О вежливости, точности и культуре

Еду утром в автобусе. Народу столько, что кажется, будто в один 12-й маршрут вместилась треть города. И тут голосочек со стороны окна: «Апа, апа, садитесь на мое место». Я оборачиваюсь назад, смотрю вокруг себя. Никакой апы рядом не вижу. Это, оказывается, меня имели в виду! Ну, для кого я апа, а для кого девушка. Тут уже не поймешь, обрадоваться надо было или огорчиться.
Но давайте возраст отодвинем в сторону и поговорим о культуре поведения. Молодой паренек, едущий в автобусе, увидев рядом с собой человека старше его, уступает место. И делает совершенно правильно. Так его воспитали. А может какой-то природный инстинкт «колыхнулся». Главное, что он сделал это. И спасибо тебе, парень. Пусть даже ты назвал меня апа.
Я о другом хочу сказать. Еще в далеком детстве много раз приходилось слышать фразу: «Ну и молодежь пошла». Нередко приходится слышать и сейчас. Молодежь всегда была одинаковой, на взгляд более старшего поколения — раскованной, рисковой, модной, создающей «писк», амбициозной, с толикой наглости и хамства. А скажите, пожалуйста, люди другого возраста другие, что ли? Разве мы не встречали в аптеке злую и грубую старушенцию? А взрослый мужчина, что, не может обмануть или нахамить? Сколько раз приходилось слышать на серьезных совещаниях или собраниях, как солидного возраста люди при галстуках, надушенные дорогим одеколоном, без всякого стеснения разговаривают по телефону, включенному на звуковой режим. Так и говорят: «Я на собрании, говори, что хотел», причем не шепотом, а во весь голос, как у себя дома.
Но все сводится именно на молодых, потому что это пора становления личности, определения мировоззрения, накопления и усвоения норм этики и эстетики. Проверено опытом, что многое зависит от воспитания. Если один раз маленькому малышу объяснить, что нельзя бросать на дорогу обертку от мороженого или пустую бутылку от «Фанты», он усвоит это на всю жизнь и предпочтет спрятать фантики в карман, нежели пустить по ветру. А если сказать ему, что надо уступать место старшим, как тот паренек в автобусе, или задев нечаянно тележкой в супермаркете человека, извиниться, все это с первых же попыток заложится в сером веществе ребенка и будет ему только на пользу. Это уже должно войти в привычку.
И такая культура поведения будет куда более искренней, чем искусственная улыбка офис-менеджера или попытка лебезить перед вами торгового агента, пытающегося продать вам «нервущиеся» носки и «антипригарную» сковородку.
Чехов говорил: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли… Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли – Боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь ее никакими белилами».
Чехов абсолютно был прав, на то он и классик. Он как будто писал про сегодняшнюю ситуацию. Действительно, морально и духовно сильная личность — это большая редкость.
Чтобы достигнуть максимального результата и стать воспитанным человеком, стать Личностью с большой буквы, следует много учиться. И не хвастайтесь, пожалуйста, наличием дипломов. Если у вас их три и все по разным специальностям, то, скорое всего, это означает, что вы себя не нашли.
С самого детства родители должны воспитывать в человеке чувство патриотизма, любви к близким и, естественно, прививать правила хорошего тона. Этому лучше всего учить личным примером. Не заниматься нравоучениями и не разбрасываться умными словечками, главный упор делая на собственный пример. Вот и вся философия.
А в более позднем возрасте следует заниматься самовоспитанием. Самовоспитание – это путь к формированию характера, сознательное развитие в себе ценных человеческих качеств. Желание к самовоспитанию возникает только тогда, когда появляется желание достичь чего-то, быть полезным обществу, стать человеком.
В нашем сегодняшнем обществе имеются безграничные возможности для получения образования и для самовоспитания: дневные и вечерние школы, курсы, стационарные и заочные высшие учебные заведения, широкая сеть библиотек, театры, кино, телевидение и еще многое другое. Причем не всегда это платное. Можно при минимальных расходах получить серьезные знания по английскому языку, например. А при отличной учебе в вузе — грант или стипендию. В наш век – век развития высших информационных технологий — основным источником знаний является, наверное, Интернет, где можно научиться всему, было бы желание. Бывает, что наши желания не всегда совпадают с нашими возможностями, но это – отговорка для ленивых. Кто ищет – тот всегда найдет.
Вежливость и соблюдение правил приличия должны опираться на естественность, непринужденность и ни в коем случае не на притворство и ложный посыл. Все действия должны войти в привычку и быть естественными. Чтобы они были автоматическими, и вам не приходилось даже думать о них.
Будьте уверены в себе. И не переставайте учиться. Пускай на первых порах у вас что-то не будет получаться, и вы будете забывать мелочи, но учиться надо на своих ошибках, а не на чужих. Ошибок не стоит бояться.
Не бойтесь ничего, и все у вас сложится наилучшим образом.
Повседневный этикет включает в себя то, как вы себя ведете на протяжении дня: набор определенных действий, общение с людьми, поведение на улице, в здании. Когда собираетесь воспользоваться услугами такси, не забудьте поздороваться и сказать: «Извините, пожалуйста» (проверено на собственном опыте, что при таком обращении водители легко могут скинуть сотню тенге!).
«Точность – вежливость королей» — гласит французская поговорка. Это совсем не означает, что другим можно быть неточными. Точность – самое яркое проявление вежливости. Особенно, когда речь идет о театрах и кино, ведь спектакли и фильмы должны начинаться в точно запланированное время. В кинотеатре «Атырау» с этим проблем нет. Написано: «Начало фильма в 19-00», так оно и будет. А вот с театром дело сложней. Уставшие от ожидания зрители порой прибегают к такому методу, как незапланированные аплодисменты (про начало свадеб и других торжеств в этом материале вспоминать не будем).
Еще один момент. Работа большинства служащих начинается в девять часов утра. Нередко сотрудники опаздывают, бегут, сломя голову, сшибая охрану у двери и эту самую дверь. Так было и у меня одно время. Просыпаешься, как говорится, впритык и все делаешь на предельной скорости. Стоило сменить режим и укладываться спать на полчаса раньше (а сделать это очень непросто), как все встало на свои места – утром на работу прогулочным шагом, и в редакции мой силуэт появляется одним из первых. Дети успевают к завтраку в садике, а старшие не толпятся у школьной двери, спокойно переобуваясь до основного потока людей. Все-таки велика народная мудрость, гласящая: «Кто рано встает, тому Бог подает».
Случаются ситуации, когда вы опаздываете не по своей вине (ЧП в транспорте, заторы на дорогах, задержка на работе). Как же быть? Главное, не начать оправдываться, занимая стойкую оборонительную позицию, а спокойно извиниться и объяснить ситуацию.
В общественном транспорте, войдя в автобус, не останавливайтесь у входа, а проходите вперед, не задерживая входящих. Сумки, которые носят на плече, следует снимать с плеча, дабы не мешать другим пассажирам. К выходу надо готовиться заранее. Когда в салоне очень много пассажиров, то за одну остановку до вашей уже надо начинать продвигаться к выходу. При этом надо спрашивать у впереди стоящего пассажира (вежливо!), выходит ли он на этой остановке. Обязательно уступайте сидячие места людям пожилого возраста, инвалидам и пассажирам с детьми. Помогите детям. В автобусе, они, боясь привлечь внимание контролера, который при плохом настроении может и плату за проезд потребовать, чувствуют себя некомфортно и робко. Им очень нужна ваша помощь.
В магазинах покупатели часто жалуются на недостаточное внимание и плохое обслуживание, на грубость и пренебрежительное отношение продавцов. Но случается, что и покупатель портит настроение продавцу. Неприятностей не было бы, если и покупатель, и продавец были бы взаимно вежливыми и улыбались друг другу. Любой конфуз можно превратить в шутку.
Ну и о культуре поведения покупателей. Собираясь в магазин, следует сменить домашнюю одежду. Неприлично входить в магазин в рабочей или домашней одежде, чем грешат живущие неподалеку люди. Нельзя прикладывать к носу каждый продукт, стараясь найти в них неприятные запахи. Если вы передумали брать товар, положите его на место, в ряд, чтобы все было эстетично. Каждый вечер продавцам супермаркета приходится все укладывать на место, делая это из-за малокультурных покупателей.
Зная, что теперь они в более выигрышном положении, чем продавцы, покупатели стараются так нагрубить ему за взвинченные цены на яблоки, что мало не покажется. Как-то раз, покупая в овощном ларьке фрукты, была свидетелем неприятной ситуации. К овощной точке подошла молодая женщина. А продавала товар женщина явно не местная. Узрев, что бананы стоят «аж за пятьдесят тенге», «наша» стала очень нагло вести себя. Перебрав весь товар, обнюхав каждый плод, разодрав кисти винограда, она ничего не купила, буркнув вслед: «Понаехали тут. Да еще и продают втридорога». Конфликта не получилось, т.к. торговец, несмотря на оскорбления, промолчала, сдержалась. Возможно, цены не устроили покупательницу, но это рынок, да и поторговаться можно, а не скатываться на оскорбления. Более того, а кто мешает вам открыть такой же ларек и продавать на холоде яблоки и мандарины? Помните, унижающий другого, прежде всего, унижает себя.

Марина КУАНЫШЕВА

2 thoughts on “О вежливости, точности и культуре”

  1. Мне 56 лет. И я прежде всего хотел бы обратить внимание на то, что в настоящее время у многих людей отсутствует культура поведения в общественных местах. Возьмите маршрутный городской автобус. Кто сидит на передних сиденьях? Молодёжь. Кондукторы на это не обращают внимания. Для них главное — деньги. Я помню те далёкие времена, когда при посадке в автобус вся молодёжь находилась на задней части, и не дай бог кто-то из молодых оказывался впереди -а это были в основном приезжие из мест, где отсутствовала цивилизация — кондукторы так их стыдили, что такой поступок они запоминали надолго. Да, кондукторы в то советское время прежде всего выполняли воспитательную миссию, сами того не сознавая. Они работали только на одном маршруте по много лет, и каждый горожанин знал их в лицо. А сейчас… На автобусах — отборный мат, передние сиденья забиты молодыми. Знаете, страшно то, что это у нас становится нормой.

Comments are closed.