Про красные караваны
Массовая вакцинация от ненавистного ковида набирает обороты по всему миру,
в том числе и в Казахстане. Все хотят вернуться к нормальной жизни, чтобы статус «Пандемия» исчез для нашей планеты, но пока не все еще готовы сделать ту самую вакцину.
Тем временем современная ситуация с пандемией побуждает заглянуть
в прошлое, разглядеть те моменты и периоды в истории, когда свирепствовали разные эпидемии, и некоторые жители Казахской ССР даже… откупались от прививок!
Обо всем этом в интервью «ПК» рассказала кандидат исторических наук института истории и этнологии им. Валиханова МОН РК Гульмира Орынбаева.
– Гульмира Ускенбаевна, когда год назад пандемия только начинала свирепствовать и был замечен некий ажиотаж, я вспомнила, что ранее в бывшем СССР тоже отмечались эпидемии. Не зря же у поэтов-классиков даже есть строки, посвященные карантину. Казахская ССР пережила в свое время тиф, холеру…
– Да, известные нам эпидемические заболевания, случавшиеся в судьбе казахского народа, как правило, были связаны с социальными и экономическими потрясениями, кризисами. Такой тяжелый, затяжной кризис в истории этноса пришелся на 20-е – 30-е годы прошлого столетия, сложным было для народа и последующее десятилетие.
Именно в первые десятилетия существования советской власти вспыхнувшая гражданская война, перешедшая со временем в партизанское движение «басмачей», бандитизм, продовольственные и имущественные реквизиции, непродуманная коллективизация и седентаризация стали жестокими испытаниями для населения Казахстана. На фоне нищеты, недоедания и голода распространились опасные, сложно поддающиеся лечению «социальные болезни» – эпидемии, такие как сыпной тиф, оспа, малярия, туберкулез.
В Казахской ССР в это время отмечалось общее падение скотоводческого хозяйства. Хотя и в прежние годы, начиная с конца XIX века, казахское кочевое скотоводство все острее стало испытывать кризис, вызванный в основном сокращением кочевых площадей в районе летовок – жайлау, из-за заселения их европейскими переселенцами.
Политические катаклизмы: Первая мировая война, события 1916 года, гражданская война привели к резкому упадку, разрухе сельского хозяйства, нарушению рыночных связей. На бедственное состояние скотоводства в Казахстане указывает широкое распространение эпизоотий. Ежегодно сап, сибирская язва, ящур уносили сотни тысяч голов.
Причинами падения скотоводческого хозяйства у казахов этнограф Диваев называет недостаток пастбищ из-за дальних кочевок; неуверенность в неприкосновенности своего хозяйства и вследствие этого бессистемные и почти беспрерывные перекочевки; частые военные реквизиции скота и фуража; удорожание товаров промышленного производства по сравнению с продуктами скотоводческого хозяйства.
Наблюдался и разгул бандитизма. И все эти факторы в результате и привели к нищете и голоду среди населения, что спровоцировало вспышки различных эпидемий, в том числе и смертоносных, унесших многие тысячи жизней.
– Но потом ведь всё вроде восстановилось. И снова вскоре горе – джут…
– Похоже, что частичная стабилизация как в скотоводческих, так и земледельческих хозяйствах республики наступила в середине 1920 годов, но в 1927–1928 годах исконно скотоводческие районы вновь посетила беда – случился сильнейший джут.
Состояние экономики края к концу 1920-х стало ухудшаться из-за проводимой властями социально-экономической политики, в частности, реквизиции продовольствия и скота. В особенности тяжелым оказалось положение в этот период в животноводческих районах Казахстана.
Как писал литератор Брискин, в результате джутов, происходивших в Адаевском округе в конце 1920-х, тысячи людей превращались в нищих и бродили за подаянием из аула в аул. Этот же автор рассказывает о виденных им толпах людей «босых, невероятно грязных, покрытых болячками и насекомыми, с горящими глазами на исхудалых от голода лицах».
Из Джаркентского уезда в те же годы сообщалось: «Заболеваемость, голод, население в панике, требуется помощь, есть случаи насилия над зажиточными, массовое бегство в Китай, бежали два секретаря ячейки».
А что было причиной широкого распространения всевозможных заразных заболеваний, принимавших временами формы эпидемий, и не только среди казахов? Это – нищета, отсутствие профессиональной медицинской помощи и навыков гигиены у населения.
Архивы говорят, что очень высока была детская смертность – до 46,8%. Бывало, что целое население больших аулов страдало от оспы. Кроме того, среди казахов в тот период широко были распространены кожные болезни: парша, чесотка, лишаи, экзема, фурункулез. О массовой заболеваемости сифилисом, туберкулезом на Мангышлаке, о предрассудках и суевериях, ведущих к антисанитарии и болезням, писал в молодые годы участвовавший в этнографических исследованиях выдающийся казахский ученый Маргулан.
По данным Наркомата здравоохранения республики, число больных сифилисом казахов составляло в те годы около 9%. Зачастую за этот недуг, по замечанию Брискина, принимались нередко встречавшиеся в те годы у бедствующих жителей степей проявления кожных заболеваний.
– И тогда на помощь приходил кумыс, верно? В прошлом году, летом, когда в Атырау было очень много заразившихся КВИ, вмиг подорожал кумыс. Люди вспомнили древние секреты медицины и пили этот целебный напиток…
– В те годы, о которых мы с вами сейчас говорим, казахи при лечении заболеваний прибегали к знаниям народной медицины, обращались за «врачеванием» к муллам и знахарям-баксы. Эффективным методом лечения малярии, например, считалось кровопускание. А вот страдающих туберкулезом, который издавна был распространен в степи, действительно поили кумысом, а еще отварами трав, кормили супом с жирным мясом, конский жир также втирали и в тело больного.
При оспе обладающим оздоровительным свойством считалось мясо горной индейки. С переносчиками сыпного тифа – вшами – пытались бороться при помощи порошков, изготовленных из веществ животного и растительного происхождения.
Венерические заболевания лечили как травами, так и парами сернистой ртути либо приемом внутрь кристаллов медного купороса. Кожные заболевания врачевали при помощи настоек и мазей, изготовленных из растений и животных жиров. Но, надо признать, что в условиях эпидемий архаичная народная медицина была малоэффективна.
– Где-то читала, что нынешний «Денсаулык поезы» – точная копия так называемых красных караванов…
– Да, в 1920-х в степи отправлялись «красные караваны», в составе которых, кроме работников судов, просвещения, сельского хозяйства, трудились и представители здравоохранения, проводившие разъяснительную работу в казахских аулах. На отдаленных кочевьях были организованы «красные юрты», в которых также в числе специалистов из других областей медицинские работники занимались культурно-просветительской деятельностью, в основном привитием санитарно-гигиенических навыков среди казахского населения.
Кроме того, по степи разъезжали передвижные медицинские отряды, которые прикладывали усилия для лечения населения, преимущественно эпидемических заболеваний. Но если оседлое и полукочевое население кое-как было охвачено врачебной помощью, то круглогодично кочевавшие скотоводы оказывались почти лишенными внимания медицинских работников. Такая раньше была слабая система здравоохранения.
Подчеркну, что все перечисленные болезни – сыпной тиф, малярия, венерические заболевания и другие – в то время были распространены не только в Казахстане, но, например, свирепствовали и на территории тогдашней России, в Европе. Антисанитария в среде социальных низов, тяжелый быт, общая и медицинская безграмотность и отсталость были тому причиной.
– А правда, что в начале прошлого века с трудом шло вакцинирование среди сельчан, мол, кто-то даже пытался откупиться?
– Дело в том, что новая советская власть предпринимала усилия для локализации и ликвидации эпидемиологических заболеваний в меру своих возможностей той поры. Еще в дореволюционную эпоху российские власти среди казахов пытались организовать в широком масштабе оспопрививание. Однако это вызвало панику у части местного малограмотного населения, некоторые даже пытались откупаться от прививок, о чем с осуждением сообщалось в газете «Дала уалаяты».
В какой-то степени этот факт ассоциируется с современной ситуацией, когда несведущие люди также пытаются сеять панические настроения в отношении прививок от коронавируса. А зря.