КУРУЛТАЙ КАЗАХОВ: ОТ БУКЕЙХАНОВА ДО НАШИХ ДНЕЙ…
Итак, Глава государства Касым-Жомарт Токаев подписал Указ о создании Национального курултая. Как указано в документе, Национальный курултай станет консультативно-совещательным органом при президенте. Отмечается, что основной целью его деятельности станет выработка идей по развитию общественной консолидации в республике. Мы ещё не раз вернемся к идее и самой сути создания такого органа, но сегодня хотим затронуть тему проведения курултаев, как национального съезда в новейшей истории Казахстана, и не только…
Согласно официальным данным, Первый Всемирный курултай казахов проходил в Алматы в октябре 1992 года, с участием казахских диаспор из 30 стран. Кстати, по инициативе делегатов данного Курултая была создана Всемирная ассоциация казахов. Второй Курултай прошел в Туркестане в 2002 году. Астана встречала делегатов III Курултая в сентябре 2005 года, в нем приняли участие более 300 делегатов из 32 стран и более 200 представителей со всех регионов Казахстана. IV и V всемирные курултаи казахов прошли в Астане летом 2011 и 2017 гг., соответственно.
Теперь Национальный курултай создан, как указано официально, как консультативно-совещательный орган. О его нынешней роли мы подробнее остановимся в своих будущих публикациях. В разные годы «ПК» не раз писала на эту тему, но решили сегодня вернуться к ней с другого ракурса. Известно, что в начале прошлого столетия казахи уже проводили курултаи, где представители регионов впервые в современной истории хотели на основе парламентаризма создать свою автономную республику.
Так вот, одним из основоположников этой идеи были Алихан Букейханов, лидер движения алашординцев, один из создателей партии Алаш. Сегодня мы и поговорим об этой исторической личности. Тем более есть повод для сравнения исторических событий, связанных с курултаем.
КТО ОН?
Прежде чем ответить на этот вопрос, остановимся на его родословной. Алихан Букейханов является чингизидом. Прямой потомок старшего сына Чинхисхана — Джучи. Один из последних казахских ханов Букей является прадедом Алихана. Родился он 5 марта 1866 года в Каркалинском уезде Семея. Когда Алихану исполнилось 9 лет, отец его отдает на обучение местному мулле, но смышленый малыш, поняв, что дети, обучающиеся в городской трехклассной школе, более развиты разносторонне, по собственному желанию переводится в это образовательное учреждение. После школы учился в Омском техническом училище и получил специальность механика, а уже в 1890-1894 годах становится студентом Санкт-Петербургского технологического института лесного хозяйства. В этом высшем учебном заведении молодой Алихан принимает активное участие в работе различных студенческих кружков политической направленности, которые на тот момент бурно обсуждали будущее России в ХХ веке. Как свидетельствуют ученые-историки и библиографы Букейханова, студенческая пора утвердила сознание о независимом государственном устройстве казахского народа и вооружила, как сейчас модно выражаться, новыми политтехнологиями.
По возвращении в Омск Букейханов становится членом партии «Народная свобода», организовывает маленькую ячейку из числа представителей казахской интеллигенции. В 1905 году в целях создания филиалов Российской конституционно-демократической партии (партия кадетов) проводит обширные собрания в Уральске, Семипалатинске. Становится одним из инициаторов антицарской Каркалинской петиции, которую подписали 14 500 человек. В 1905 году Алихан Букейханов от имени казахов Семипалатинска был избран депутатом 1-й Государственной Думы. Но он не смог принять участие в работе Думы, так как по необоснованному указу Степного генерал-губернатора и без судебного следствия был заключен на три месяца в павлодарскую тюрьму. По освобождении из тюрьмы Букейханов отправился в Санкт-Петербург, но Дума уже была расформирована по указу царя. Недовольная этим решением императора часть депутатов выехала в Выборг и подписала обращение. Подписал его и Букейханов, за что был заключен на три месяца в семипалатинскую тюрьму, позже был выслан в город Самару, где имел право заниматься только лишь научными работами. По окончании срока ссылки в 1916 году он приезжает в Оренбург, где начинает активную политическую деятельность. Избирается в городскую Думу от имени местных казахов. Позже становится делегатом 1-го Российского съезда мусульман, членом фракции мусульман Государственной Думы. Кстати, среди делегатов 1-го съезда мусульман был и наш земляк Халел Досмухамедов. Позже их жизненные пути еще не раз пересекутся…
ГРАНИ ЛИЧНОСТИ
Алихан Букейханов является первым библиографом Абая. Его перу принадлежат более 100 научных трудов по этнографии, истории, устному народному творчеству, литературе и фольклору. Является автором научных трудов по животноводству и растениеводству. Он стал инициатором и первым издателем таких известных народных эпосов, как «Козы Корпеш и Баян сулу», «Ер Таргын» и «Ер Сайын». По воспоминаниям академика Алкея Маргулана, в период с 1925 по 1927 год Букейханов был профессором Ленинградского государственного университета. Был одним из тех деятелей казахской интеллигенции, кто принимал непосредственное участие в становлении национальной журналистики. Он был инициатором появления казахских отделений в русской периодической печати региона. Например, в 1889 году стал выходить вкладыш газеты «Акмолинские областные ведомости», на казахском языке «Дала уалаяты», которую принято считать первой казахской газетой. На страницах данного печатного издания Букейханов остро критиковал устаревшие обычаи и быт своих соплеменников. Особо яростно критиковал малограмотных представителей религии, которые своими псевдознаниями о канонах мусульманства заводили в еще больший тупик степной люд в вопросах религии.
ИСТИННОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «АЛАШ»
Сейчас идет много споров о происхождении слова «Алаш». Но наиболее конкретную историю по этому поводу дал, по нашему мнению, все-таки Алихан Букейханов. Еще в 1910 году в своем очерке «Қазақтар» («Казахи») политик отметил, что воинственный клич казахов «Алаш» является мифическим. В 1913 году в своей статье «Қазактың тарихы» («История казахов») более подробно остановился на названии «Алаш», отметив, что это подразумевает под собой предводительство. «Хана Джучи народ называл «Алашем». «Предводитель алашев — Алаш», — писал Букейханов. В 1917 году, на Первом курултае казахов, большинство делегатов поддержали именно партию «Алаш», за которую отдали 43 депутатских мандата. И так началась новая страница в биографии Алихана.
Алихан Букейханов ясно понимал, что на тот момент полная государственная независимость для казахов невозможна в силу мощности имперских амбиций России. Он понимал, что даже при свержении царской власти плохо вооруженные и неопытные в современном военном деле с применением новейшего вооружения, в экономическом плане находящиеся в полной зависимости от северного соседа казахи не могут в одночасье стать полноценным независимым государством. Поэтому ему пришлось принимать не всегда популярные решения для своих земляков. Так, в 1916 году 3 февраля Алихан Букейханов и Ахмет Байтурсынов встретились с военным министром Поливановым по поводу призыва казахов в армию. Главная цель этой идеи — обучение казахов владению новейшей техникой в армии. Алашординцы прекрасно понимали, что без хорошо обученных солдат создать современную армию, которая действительно могла бы защитить народ, невозможно. Пришлось идти и на политические уступки. Современники обвиняли Букейханова и в том, что он слишком рьяно защищал идею масонства и вступил в партию кадетов. Но, как утверждает доктор филологических наук, директор научного центра «Библиотека Отрара» Евразийского университета имени Л. Гумилева Турсын Журтбай, Букейханов вступил в партию кадетов по той причине, что данная политическая сила объявила о своей борьбе именно за право на самоопределение малых народов. Конституционная партия, коей себя объявили кадеты во главе с Керенским, объявила о стремлении создать «демократическое, гражданское общество». В рамках агитации идей партии появилась возможность объединения духовной и культурной интеллигенции тюркских народов. Провели 1-й сьезд мусульман России, на котором принял участие, как мы сказали выше, и Халел Досмухамедов. То есть Букейханов пошел на этот шаг ради достижения великой цели — объединения всех казахов, не разделяя на жузы, роды и кланы. Но как только цели партии стали противоречить интересам казахского народа, Алихан вышел из ее рядов. В 1917 году Керенский заявил, что «Туркестан и степные области — это не Тульская и Тамбовские области. Мы будем относиться к ним (казахам — Авт.), как относятся англичане и французы к своим порабощенным народам». Более того, Букейханов вышел из ее рядов, потому что партия кадетов была против предоставления автономии казахам. Это и явилось одной из последних причин для создания собственной партии казахов — «Алаш».
ЧЕГО ДОБИВАЛАСЬ ПАРТИЯ КАЗАХОВ?
Основные концепции партии «Алаш» ясно и четко выразил опять же Турсын Журтбай. Он их разделил на пять основных принципов, которые в начале ХХ века были актуальными для казахского народа. Первое. До тех пор, пока сами казахи, опираясь на новые технологии, науку и технику, не смогут обрабатывать землю, она не может быть приватизирована. За эту землю проливало кровь не одно поколение казахов, поэтому она не может быть приватизирована или продана. Второе. По проекту Букейханова, недра земли, ее богатства должны приносить пользу Казахскому государству. То есть благами земли в первую очередь должно пользоваться местное население. Лишь после переизбытка прибыли от земли можно давать ее в аренду. Третье. Необходимо было стремиться к экономической независимости. И одной из основополагающих доктрин этого Букейханов видел в развитии перерабатывающей промышленности. В четвертых. В Казахском государстве, по мнению Букейханова, верховенство должно было отдаваться национальному языку, культуре, обычаям и религии. То есть, как утверждал Халел Досмухамедов, национальной культуре должно отдаваться предпочтение. В-пятых, должно создаваться национально-демократическое государство, по примеру Японии, законодательство которой опирается на национальные обычаи. Одним из оснополагающих принципов движения «Алаш» явилось стремление создать в казахской степи «земство». В этом случае появилась бы возможность собирать налоги на определенной территории для развития инфраструктуры и социальной сферы. Конечной же целью организации «земства» являлось укрепление основ государственности путем усиления роли местных органов самоуправления. Что дало в итоге это стремление самому Букейханову и движению «Алаш»?
В итоге Букейханов, члены партии «Алаш», как и многие другие представители политического небосклона того времени, стали жертвами политических репрессий уже новой власти. Во время Гражданской войны алашординцы стояли по разные стороны баррикад с большевиками. Но с 1919 года им пришлось принять очень тяжелое и одновременно единственное решение — пойти на соглашение с противниками в обмен на декларативное обещание сохранения национальной автономии. Более того, лидер движения был вынужден отказаться от активной политической деятельности. Он осуждал акцию Ленина по вооруженному захвату власти. Но поскольку власть большевиков не отвергала идею автономии, Букейханов посчитал необходимым работать в сфере культуры и науки. Но и тут его мнение напрочь отвергало идею марксизма и экономического материализма, которая шла вразрез с национальной политикой. Поэтому вскоре достигнутый компромисс между алашординцами и большевиками был расторгнут, идейные основы партии Букейханова стали основой репрессий казахской интеллигенции. Алихана до 30 года НКВД трижды арестовывал. По официальным данным, 27 сентября 1937 года он был осужден и в тот же день расстрелян. Его обвинили в национализме. Как можно в этом обвинить человека, который восхищался трудами и поступками истинных представителей русской интеллигенции?! Так, например, в своей статье «Ұят!» («Позор!»), в поддержку заключенных в тюрьму Ахмета Байтурсынова и Мыржакыпа Дулатова в 1914 году писал: «А.Н. Радищев был арестован и сослан на 10 лет… Его современник Н.И. Новиков 15 лет провел в Шлиссельбургской крепости. Братья, Ахмет и Мыржакып! Вы сидите в тюрьме, в которой сидел Радищев и Новиков. В России мало людей, которые хотя бы один раз не побывали в заключении. Такие писатели, как Достоевский, Потанин, Короленко, Чернышевский, Морозов сидели в тюрьмах. Салтыков, Герцен, Пушкин, Тургенев — были сосланы…». Человек, ставивший в пример своим собратьям образцы мужества представителей интеллигенции другого народа, не может быть националистом по определению. Это человек, который истинно переживал за будущее своего народа, который боролся за право его выбора на самоопределение. И, наверное, это человек, который стал жертвой своих иллюзий об изменении истинной цели имперского государства. Не повторить бы его ошибок в свете нового разворачивающегося конфликта интересов двух мировоззрений, если можно так выразиться. Конечно же, слова Президента страны Касым-Жомарта Токаева о том, что Казахстан ни перед кем не будет вечно кланяться, вселяют надежду и на дальнейшее независимое процветание нашей страны…
Каршыга КУШЕКОВ