КУРУЛТАЙ КАЗАХОВ: ОТ БУКЕЙХАНОВА ДО НАШИХ ДНЕЙ…

bukejhanov История

Итак, Глава государства Касым-Жомарт Токаев подписал Указ о создании Национального курултая. Как указано в доку­менте, Национальный курултай станет консультативно-совещательным органом при президенте. Отмечается, что основной целью его деятельности станет выработка идей по развитию общественной консолидации в республике. Мы ещё не раз вер­немся к идее и самой сути создания такого органа, но сегодня хотим затронуть тему проведения курултаев, как националь­ного съезда в новейшей истории Казахстана, и не только…

 Согласно официальным данным, Первый Все­мирный курултай казахов проходил в Алматы в октябре 1992 года, с участием казахских диа­спор из 30 стран. Кстати, по инициативе деле­гатов данного Курултая была создана Всемир­ная ассоциация казахов. Второй Курултай про­шел в Туркестане в 2002 году. Астана встречала делегатов III Курултая в сентябре 2005 года, в нем приняли участие более 300 делегатов из 32 стран и более 200 представителей со всех реги­онов Казахстана. IV и V всемирные курултаи казахов прошли в Астане летом 2011 и 2017 гг., соответственно.

Теперь Национальный курултай создан, как указано официально, как консультативно-сове­щательный орган. О его нынешней роли мы под­робнее остановимся в своих будущих публика­циях. В разные годы «ПК» не раз писала на эту тему, но решили сегодня вернуться к ней с дру­гого ракурса. Известно, что в начале прошлого столетия казахи уже проводили курултаи, где представители регионов впервые в современной истории хотели на основе парламентаризма со­здать свою автономную республику.

Так вот, одним из основоположников этой идеи были Алихан Букейханов, лидер движения алашординцев, один из создателей партии Алаш. Сегодня мы и поговорим об этой исторической личности. Тем более есть повод для сравнения исторических событий, связанных с курултаем.

КТО ОН?

Прежде чем ответить на этот вопрос, остано­вимся на его родословной. Алихан Букейханов является чингизидом. Прямой потомок старшего сына Чинхисхана — Джучи. Один из послед­них казахских ханов Букей является прадедом Алихана. Родился он 5 марта 1866 года в Кар­калинском уезде Семея. Когда Алихану испол­нилось 9 лет, отец его отдает на обучение мест­ному мулле, но смышленый малыш, поняв, что дети, обучающиеся в городской трехклассной школе, более развиты разносторонне, по соб­ственному желанию переводится в это образо­вательное учреждение. После школы учился в Омском техническом училище и получил специ­альность механика, а уже в 1890-1894 годах ста­новится студентом Санкт-Петербургского тех­нологического института лесного хозяйства. В этом высшем учебном заведении молодой Али­хан принимает активное участие в работе раз­личных студенческих кружков политической направленности, которые на тот момент бурно обсуждали будущее России в ХХ веке. Как сви­детельствуют ученые-историки и библиографы Букейханова, студенческая пора утвердила со­знание о независимом государственном устрой­стве казахского народа и вооружила, как сейчас модно выражаться, новыми политтехнологиями.

По возвращении в Омск Букейханов стано­вится членом партии «Народная свобода», орга­низовывает маленькую ячейку из числа предста­вителей казахской интеллигенции. В 1905 году в целях создания филиалов Российской консти­туционно-демократической партии (партия ка­детов) проводит обширные собрания в Уральске, Семипалатинске. Становится одним из инициа­торов антицарской Каркалинской петиции, ко­торую подписали 14 500 человек. В 1905 году Алихан Букейханов от имени казахов Семипалатинска был избран депутатом 1-й Государственной Думы. Но он не смог принять участие в работе Думы, так как по не­обоснованному указу Степного генерал-губернатора и без судебного следствия был заключен на три месяца в павлодарскую тюрьму. По освобождении из тюрьмы Букейханов отправился в Санкт-Петербург, но Дума уже была расформирована по указу царя. Недоволь­ная этим решением императора часть депутатов вые­хала в Выборг и подписала обращение. Подписал его и Букейханов, за что был заключен на три месяца в семипалатинскую тюрьму, позже был выслан в город Самару, где имел право заниматься только лишь на­учными работами. По окончании срока ссылки в 1916 году он приезжает в Оренбург, где начинает активную политическую деятельность. Избирается в городскую Думу от имени местных казахов. Позже становится делегатом 1-го Российского съезда мусульман, членом фракции мусульман Государственной Думы. Кстати, среди делегатов 1-го съезда мусульман был и наш зем­ляк Халел Досмухамедов. Позже их жизненные пути еще не раз пересекутся…

ГРАНИ ЛИЧНОСТИ

Алихан Букейханов является первым библиогра­фом Абая. Его перу принадлежат более 100 научных трудов по этнографии, истории, устному народному творчеству, литературе и фольклору. Является авто­ром научных трудов по животноводству и растение­водству. Он стал инициатором и первым издателем таких известных народных эпосов, как «Козы Кор­пеш и Баян сулу», «Ер Таргын» и «Ер Сайын». По вос­поминаниям академика Алкея Маргулана, в период с 1925 по 1927 год Букейханов был профессором Ле­нинградского государственного университета. Был одним из тех деятелей казахской интеллигенции, кто принимал непосредственное участие в становлении национальной журналистики. Он был инициатором появления казахских отделений в русской периоди­ческой печати региона. Например, в 1889 году стал выходить вкладыш газеты «Акмолинские областные ведомости», на казахском языке «Дала уалаяты», ко­торую принято считать первой казахской газетой. На страницах данного печатного издания Букейха­нов остро критиковал устаревшие обычаи и быт своих соплеменников. Особо яростно критиковал малограмотных представителей религии, которые своими псевдознаниями о канонах мусульманства заводили в еще больший тупик степной люд в во­просах религии.

ИСТИННОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «АЛАШ»

Сейчас идет много споров о происхождении слова «Алаш». Но наиболее конкретную историю по этому поводу дал, по нашему мнению, все-таки Алихан Бу­кейханов. Еще в 1910 году в своем очерке «Қазақтар» («Казахи») политик отметил, что воинственный клич казахов «Алаш» является мифическим. В 1913 году в своей статье «Қазактың тарихы» («История ка­захов») более подробно остановился на названии «Алаш», отметив, что это подразумевает под собой предводительство. «Хана Джучи народ называл «Алашем». «Предводитель алашев — Алаш», — писал Букейханов. В 1917 году, на Первом курултае каза­хов, большинство делегатов поддержали именно партию «Алаш», за которую отдали 43 депутатских мандата. И так началась новая страница в биогра­фии Алихана.

Алихан Букейханов ясно понимал, что на тот мо­мент полная государственная независимость для ка­захов невозможна в силу мощности имперских ам­биций России. Он понимал, что даже при свержении царской власти плохо вооруженные и неопытные в со­временном военном деле с применением новейшего вооружения, в экономическом плане находящиеся в полной зависимости от северного соседа казахи не могут в одночасье стать полноценным независимым государством. Поэтому ему пришлось принимать не всегда популярные решения для своих земляков. Так, в 1916 году 3 февраля Алихан Букейханов и Ах­мет Байтурсынов встретились с военным министром Поливановым по поводу призыва казахов в армию. Главная цель этой идеи — обучение казахов владе­нию новейшей техникой в армии. Алашординцы прекрасно понимали, что без хорошо обученных солдат создать современную армию, которая дей­ствительно могла бы защитить народ, невозможно. Пришлось идти и на политические уступки. Со­временники обвиняли Букейханова и в том, что он слишком рьяно защищал идею масонства и всту­пил в партию кадетов. Но, как утверждает доктор филологических наук, директор научного центра «Библиотека Отрара» Евразийского университета имени Л. Гумилева Турсын Журтбай, Букейханов вступил в партию кадетов по той причине, что дан­ная политическая сила объявила о своей борьбе именно за право на самоопределение малых на­родов. Конституционная партия, коей себя объ­явили кадеты во главе с Керенским, объявила о стремлении создать «демократическое, граждан­ское общество». В рамках агитации идей партии появилась возможность объединения духовной и культурной интеллигенции тюркских народов. Провели 1-й сьезд мусульман России, на котором принял участие, как мы сказали выше, и Халел Досмухамедов. То есть Букейханов пошел на этот шаг ради достижения великой цели — объединения всех казахов, не разделяя на жузы, роды и кланы. Но как только цели партии стали противоречить интересам казахского народа, Алихан вышел из ее рядов. В 1917 году Керенский заявил, что «Тур­кестан и степные области — это не Тульская и Там­бовские области. Мы будем относиться к ним (ка­захам — Авт.), как относятся англичане и французы к своим порабощенным народам». Более того, Бу­кейханов вышел из ее рядов, потому что партия кадетов была против предоставления автономии казахам. Это и явилось одной из последних причин для создания собственной партии казахов — «Алаш».

ЧЕГО ДОБИВАЛАСЬ ПАРТИЯ КАЗАХОВ?

Основные концепции партии «Алаш» ясно и четко выразил опять же Турсын Журтбай. Он их разделил на пять основных принципов, которые в начале ХХ века были актуальными для казахского народа. Пер­вое. До тех пор, пока сами казахи, опираясь на новые технологии, науку и технику, не смогут обрабаты­вать землю, она не может быть приватизирована. За эту землю проливало кровь не одно поколение казахов, поэтому она не может быть приватизиро­вана или продана. Второе. По проекту Букейханова, недра земли, ее богатства должны приносить пользу Казахскому государству. То есть благами земли в первую очередь должно пользоваться местное насе­ление. Лишь после переизбытка прибыли от земли можно давать ее в аренду. Третье. Необходимо было стремиться к экономической независимости. И од­ной из основополагающих доктрин этого Букейха­нов видел в развитии перерабатывающей промыш­ленности. В четвертых. В Казахском государстве, по мнению Букейханова, верховенство должно было отдаваться национальному языку, культуре, обы­чаям и религии. То есть, как утверждал Халел Досму­хамедов, национальной культуре должно отдаваться предпочтение. В-пятых, должно создаваться нацио­нально-демократическое государство, по примеру Японии, законодательство которой опирается на национальные обычаи. Одним из оснополагающих принципов движения «Алаш» явилось стремление создать в казахской степи «земство». В этом случае появилась бы возможность собирать налоги на опре­деленной территории для развития инфраструктуры и социальной сферы. Конечной же целью организа­ции «земства» являлось укрепление основ государ­ственности путем усиления роли местных органов самоуправления. Что дало в итоге это стремление самому Букейханову и движению «Алаш»?

В итоге Букейханов, члены партии «Алаш», как и многие другие представители политического не­босклона того времени, стали жертвами политиче­ских репрессий уже новой власти. Во время Граж­данской войны алашординцы стояли по разные сто­роны баррикад с большевиками. Но с 1919 года им пришлось принять очень тяжелое и одновременно единственное решение — пойти на соглашение с противниками в обмен на декларативное обеща­ние сохранения национальной автономии. Более того, лидер движения был вынужден отказаться от активной политической деятельности. Он осуждал акцию Ленина по вооруженному захвату власти. Но поскольку власть большевиков не отвергала идею автономии, Букейханов посчитал необхо­димым работать в сфере культуры и науки. Но и тут его мнение напрочь отвергало идею марк­сизма и экономического материализма, которая шла вразрез с национальной политикой. Поэтому вскоре достигнутый компромисс между алашор­динцами и большевиками был расторгнут, идей­ные основы партии Букейханова стали основой репрессий казахской интеллигенции. Алихана до 30 года НКВД трижды арестовывал. По официаль­ным данным, 27 сентября 1937 года он был осужден и в тот же день расстрелян. Его обвинили в наци­онализме. Как можно в этом обвинить человека, который восхищался трудами и поступками ис­тинных представителей русской интеллигенции?! Так, например, в своей статье «Ұят!» («Позор!»), в поддержку заключенных в тюрьму Ахмета Байтур­сынова и Мыржакыпа Дулатова в 1914 году писал: «А.Н. Радищев был арестован и сослан на 10 лет… Его современник Н.И. Новиков 15 лет провел в Шлиссельбургской крепости. Братья, Ахмет и Мы­ржакып! Вы сидите в тюрьме, в которой сидел Ра­дищев и Новиков. В России мало людей, которые хотя бы один раз не побывали в заключении. Такие писатели, как Достоевский, Потанин, Короленко, Чернышевский, Морозов сидели в тюрьмах. Сал­тыков, Герцен, Пушкин, Тургенев — были со­сланы…». Человек, ставивший в пример своим собратьям образцы мужества представителей ин­теллигенции другого народа, не может быть наци­оналистом по определению. Это человек, который истинно переживал за будущее своего народа, ко­торый боролся за право его выбора на самоопре­деление. И, наверное, это человек, который стал жертвой своих иллюзий об изменении истинной цели имперского государства. Не повторить бы его ошибок в свете нового разворачивающегося конфликта интересов двух мировоззрений, если можно так выразиться. Конечно же, слова Прези­дента страны Касым-Жомарта Токаева о том, что Казахстан ни перед кем не будет вечно кланяться, вселяют надежду и на дальнейшее независимое процветание нашей страны…

Каршыга КУШЕКОВ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна