ИсторияНовости

Казахское ханство. Начало

В 2017-2018 годах в нашей газете был опубликован цикл статей о казахских ханах. Естественно, всё начиналось с откочевки части племен в Моголистан (современный Жетису) под началом первых казахских ханов Керея и Жанибека. Официальная история, вошедшая в учебники. Но, по-моему, пришла пора вносить в них правки…

«Не ошибается тот, кто ничего не делает», – говорила нам наша учительница математики Анна Матвеевна. Не то, чтобы хочу прикрыться этой крылатой фразой, но все же в какой-то мере она меня оправдывает. К тому же, так заблуждалось абсолютное большинство казахских, и не только, ученых-историков, не говоря уже о таких любителях вроде меня.

Для начала коротко об общепринятой версии. В конце 50-х годов XV века кипчакский батыр убил бия аргынов Акжола. Султаны Керей и Жанибек – правнуки Орысхана, якобы стоявшие во главе аргынских родов, потребовали у Абулхаира хана, которому на тот момент служил Кобланды, сатисфакции, а если точнее, голову каракипчака. Пойти на такой шаг хан, естественно не мог, поскольку племя кипчаков являлось главной опорой трона. Тогда Керей и Жанибек в знак протеста увели подконтрольные им рода в пределы западного Моголистана в долину рек Шу и Талас, где и провозгласили новое ханство, назвав его Казахским. Официальным годом основания нового государства считается 1465 год.

kazahskoe hanstvo. nachalo 1 1

Впервые эту версию выдвинул Шакарим Кудайбердиулы в своем философско-историческом труде «Қазақ айнасы» («Зеркало казахов»). Затем многократно цитируемая версия превратилась в аксиому. Большинство историков и писателей придерживалось именно этой точки зрения. Между тем, у Шакарима не было той обширной научной литературы, которой пользуются нынешние исследователи. В сущности, правильно изложив историю народа, причину раскола ханства Абулхаира Шейбани, он растолковал по-своему, опираясь на предание убийства Акжол бия, которое произошло несколько раньше и имеет совсем другие последствия.

Эта версия до сих пор остается довольно актуальной, многие еще твердо её придерживаются. Но есть и множество доказательств, которые противоречат таким утверждениям. Начнем с главного источника, на который ссылаются сегодняшние ученые, изучающие Казахское ханство и его взаимоотношения с шейбанидами. Это труд «Тарихи Абулхаир хани», написанный в конце XV века на персидском языке по заказу одного из сыновей хана Масудом ибн Усманом Кухистани. Так вот, судя по нему, в окружении Абулхаир хана не было ни Керея, ни Жанибека, ни Акжола, ни Кобланды батыра. Даже о кипчаках и аргынах, как о крупных племенах, игравших ту или иную роль в политической жизни ханства, там не говорится. Нонсенс? Именно!

Второе, Акжол би считается первопредком нынешних казахских аргынов, он — историческая личность. Каракипчак Кобланды – современник Акжол бия. Но при этом они жили лет так за пятьдесят-семьдесят до описываемых событий. В эпосах их имена упоминаются в связи с эпохой борьбы Тохтамыша с Едиге. Есть доказательства, что аргыны тогда активно поддержали последнего единого хана Улуса Джучи Тохтамыша и помогли ему занять великий трон. Не вызывает сомнений и убийство Акжол бия. Виновником недвумысленно называется Кобланды батыр:

kazahskoe hanstvo. nachalo 2

Қара Қыпшақ Қобыландыда нең бар еді, құлыным?

Сексен асып таянғанда тоқсанға,

Тұра алмастай үзілді ме, жұлыным
Адасқанын жолға салдық бұл Ноғайлы ұлының!

Аққан бұлақ, жанған шырақ жалғыз күнде құрыдың,

Қарақыпшақ Қобыландыда нең бар еді, құлыным

(Зачем ты поссорился с Кара-Кыпчаком Кобланды, мой сын?

Я уже стар и немощен, скоро пойдет мне десятый десяток лет…

Для сыновей Ногайлинской земли был ты путеводной звездой!

За что потушили тебя несчастные люди?..

Зачем ты поссорился с Кара-Кыпчаком Кобланды, мой сын?)

Эти строки, принадлежащие отцу убитого Котану жырау, народная память донесла до нас из глубины веков. При всем при этом события, описанные выше, произошли раньше, за несколько десятилетий до раскола в Абулхаировой Орде.

Идем дальше. В труде Кухистани упоминается более двухсот имен, состоявших на службе у Абулхаир хана султанов, беков, батыров. Но, как уже говорилось, среди них нет Керея с Жанибеком. Зато в китайском источнике «Мин шилу» (Доподлинные хроники династии Мин) упоминаются оба султана, только совсем в другой локации. Так, согласно китайским летописцам, будущие основоположники Казахского ханства в 1447 году являются правителями какого-то города в Моголистане, расположенного на реке Или, и имеют 10-титысячное войско. Далее тот же «Мин шилу» в 1453 году упоминает Керея в качестве правителя города Сайрам (если учесть, что городище Сайрам находится на территории современного Шымкента, то Керея можно назвать первым известным мэром Шымкента). Эти сведения напрочь отметают утверждения историков о великой перекочевке казахов от Абулхаир хана в Моголистан.

kazahskoe hanstvo. nachalo 2

Сегодняшние данные позволяют сконструировать другую, нежели официальная, версию событий. Вернемся к эпохе агонии Великого Улуса Джучи. Краткий экскурс. После лет Великой замятни, когда за 25 лет на троне Улуса сменилось 12 ханов, а порой в разных частях государства одновременно провозглашлались сразу несколько, Тохтамышу на короткое время удалось вновь объединить Орду. К сожалению, его авторитета, харизмы и способностей не хватило надолго. Вражда с Аксак Тимуром, ссора со своими эмирами привели некогда гегегомона огромного региона к окончательному краху. Началась еще одна гражданская война, окончившаяся раздроблением империи на несколько ханств. В ходе этой братубийственной войны одним из наиболее ярко проявивших себя чингизидов был Барак хан – внук Орыс хана, сын Куюрчук хана. Все трое успели за краткий исторический период посидеть на великом троне. Барак вместе со своим двоюродным братом – султаном Болатом погибают в 1428 году в стычке с потомками Едыге (кстати, на территории Атырауской области, неподалеку от Сарайшыка). Их семьи в том числе малолетние сыновья Керей (сын Болата) и Жанибек (сын Барака) бегут в Моголистан. Есть данные, что аталыком (наставником) будущих первых казахских ханов был человек по имени Алаш, верный соратник Барак хана. Видимо, именно в Моголистане прошло становление султанов как политических деятелей. Именно на юге нынешнего Казахстана они взрослели, строили карьеру и вынашивали планы по возврату территорий, как они считали, принадлежавших им по праву рождения. Впрочем, считали они вполне справедливо. Владения хана Абулхаира некогда принадлежали Орыс хану и его сыновьям, то есть потомкам 13-го сына самого Джучи Токай-Тимура. Шейбаниди правили западнее, на полуострове Мангышлак. Похоже, возврат своих родовых земель и стал их главной мечтой.

Тем временем, шейбанид Абулхаир ханствовал очень даже неплохо, за сорок лет своего правления он укрепил и расширил границы своего улуса, вел выгодную внешнюю политику, вмешивался, и небезуспешно, во внутренние дела соседей (особенно тимуридов и ногаев). Но к концу своего ханствования его стали постигать неудачи, то ли возраст стал тому причиной, то ли другие какие причины, но дела пошли неважно. В 1457 году ойраты устремились в Сыгнак – столицу ханства Абулхаира. Воины Абулхаира и армия Уз-Тимура-тайши сошлись на поле боя в местности Коккесене в Присырдарье. После поражения Абулхаир отступил в Сыгнак. Ойраты решили не штурмовать столицу, они подвергли грабежу Ташкент с прилегающими территориями и взяли в плен много людей. Возвращаясь обратно, Уз-Тимур-тайши предложил Абулхаиру заключить мирный договор и выдвинул унизительные условия. И хан принял эти условия – обязался платить дань ойратам, отправил своего внука в аманаты. Этот эпизод, видимо, стал основным триггером раскола Абулхаировой Орды. Воинственные племена аргынов и кипчаков, кереев и найманов, возглавляемые своими эмирами и биями, разочаровались в хане.

И, как мне кажется, именно этот момент выгодно использовали токай-тимуриды, чтобы внести раскол внутри Абулхаировой Орды. Скорее всего, в окружении Абулхаира имелись скрытые сторонники будущих казахских ханов, которые стали вести «подрывную» работу. Местное население прекрасно знало о праве потомков Орыс хана на престол в Восточном Дешт-и-Кипчаке. К тому же, стремясь взять реванш у ойратов, Абулхаир задумал поход на ойратов, а для этого требовались средства, которые хан решил изъять у подданных, и увеличил налоги, что вольным степнякам не понравилось, от слова совсем.

Возможно, именно тогда и стали племена перекочевывать во владения Керея и Жанибека. Только во главе этого кочевья будущие правители не стояли, они его встречали с великой радостью и с удовольствием разместили на своей территории. А когда в 1468 году Абулхаир скончался, и в Орде начались беспорядки, связанные с избранием нового хана, Керей и Жанибек предъявили свои права на Улус своего деда – Орыса. Поскольку сил у шейбанидов на противостояние с ними не было, то возвращение оказалось удачным.

И последнее. Вся логика событий тех времен говорит о том, что Керей и Жанибек не считали, что создают новое государство. Вовсе нет. Они, впрочем, как и ханы других осколков Улуг Улуса (Золотой Орды), стремились воссоздать империю в прежнем величии. А первым шагом для этого вернули себе свои родовые владения. В планах было объединение всего Джучиево Улуса. Но… сложилось Казахское ханство. У истории свои законы…

Если уж мы завели разговор о временах образования Казахского ханства, то хочу поведать и о распространенном среди нашего народа выражении «Алаш – алаш болғанда, Алаша хан болғанда», то есть когда алаш был действительно алашем, а Алаша был ханом. Что такое алаш, и кто такой Алаша? Версий много, согласованности нет. Вот еще одна гипотеза, предлагаемая историком Жаксылыком Сабитовым.

Сейчас существует очень такая обоснованная точка зрения о том, что Алаша  хан – это предок династии казахских ханов. Он же Орысхан, то есть это его прозвище. Есть еще одна, тоже достаточно обоснованная версия, которая появилась только недавно, ее отметил Вадим Трепавлов о том, что Алаш, на самом деле, это человек, который жил в эпоху Касымхана и был одним из его главнокомандующих. И это имя стало как бы синонимом термина, то есть нации казах.

Эта точка зрения правдоподобна, мы знаем, что, когда казахи с мангытами объединялись, у них был общий уран (боевой клич) — «алаш». То есть это говорит о том, что действительно, скорее всего, Алаш вместе с его ногайцами, мангытами пришел к казахам, то есть объединился с Касымханом. То есть, Казахское ханство распространилось на широкий простор, занимая всю территорию современного Казахстана, вплоть до Волги. Согласно Мухаммеду Хайдар дулати количество казахов в тот период превышает один миллион человек, что для кочевого государства огромное количество и огромная сила. Его сын, например, ходил в походы в Иран. То есть Касым был действительно величайшей фигурой начала XVI века. Это, получается, был второй золотой век казахов. Тогда казахское войско делилось на два крыла, левое и правое. Одно из них называлось катаган, по примерным оценкам это было около 20 тысяч войска. Другое крыло называлось Алаш-Мыңы, то есть тысяча Алашей — около 30 тысяч войск. И вот согласно некоторым гипотезам Алаш-Мыңы, это было то объединение, в которое входило три казахских жуза. И тогда получается такая вещь, что казахи делились на две части, катаганы и алашмыңы. Около 1627 года происходит геноцид катаганов, то есть это племя фактически уничтожается ханом Есимом, и фактически перестает играть большую роль среди казахов, то есть если до этого их было около 40 процентов от всех казахов, то сейчас их стало меньше одного процента, то есть мы знаем, что это в основном род Шанышклы, который происходит от катаганов. После этих событий Алашмыңы стало единственным объединением казахов, а слово «алаш» стало синонимом казахов. Кроме того, стоит отметить, что жузы первые были отмечены как какие-то образования в конце XVI века в произведении «Мажар аль-аджаиб ва маджма аль-гараиб». Резюмируя все сказанное, можно однозначно утверждать, что первая часть выражения, то есть «Алаш алаш болғанда», означает период, когда казахи и ногаи представляли собой один единый народ. А вот что касается Алаша хана, то тут мнения ученых расходятся. На Алаша хана «претендуют» ханы Джучи, Орыс, Касым и Хакназар.

Сегодня историю нашего народа толкуют по-разному. Мнения расходятся настолько радикально, что иногда становится даже смешно. Некоторые горячие головы «выдали» казахские паспорта царице Томирис и Чингизхану, другие, не менее воинственные, утверждают, что у казахов никогда не было своей государственности. Первые хотят видеть своих предков самыми великими во всей истории человечества, вторые же низводят нас в ничто. Но есть вполне адекватные ученые, историки-профессионалы, которые стараются, работают над тем, чтобы как можно меньше стало темных пятен в прошлом казахов. Они уверены, что работы в этом направлении – непочатый край. Например, в персидских, китайских, западноевропейских архивах хранятся тысячи документов, в которых можно отыскать очень много о нашем прошлом. Большинство из них известны, но не переведены ни на русский, ни на казахский. Значит, мы вправе надеяться, что еще не раз исследователи, изучающие историю государства Казахского, в восторге воскликнут «Эврика!» и порадуют нас новыми открытиями.  

Кайрат САТАЕВ

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также
Close
Back to top button