Щит и меч батыра
Среди исторического и культурного наследия казахского народа особая роль принадлежит древним ремёслам, достойное место среди которых занимает оружейное. Как вооружались кочевники? Об этом интересно рассказал заведующий экспозиционно-выставочным отделом Атырауского областного историко-краеведческого музея Ерлан Тлеккабылов во время онлайн-выставки.
Надо отметить, что теме вооружения наших предков в музее выделен целый зал, который располагает достаточно древними и интересными экспонатами. Они подтверждают оружейные артефакты казахов, как важный источник познания истории страны, его героического прошлого и настоящего. И это очень ценное культурное наследие.
Как рассказывает Ерлан Тлеккабылов, оружие хранит таинственные секреты мастерства, которые развивались на основе преемственности поколений, сохранения и развития лучших традиционных и художественных форм, служили основой для формирования национальной самоидентичности. Оно отражает мужество и героизм народа, вынужденного в течение многих столетий отстаивать свободу, честь и независимость своей Родины.История развития оружейного мастерства казахского народа — это история развития кочевой цивилизации Великой степи, её культуры и неповторимой самобытности, — рассказывает экскурсовод. — Условно оружие кочевников можно разделить на пять видов или, как говорят казахи, «бес қару». Это метательное — лук и стрелы, режущее — мечи и сабли. Еще было рубящее оружие — топоры, секиры, колющее копья, пики и ударное — палицы, булавы.
Самым распространенным оружием у казахских батыров в Средневековье была так называемая изогнутая сабля, или қылыш, хотя прямой меч тоже встречался. Хорошие сабли ценились очень дорого и могли стоить целый табун лошадей. Другое традиционное казахское оружие — копье или найза — имело трехгранный железный наконечник с кистью из конского волоса в месте соединения наконечника с древком, а на другом конце была сделана петля для удобства ношения. Широко распространены были среди казахов и различные виды боевых топоров — балта. Ударное оружие включало в себя различные виды палиц, булав-шестоперов. Использовался такой интересный вид булавы под названием бұздыған (сокрушать, ломать), когда ударная часть была усеяна шипами или имела несколько приваренных пластин.
Как рассказал Ерлан Тлеккабылов онлайн зрителям и слушателям, защищали воинов щит — қалқан, доспехи — сауыт и шлем — дулыға с длинной сеткой для защиты шеи. Доспехи казахского воина весили до 12 килограммов.
Отдельным блоком в оружейном зале музея расположено огнестрельное оружие, самым ценным является винтовка мамлюков, которой четыреста лет и подарена она государственному деятелю Имангали Тасмагамбетову во время деловой поездки в Египет.
-Распространенным у казахов огнестрельным оружием была пятизарядная боевая винтовка, которая так и называлась «бесатар мылтық», — рассказывает Ерлан Тлеккабылов. — Самой старой пятизарядной винтовкой в музее является изготовленное в 1891 году оружие. В нашем музее также есть винтовка всадника Куныскерея Кожахметова, родившегося в 1895 году на зимовке Носер, затерянной в песках Тайсойгана Кызылкогинского района. Он не был воином, но был очень смелым, образованным человеком, открыто выступавшим против репрессий. Винтовка со штыком весит около 4,5 кг и за минуту может выдать 10-12 патронов на расстоянии до двух километров. Огнестрельное оружие может быть богато оформлено, по просьбе заказчика внешнюю часть могли обшить дорогим металлом и камнями. Ружье в подарок считалось признаком дипломатического этикета и подчеркивало военный дух человека, его готовность защищаться.
Есть еще один предмет из коллекции оружия кочевников, который тоже достоин внимания, — это шоқпар — дубина с утолщенным концом. Она изготавливалась из дерева цельно и имела утолщенный конец. Позже всадники придумали другие булавы с короткой цепью — ими удобно было бить соперника, сидя верхом на лошади.
-Оружие казахи высоки ценили и очень берегли. Оно передавалось от отца сыну, из поколения в поколение. Имеющий оружие кочевник мог защитить свою семью и жилище, родную землю, — подытожил свою увлекательную экскурсию Ерлан Тлеккабылов.
Марина КУАНЫШЕВА