Успеть до конца отпусков

В этом году в Атырауском регионе в целом и в самом областном центре реализуются десятки дорожных проектов. Ход выполнения реконструкции и ремонта дорог проверил аким области Серик Шапкенов. «ПК» тоже ознакомилась с реализацией некоторых дорожных проектов.

СЕВЕРНАЯ КОЛЬЦЕВАЯ
ЖДЕТ МОСТА
Глава региона ознакомился с ходом строительства северной объездной трассы общей протяженностью 27,6 км, а также подъездной дороги в город Атырау, начиная от астраханской трассы длиной 5 км. Ее областные власти взяли на баланс в прошлом году. Заехали также на участок дороги в 6,4 км от объездной от проспекта Тайманова до Черной речки. Кроме того, ознакомились с дорожными работами по улицам Тайманова, Гагарина, Ерниязова, проспектам Азаттык и Абулхаир хана, в мкр. Сарыкамыс.
Северная кольцевая автомобильная дорога – это проект, который впервые анонсировался в 2018 году. После затянувшейся стадии разработки проектно-сметной документации и поиска источников ее финансирования строительство наконец-то стартовало в июле 2022-го и завершить его планировалось в 2025 году. Сметная стоимость этой стройки определена в размере 28,4 млрд тенге. Подрядной организацией является совместное предприятие ООО «AzVitr/ТОО АқЖолҚұрылыс». Эта дорога относится к II категории, включает по проекту три транспортные развязки между трассами Атырау — Астрахань, Атырау — Актобе и Атырау – Индербор. Предусмотрено строительство двух мостов через реки Урал и Черную речку или Караозек. По замыслу строительство Северной кольцевой автодороги позволит снизить автопоток в городе Атырау, уменьшить пробки на основных дорогах, сократить число транзитных автомобилей и, в целом, улучшить состояние экологии региона.
Аким области, подойдя к карте этого объекта, выразил недовольство темпами дорожно-строительных работ, как северной кольцевой дороги, так и в целом по другим дорожным проектам республиканского значения. Обратился к директору Атырауского областного филиала АО «НК «ҚазАвтоЖол» Серику Керимкулову:
- Когда начнете средний ремонт дороги «Атырау – Уральск»? Пора бы уже приступать, а не откладывать бесконечно. Вы сейчас сказали, что ставите срок на 2029 год. Но вы понимаете, что до этого времени эта дорога уже разрушится. Вот и по трассе Атырау — Астрахань стартовали с ремонтом в 2018-ом, пообещав завершить в 2022 году, но на дворе 2025 год, и до сих пор она до конца не сдана. Что, ждать еще пять лет?
Также глава региона расспросил о намечаемом проекте расширения доссорской трассы с двух до четырехполосной, отметив, что с запуском строящихся крупных нефтегазохимических производств транспортный поток увеличится в разы. И надо как можно скорее приступить к работам по ее расширению.
Серик Керимкулов пояснил, что на сегодня основная сложность при реализации северной кольцевой дороги состоит в предстоящем строительстве моста через Урал в районе с. Талгайран. Как мы поняли из его слов, подрядчик на сегодня ведет переговоры с субподрядными организациями из других регионов страны по изготовлению и доставке очень тяжелых и крупногабаритных металлических конструкций. У нас такие не производятся. Рассматриваются и другие альтернативные варианты. А до конца года дорожные строители должны уложить все слои основания и заасфальтировать дорогу.
ВЪЕЗД В ГОРОД:
ЗАВЕРШЕНИЕ В 2026-ом
…Мы на пятикилометровом отрезке дороги областного значения при въезде в город от района полей испарения «Квадрат» и до моста через Черную речку в мкр. Сарыозек, который проходит реконструкцию. Из двухполосной она станет четырехполосной. Стоимость этого проекта — 13,2 млрд тенге. Как пояснил представитель подрядной организации — ТОО «Казахдорстрой», на этом участке буквально с этой недели начнется демонтаж существующего мостового перехода, пришедшего в крайне изношенное состояние через, железнодорожные пути длиной 89 метров. А пока построят новый путепровод. Дорожники планируют открыть движение авто через железнодорожный переезд в 2026 году. И на этом отрезке будет построена временная объездная дорога длиной 2 км, с сентября ее начнут асфальтировать.
Затем мы последовали на следующий участок, это 6,4 км дороги от моста через Черную речку до кольцевой развязки на улице И. Тайманова на выезде из города. Стоимость реконструкции — 11,4 млрд тенге, она тоже будет четырехполосной, с тротуарами и уличным освещением. Ширину дорожного полотна расширят до 15 метров. Подрядчик – тоже ТОО «Казахдорстрой», в планах которого открыть в сентябре для движения транспорта одну сторону дороги протяжённостью 5 км. Работы по реконструкции на этом участке до конца года планируется завершить на 70%. Пока здесь освоено 3,4 млрд тенге, еще 3 млрд предстоит освоить до конца года, но средства еще не поступили. По двум вышеназванным проектам сдача объектов в эксплуатацию запланирована на конец следующего года.
99% НЕ ЗА ГОРАМИ
По информации и.о. руководителя областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Ержана Хайноллаева, в регионе осуществляются 78 масштабных дорожных проектов, в прошлом году было отремонтировано и приведено в порядок 312,5 км трасс. И по его словам, показатель дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии достиг 78%. А в нынешнем году в 45 населенных пунктах различными дорожно-ремонтными работами будет охвачено 258,6 км автодорог. Если эти планы осуществятся, то, по прогнозам чиновника, показатель дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии по области достигнет 82%. На предстоящий период в планах строительство дорог в селах Кызыл уй, Жаскайрат (Исатайский район), а также в Курмангазинском районе в аулах Балкудук, Суюндук и Азгир. Готовится ПСД на ремонт и прокладку 280 км трасс. Реализация этих проектов позволит достичь в регионе показателя дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии до 99%, смело уверяют чиновники.
БЛАГОУСТРОЙСТВО
САТПАЕВА ПРОДОЛЖИТСЯ
Как сообщил заместитель акима города Тлек Махуов, наибольшее количество дорожных проектов за последние два года, безусловно, реализовано и выполняется в самом областном центре. Всего реализуется 65 проектов, которые разделены на три года — с 2024 по 2026-ой. По проектам, стартовавшим в прошлом году, завершено 8 по среднему ремонту улиц (улицы Молдагалиева, Алипова, Темирханова, Ахмедиярова, Жумагалиева, Бергалиева, Кошкарбаева, Кулманова и Молдагуловой), есть 6 переходящих проектов по реконструкции на 2024-2025 гг.
– В этом году реконструкцию проходят дороги на восьми улицах, а средним ремонтом охвачено еще девять, прокладывается асфальт по четырем улицам, а общая площадь ямочного ремонта составляет 50 тыс. кв. м. На всех объектах работают согласно установленным графикам. В текущем году потребность в финансировании всех дорожно-строительных и ремонтных работ по городу определена в размере 120 млрд тенге, из них половина фактически освоена. Есть проекты, которые будут завершены в этом году, а часть перейдет на следующий. В частности, в два этапа ведутся работы по среднему ремонту по проспекту Сатпаева. В принципе, мы выполнили запланированные работы. Первоначально говорилось о реконструкции, но так как нижние слои дороги довольно хорошего качества, то надобность в их полной замене отпала. Тем самым мы сэкономили средства. Теперь на следующий год по Сатпаева в планах выполнение работ по благоустройству, это установка малых архитектурных форм, сооружение фонтанов, создание мини-зон отдыха, скверов, – сказал Т. Махуов.
«ОТКРОЙТЕ ЦЕНТРАЛЬНЫЕ УЛИЦЫ К НАЧАЛУ УЧЕБНОГО ГОДА»
Примерно так озвучил аким области Серик Шапкенов свое поручение и потребовал выполнения дорожно-строительных работ качественно и в срок. На всех посещаемых объектах аким области поставил задачи и высказал замечания по усилению темпов выполняемых работ, соблюдению их качества и стандартов. Особенно в центре города с учетом окончания сезона отпусков и начала школьного учебного года, а, соответственно, увеличения транспортного потока. Шапкенов попросил подрядчиков озвучить какие-либо нерешенные вопросы. Как заверили представители подрядных организаций, они укладываются в сроки, обеспечены материалами, техникой и рабочей силой. Разве что есть определенные вопросы по финансированию дорожных работ по проспекту Азаттык. Глава региона обещал посодействовать в этом вопросе и попросил руководство горакимата как можно скорее открыть центральные улицы.
Тимур КАЗИЕВ