение помочь ребенку избавиться от тяжелых мыслей.

Небольшой видеофильм, показанный участникам семинара, взволновал всех. По сюжету подросток – единственный ребенок в семье. За обеденным столом родители заняты своими разговорами, они не замечают сына. Мальчик взволнованно просит отца пойти вместе на футбол с участием какой-то зарубежной знаменитой команды. Но отец обрывает его, говоря, что ему некогда. Он готовит очень важный проект, который принесет большие деньги… Потом мама с папой ссорятся из-за того, кому идти на собрание в школу. Вечером конфликт продолжается, а сын лежит в своей комнате грустный. В школе он начинает вести себя агрессивно, грубит, разговор с психологом ни к чему не привел. Однажды полицейский предупредил отца, чтобы тот поговорил с сыном. Но тот отмахнулся.

…И вот подросток стоит на самом краю крыши высотки. Полицейский сзади просит его одуматься. Вскоре на крышу вбегают родители, учителя. Они плачут, не в силах что-то сказать. Мальчик, смотря на них, тоже вытирает слезы, и тут подбегает отец, обнимая сына за ноги.

Все закончилось хорошо, родители поняли, что ничто не способно заменить семейного тепла. Они получили очень важный урок жизни.

 Надо спасать наших детей

– По постановлению акима области в декабре прошлого года при областном управлении образования был открыт центр психологической поддержки. Нам выделено здание и всё необходимое, мы уже работаем. К аутодеструктивному поведению относятся аддитивные, девиантные, суицидальные и т.д. Мы занимаемся конкретно случаями попыток самоубийства. Сегодня на семинар собрали педагогов-психологов школ, где произошла попытка или оконченный суицид. И чтобы эти трагедии не повторились, мы говорим о том, как выявлять и оценивать аутодеструктивное поведение школьников. В декабре мы с коллегой съездили в Астану на семинар, где спикер из Америки два дня обучал нас этим навыкам. Сегодня остро стоит вопрос спасения наших детей, поэтому данное мероприятие имеет важное значение для нас для всех, – говорит психолог Шынар Тукенова.

По ее словам, в минувшем декабре был также издан совместный приказ Министерств здравоохранения и просвещения с алгоротимом действий при случаях суицида. Там конкретно расписано, кто несет ответственность, что надо делать, какие документы предоставить и т.д. Согласно правилам, школьные психологи должны держать связь с центром психического здоровья, где работают такие специалисты, как медицинский психолог, суицидолог, психотерапевт. Если со стороны ребенка была попытка, или он находится в тяжелом психологическом состоянии, специалисты должны экстренно направить его в этот центр, находящийся в мкр. Авангард. Для этого они должны заполнить специально разработанную таблицу на ребенка.

– А как узнать среди тысячи школьников, что есть мысли о самоубийстве, учитель же может не заметить.

– Да, вы правы, поэтому в выявлении тяжелого состояния ребенка должны участвовать все. В 2022 году был издан приказ министра просвещения, где говорится о создании в школах психологической службы, куда должны войти заместитель директора, психолог и социальный педагог. Для сравнения, раньше за всю работу с детьми отвечал один психолог.

После сегодняшнего обучающего семинара они, в свою очередь, должны поделиться этими знаниями с педагогами своих школ. Когда я работала школьным психологом, всегда говорила учителям: если что-то заметили в поведении ребенка, сразу говорите мне, не бойтесь «ложной тревоги», пусть она будет ложной. Я лишний раз поговорю с ребенком, главное, чтобы он остался жив. Должно насторожить поведение, когда ребенок постоянно дергается или стучит ногами, без конца теребит ручку, то есть проявляет определенную нервозность. Конечно, психологам трудно уследить за всеми, ведь их всего двое на тысячу детей. Поэтому первым на изменения поведения ученика должен обратить внимание классный руководитель, ведь именно он чаще других общается с детьми. Также в течение дня 6-7 предметников проводят уроки, они тоже должны это увидеть, ведь все проходят курс психологии в университете. Наконец, они же родители. Главное – не быть равнодушными. После психологов мы планируем организовать семинар для педагогов. Согласно вышесказанному приказу, в состав психологической службы должны войти все: медсестра, классный руководитель, предметники, родители и даже охранники и технички школы. Директор назначает только главных ответственных лиц.

Как говорилось выше, в большинстве случаев дети страдают и идут на непоправимый шаг из-за скандалов в семье. В психологии распознать состояние ребенка можно даже по походке, одежде… Есть такой термин «язык тела», который способен рассказать об этом.

– Сколько случаев суицида в прошлом году произошло?

– За прошлый год произошло восемь оконченных и 39 попыток суицида. Причины разные. К примеру, родитель отобрал сотовый телефон или учитель поругал и т.д. Был один случай из-за буллинга. Но основное кроется все-таки в семье.

Алмаа ТУРГАН

Алмаа Турган

Специальный корреспондент / Тел: +7 701 414 4641

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button