Работа научно-практической конференция «Ұлық ұлыс – Алтын орда» продолжилась на пленарном заседании с участием ученых-историков из Казахстана, США и России.
Открывая пленарное заседание, первый заместитель руководителя Администрации Президента Республики Казахстан Даурен Абаев зачитал поздравительное письмо Президента страны Касым-Жомарта Токаева.
«Это масштабное мероприятие проходит в рамках 30-летия Независимости. История Золотой Орды тесно связана с летописью современной казахской государственности. Свидетельство этому – расположенные на территории Казахстана знаменитый мавзолей Джучи хана и Сарайшык, найденные в зарубежных архивах многочисленные письменные сведения. История Золотой Орды еще требует глубокого изучения. По различным причинам этот многовековой период нашей истории оказался вне внимания.
Начатые по инициативе Елбасы масштабные программы внесли огромный вклад в обновление исторического сознания людей. Мы должны популяризировать во всем мире ценные артефакты периода Золотой Орды, использовать это для развития туризма», – было сказано в приветственном письме.
Гостей конференции приветствовал аким области Махамбет Досмухамбетов.
– Елбасы Нурсултан Абишевич отметил особое значение, священный ореол Сарайшыка, являющегося своеобразным пантеоном, где обрели вечный покой ханы Алтын Орды Токта, Жанибек, Бердибек, ногайлинский правитель Окас, позднее – Касым хан и другие наши прославленные ханы и батыры.
Глава государства Касым-Жомарт Токаев поставил задачу всестороннего изучения древних городов Алтын Орды на наших землях, занимающих особое место в истории нашей государственности, ведения системной информационной научной работы для популяризации нашей истории государственности. По поручению Президента разработан проект «Городище Сарайшык» по строительству туристической инфраструктуры, – сообщил глава региона. По его словам, на территории комплекса будет построено около 20 объектов. Особо можно отметить передвижной плавучий мост через реку Урал. Из истории известно, что Ибн Баттута переправлялся через реку по такому понтонному мосту. В записках Ибн Баттуты упоминается легенда об «Орда базаре» на территории Сарайшыка, значит есть повод развивать это место как торговый центр и место торговли ремесленников. Сегодня в музейном фонде Сарайшыка хранится 4 600 экспонатов, из которых выставлены на обозрение только 400. Поэтому есть основание для строительства нового музея «Алтын Орда». Сарайшык славился и своим великолепным садом. Променад Гулистан, который протянется вдоль комплекса, подарит возможность окунуться в атмосферу тех далеких времен. Прогулки на территории комплекса на лошадях, верблюдах и по реке Урал на «золотой лодке» станет проектом, способным пробудить массовый интерес.
Министр образования РК Асхат Аймагамбетов в своем выступлении отметил, что дошедшие до наших дней письменные сведения и археологические находки ХIV века подтверждают развитие науки и искусства в Алтын Орде. В нем работали учреждения, где изучались религия, математика и медицина. Известен математический трактат ученого из средневекового Сарая. Эта сторона развития Алтын Орды остается без внимания.
Также министр сообщил, что постановлением Президента РК будет создан НИИ по изучению наследия Жошы хана. А группа ученых института истории и этнологии имени Шокана Валиханова готовит многотомник истории Казахстана от древности до наших дней, из них третий том посвящен Жошы хану.
Золотая Орда – колыбель казахского этноса
Даурен Абаев в своем выступлении отметил неслучайность сегодняшних событий.
– Буквально неделю назад Президент Касым-Жомарт Токаев лично посетил историко-культурный комплекс «Жошы хан» в Улытау – место захоронения великого основателя Улуг Улуса. Перенимая эстафету этого знакового события, мы собрали цвет казахстанской и международной исторической науки здесь – на священной атырауской земле, чтобы обсудить и осмыслить наследие великой империи средневековья, Степного Рима, могущественной державы своего времени. Здесь испещренные каспийскими ветрами еще лежат руины городища Сарайшык, или Кіші Сарай, как его называли наши предки. Его расцвет пришелся именно на ордынский период нашей истории. Здесь проходило важное Северное ответвление Великого Шелкового пути, соединявшее Сарай-Берке с Хорезмом, процветала торговля и городская культура. Здесь были построены уникальные гидротехнические сооружения. Здесь чеканилась собственная монета. Здесь на ханский престол восходил Жанибек, сын Узбека, которого в русских источниках называли «добрым», а венецианские и генуэзские колонисты принимали мир на его условиях. Я считаю, что Атырау по праву предстоит стать одним из ключевых центров изучения золотоордынского наследия, – отметил он.
Абаев подчеркнул значение Золотой Орды в нашей истории. «Для нас Золотая Орда – колыбель казахского этноса и государственности. В плавильном котле Улуг Улуса мы берем начало: там наши истоки, там наши корни. Это не попытка самоутверждения за счет истории, это факт, подтверждаемый исследованиями генетиков.
Больше того, Улус Джучи – это архетип степной государственности. Создание в 1465 году Казахского ханства Кереем и Жанибеком – не просто откочевка 200 тысяч недовольных Абулхаиром номадов. Недовольство, каким бы сильным оно ни было, никогда не станет государствообразующей идеей.
Нет, наши первые ханы преследовали идею воссоздания Ордынского проекта, объединявшего земли в пределах Улуса Джучи. И спустя годы этот проект реализовал великий Касым хан, собравший под своей властью огромные пространства от Оренбурга до Мавераннахра.
Он привел неслучайность того, что Елбасы в 2014 году в интервью, данном в тени Улытауских гор, обозначил прямую линию преемственности Казахского ханства Золотой Орде.
Подтверждают эту идею и слова Шокана Уалиханова, писавшего, что по преданиям своим казахи почитают себя потомками золотоордынцев.
«Символика и смыслы Улуг Улуса по сей день буквально вкраплены в сознание нашего народа. Казахский фольклор начинается там, где в жырах и дастанах прославляются имена Едиге, Аз-Жанибека, Токтамыса и Асан Кайгы. От Узбек хана мы унаследовали традиционный ханафитский мазхаб суннизма. К династии Джучидов и ветви урусидов относились все казахские правители, вплоть до Кенесары Касымулы».
Даурен Абаев привел слова Президента: «Историей должны заниматься историки, а не политики». Золотая Орда должна стать составной частью одной большой и комплексной работы по интерпретации национальной истории с позиции подлинно независимого и суверенного государства.
«Для этого нам с вами нужно преодолеть фрагментарности и тенденциозности исторического знания, создать новую общегражданскую модель истории как основы коллективной исторической памяти. Преодолеть европоцентристские подходы, отводящие степной цивилизации периферийный характер. Не секрет, что стадиальные концепции рассматривают аграрные скотоводческие общества Евразии как боковые, тупиковые ветви развития человечества. Такой взгляд на национальную историю приводит к формированию коллективного комплекса неполноценности. Именно его следствием является формирование негативного отношения к научному знанию, увлечение псевдоисторией, комплекс жертвы и ксенофобия. Речь не идет об абсолютном отказе от интеллектуального багажа европейской науки, однако все эти концепции должны применяться с учетом задач национальной истории».
В завершение своего выступления Даурен Абаев сообщил, что с Президентом страны согласованы подходы по популяризации тематики «Золотой Орды», требующие реализации уже с начала следующего года. Во-первых, будетусилена работапо поиску материалов о «Золотой Орде»,находящихсяв архивах иностранных государств. Во-вторых,подготовка плана реконструкции ордынских городищ по всей территории Казахстана и создание на их основе аутентичных историко-материальных комплексов. Также организация издания научных монографийо ханах Берке, Джучи, Узбеке. Далее – выпуск энциклопедии «Золотая Орда» и обновить контент Википедии по золотоордынской тематике на казахском, русском и английском языках.Создание серии документальных фильмов обо всех ханах Улуг Улуса – от Джучи до Кенесары, о духовной и материальной культуре Золотой Орды, её городах и торговой политике.Кроме того, издание адаптированных сказок для детей по мотивам золотоордынских эпосов и обновить содержание школьных и вузовских программ по истории Казахстана с учетом новейших открытий позолотоордынской тематике.
Говорят учёные и факты …
Далее на конференции прошло пленарное заседание с выступлением ученых-историков.
Академик НАН РК, д.и.н., профессор государственного института истории Буркитбай Аяган в своем выступлении отметил, что атырауская земля ценна и богата на исторические события.
– В 1340 году на ханский трон после смерти отца воссел Урысхан, в исторических сведениях написано «на берегу Жайыка». Урысхан в переводе означает «сварливый хан». Может, и он был таким, но мы должны отдать дань памяти его настоящему имени, на самом деле его звали Акнияз. Почему он остался в истории? Потому что при его правлении Аксак-Темир так и не смог ступить ногой на землю эту. Здесь после разрушения Золотой Орды Барак хан создал Большую Орду. Причем в исторических сведениях речь идет не только о Жайыке, там говорится о Кигаше, Уйшике. Была борьба за власть среди нескольких султанов, но победил Барак. Потом развязался конфликт между Мансуром и Бараком, Мансур погиб, и в отместку началась война, где ранили Барака. Все это происхоило в Сарайшыке. Барак умер, не увидев плодов своих трудов, но его помнят как хана, сохранившего землю казахов и отца Жанибека, – поделился историческими сведениями Б. Аяган.
Депутат Мажилиса Парламента РК Ерлан Саиров также рассказал интересные факты.
– Мы – наследники великой Алтын Орды, которая принесла в мир такие понятия, как государство, почта, таможня, торговля. Основы таких государств, как Китай, Россия и стран Европы, также заложены во времена Алтын Орды. Все пассионарные волны в остальной мир шли из территории нашей страны. Нужны большие исследования, чтобы узнать, почему разрушилась империя. В 2008 году во время научной конференции в Кембридже один профессор сказал, что Алтын Орда была самой милосердной империей, которая не трогала язык и религию завоеванной страны, только требовалась оплата налогов, – сообщил депутат.
Доктор исторических наук, профессор из США Юлай Шамильоглу привел много исторических фактов о жизни города Сарайшык. В частности, описание Ибн Баттута о том, за какой срок и на чем добирался от Сарая до Ургенча, а затем до Сарайшыка. Причем, он очень хорошо отзывался о Сарайшыке, о гостеприимстве жителей.
По его словам, еще до монгольской империи Сарайшык был сакральным местом, его новое возрождение произошло далее, в XV — XVI веках.
Ведущий научный сотрудник Центра истории русского феодализма Института российской истории РАН РФ, доктор и.н. Андрей Беляков выступил с докладом об ордынском влиянии на русское делопроизводство.
По его словам, в XVI вв. в русском делопроизводстве фиксируется группа документов, получившая название жалованных грамот за золотой печатью. Это были грамоты, заверенные серебряными вислыми вызолоченными печатями. По мнению историка В.В. Трепавлова, в Сибири и Башкирии утвердилась традиция, предусматривавшая легитимность земельного владения только в форме пожалования от монарха. «Хан не только жаловал земли и подвластное население, но и подтверждал право подданных на пользование их исконными, доставшимися от предков землями. Законно владеть ими можно было, только обладая разрешением и согласием со стороны высшей власти». Таким образом, русские государи наследовали административные полномочия своих золотоордынских и казанских предшественников. В.В. Трепавлов отмечает, что в отношениях между Россией и тюркскими соседями практика выдачи ярлыков на управление была эпизодической. Она являлась рудиментом угасающей золотоордынской государственности, да и действовала лишь непосредственно в зоне татарской государственной традиции и в тех регионах, где сохранялась память об административных устоях Золотой Орды.
А вот в великокняжеском (царском) архиве ордынские «печати» не фиксируются. Этому имеется логическое объяснение. На определенном этапе в Москве посчитали за благо забыть о своем прежнем подчиненном положении.
Кышкала времен Алтын Орды
Доктор исторических наук Казахского национального университета имени Аль-Фараби, профессор Мадияр Елеуов рассказал о высоком уровне развития средневекового города Кышкала, расположенного в 40 км к западу от города Кызылорда, недалеко от аула Когалыколь. В результате проведенных раскопок здесь найдено множество предметов быта и архитектуры, доказывающих связь города с Золотой Ордой. Так, в 2018-2021 годах в городе Кышкент (Баршынкет) была определена его историко-топографическая структура, а новые данные из раскопок в хозяйственной зоне и центральной части показали, что время расцвета этого города было в эпоху Золотой Орды.
Сарайшык – ставка ханов
Об исторической значимости средневекового Сарайшыка в истории Золотой Орды рассказал доктор исторических наук, профессор Мухтар Абильсеит. Он привел много исторических данных о городе Сарайшыке как уникального города Золотой Орды. Действительно, средневековые исследования, в том числе труды Ибн Баттуты, испанской Пасхалии 1320-1338 годов, две торговые записи анонимного автора и Ф.Б. Пеголотти, а затем труды Отемиса кажы, Мухаммеда Хайдара Дулати, Кадыргали Жалаири, Абулгази и др., не дают полной информации о Сарайшыке. В этом случае историки обобщают все источниковедческие исследования, используют материалы археологических и картографических исследований, легенды.
Ученый привел важные факты о том, что Сарайшык – столица Золотой Орды, Ногайской Орды, Казахского ханства.
«В 1334 году Ибн Баттута указал Сарайшык как Сараджук, что означает «Сараджук, «джук», то есть «младший». Этим они хотели выразить «малый дворец», в «Бес тарих» Курбангали Халида написано: «власть хана, султанов продолжалась не прерываясь из-за его расположения вокруг городов Сарай, Сарайшык и Ханская Орда», А. Маргулан, который в 1950 году проводил археологические раскопки в Сарайшыке, сказал: «Сарайшык, старый дворец и новый дворец – три города Золотой Орды, расположенные близко друг к другу. Название Сарайшыка, его дворцы, мечети символизируют статус богатого феодального города…». Кроме того, в труде Абилгазы написано «после смерти Узбека ханом стал его сын Жанибек. Он был удивительным мусульманским ханом, был мудрым человеком, взошел на престол в городе Сарайшык», «после смерти Жанибека хана Бердибек хан из Тебриза прибыл в Сарайшык. Три дня траура, после траура собрались все султаны и эмиры и подняли Бердибека ханом». Исследователь Сарай Бату российский археолог, профессор Е. Пигарев писал, что в начальный период Золотой Орды Сарай Бату и Сарайшык играли одинаковые столичные роли, а Р. Почекаев писал, что Сарайшык стал столицей в период династической борьбы в стране в 1359 году.
Также в Сарайшыке был великолепный ханский дворец, который пока не найден. В этом дворце, по Абилгази, на престол взошел и Жанибек хан, и его сын Бердибек. Известный ногаевед В.В. Трепавлов включил в этот список и хана Узбека.
Если в 1861 году топограф А.Е. Алексеев определил территорию Сарайшыка в 3 версты 350 сажен (4,5 км2), то археолог Л.Л. Галкин, долгие годы изучавший уральские города, писал, что в средневековье Сарайшык насчитывал не более 50 тыс. жителей. Если сравнивать Сарайшык с Сарай Бату, то в работах В.Г. Тизенгаузена (Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. 1884 г.) доказано, что город Сарай Бату имел площадь около 10 кв.км, а население – около 75 тыс. человек. Это сравнение также дополнительно свидетельствует о том, что Сарайшык стал столицей Золотой Орды.
Сарайшык стал основным центром караванных путей из Азии в Европу. На карте времен Петра I, найденной учеными Сарайшыкского музея-заповедника в архивах России в 2021 году, на двух караванных путях Сарайшык — Кажы Тархан было 10-12 населенных пунктов или мест, где останавливались караваны. Один из них впервые был обнаружен археологами Сарайшыкского музея в текущем году. Его территория занимает около 4-5 гектаров. Там были найдены обломки средневековых керамических кувшинов, лебедки, кольца, обломки бронзового зеркала, 1 серебряный дирхем времен Узбек хана, 15 медных монет времен ханов Узбека и Жанибека и стрела сарматской эпохи.
Об особом значении города Сарайшык свидетельствует то, что он был пантеоном правителей и славных личностей Золотой Орды, Ногайской Орды, Казахского ханства, но о захороненных в нем нет единого мнения. Это тоже правильно. Ведь сами средневековые исследователи оставляли разные мнения. В Сборнике летописей Кадыргали Жалаира 1602 года такие слова: «Касым хан скончался в Сарайшыке. В эти дни его могила находится в Сарайшыке», в турецкой летописи Абылгазы 1665 года: «Токтагу хан. Царская жизнь была всего шесть лет, похоронен в Сарайшыке», о хане Жанибеке написано: «Он царствовал семнадцать лет. Похоронен в Сарайшике». В дополнение к ним, опираясь на косвенные данные Отемис кажы, Абылгазы, Абдулгаффара Крыми и ногайских песен-жыр, мы предполагаем, что в Сарайшыке похоронены ханы Золотой Орды Монке Темир, Бердибек, голова Токтамыс хана, предок казахских ханов – Барак. Эти предположения ждут своих исследователей.
В прениях также своими мнениями и предложениями поделились участники конференции. Так, депутат Мажлиса Парламента Берик Абдигали отметил, что Сарайшык – символ наследия Жошы хана.
– Хорошо помню, что в советское время Сарайшык интересовал только археологов. И только теперь началось его признание как столицы Казахского ханства. Касым хан мечтал о казахском государстве и погиб на этом пути. Его мечта сбылась, думаю, должен быть памятник Касым хану в Сарайшыке, – предложил депутат.
А. ТУРГАНОВА