Приглашаю на историческое фехтование!

priglashayu na istoricheskoe fehtovanie История

На его уроках истории всегда интересно: старается подходить ккаждой теме нестандартно и развивать в учениках творческийпотенциал. Например, предлагает заняться историческим моде-лированием или… фехтованием!

Надежда ШИЛЬМАН

В прошлом году девятиклассник школы-гимназии №30 для одаренных детей Атанияз Мутиголла сначала занял третье место в республиканском конкурсе «Моя малая Родина» со своим проектом – макетом Гурьевской крепости, а позже, доработав его, победил во всероссийском конкурсе технического моделирования “Конструктор – мир фантазий”. Это было необычно, ново, интересно! Ученик и его учитель – Иван Сергеевич Пересыпкин – приурочили проект к дню рождения Атырау. Атанияз выразил мнение, что старый город практически уничтожили, и это стало ударом по исторической привлекательности и развитию туризма. После конкурса Атанияз и Иван Сергеевич заявили о проекте «Гурьевская крепость» как о туристическом будущем в администрации Атырау.

– И даже предложили его городу: сделать настоящую крепость в дереве, это ведь экологически чистый материал и при соответствующей обработке прослужит долго, – уверен историк. В крепости наши герои предположили создание музея старинных вещей, затем казарму, в ней будет сделан уклон на этнографию, а еще – ремесленный квартал, что добавит колорит крепости, а туристы вживую увидят работу ремесленников. К слову, в прошлом году, встречаясь с одаренными школьниками в центре Абая, аким области отметил, что идея с «Гурьевской крепостью» – хорошая.

Атанияз Мутиголла помимо уроков истории посещает клуб «Бастион», который создал Пересыпкин. Именно в клубе родилась идея создания проекта-макета «Гурьевская крепость».

ИСТОРИК!

Иван Сергеевич – педагог в третьем поколении, преподает уже 15 лет. Его бабушка – Надежда Семеновна Божко – работала учителем математики, а потом и завучем. По ее стопам пошла и дочь – мама Ивана, Елена Александровна Пересыпкина. Но наш герой решил связать свою жизнь с историей.

– Я по образованию историк, магистр. Свой предмет люблю и стараюсь, чтобы его полюбили школьники. Стремлюсь открыть им историю совершенно в ином свете, не только по учебникам и пособиям, но и развить в них самый настоящий интерес, который подтолкнет их к самостоятельному поиску и изучению. Я развиваю в ребятах творческий потенциал, приемы использую разные – это и различные виды уроков (ими, я думаю, пользуются и другие учителя, я не исключение), и внеурочная работа. К ней стоит отнести, прежде всего, историческое моделирование и историческое фехтование, – рассказывает Иван Сергеевич.

По его словам, о пользе моделирования в образовательном процессе, в принципе, известно. Тут не только создание уменьшенных копий каких-то объектов, событий, но и их детальное изучение. Это расширяет объем знаний у ребят, учит их работе с источниками информации, их поиску. Повышает интерес к определённым историческим событиям.

– Кроме того развивает мышление, моторику, успокаивает нервы, – делится собеседник. – Многие из ребят, увлеченных моделированием, порой привлекают и своих родителей, которые, сами того не замечая, втягиваются в процесс. И это здорово, ведь в совместном творчестве общение ребенка и родителя наполняется весомым смыслом, вы начинаете лучше познавать друг друга и открывать в своем чаде удивительные грани мышления, терпеливости, старательности, а если таковых нет, то тем более это прекрасная возможность попробовать развить их в нем, – уверен Пересыпкин.

НУ КОПИЯ «БЛОКГАУЗА»!

Что же это за историческое моделирование? Вы, уважаемые читатели, наверное, заметили, как нередко в соцсетях люди делятся публикациями и фотокадрами мини-грузовиков, мини-ПАЗиков, мини-ЗИЛов. Словом, создают точные копии, но ничтожно малого размера – как две коробки спичек, а то и одна, тех машин, которые им нравились во времена их детства, юности. А это ведь тоже своего рода историческая реконструкция!

Захотел ты сделать копию, допустим, ГАЗ- 66, ты ведь обращаешься в библиотеку за информацией (ладно, зачастую – в Википедию!), узнаешь все и о машине, и о тех временах. А значит – обращаешься к истории. Но не только модели машин можно изготавливать. Пересыпкин говорит, что сам в детстве увлекался моделированием и теперь своим опытом и увлечением делится с ребятами. Сегодня в основном Иван Сергеевич с учениками специализируется на моделях из картона и дерева.

– Тематика в основном связана с созданием фортификационных сооружений (крепости, блокгаузы и т.д.), а также с моделированием осадных орудий. Чтобы больше внимания привлечь к моделированию, создал интернет-проект «История и историческое моделирование»; есть страницы в социальных сетях, где мы выставляем на обозрение работы учащихся, и некоторые можно назвать профессиональными, – рассказывает Пересыпкин.

– Ребята принимали участие в различных конкурсах (областных, республиканских и прочих), занимали определённые места. Например, моя бывшая ученица Александра Паросимова, изучая чертежи римской военной техники, воссоздала с максимальной точностью «Требушет», причем с действующим механизмом заряжания и стрельбы! Или Валерия Тарабрина удивила точной копией «Блокгауза» – военного укрепления XVII-XIX веков.

Тоже не один час провела, изучая исторические документы о военной фортификации того времени и правилах возведения подобного рода сооружений. Отмечу Атанияза Мутиголлу и его макет «Гурьевская крепость».

Пересыпкин рассказывает, что несколько лет назад побывал в России, там его покорили слеты историков-реконструкторов, которые он посетил. Различные клубы исторического фехтования проводили целые турниры, показательные номера, знакомили с определенными историческими эпохами. В отличие от спортивного фехтования, историческое – это не спорт, хотя тут тоже проводятся поединки, по большей части это реконструкция, то есть воссоздание какой-то определённой исторической эпохи, костюмов и техники фехтования. Иван Сергеевич вспоминает, что обычные школьные учителя организовывали целые клубы исторического фехтования, где собиралось столько ребят!

ВОЗРОДИМ «ҚЫЛЫШТАСУ»!

– И я тоже захотел организовать нечто подобное в Атырау, – продолжает Иван Пересыпкин. – Так открылся школьный клуб исторического фехтования и фланкировки «Бастион», в котором уже отзанималось не одно поколение школьников. Многие думали, что ничего не получится. Но мы твёрдо шли к поставленной цели и сейчас идём. А знаете, какую эпоху мы выбрали вместе с ребятами? XVI-XVII век! Время, когда практически исчезли крупные металлические доспехи, а их место занимала так называемая поддоспешная одежда, – с интересом сообщает Иван Сергеевич.

– Искали выкройки, самостоятельно шили костюмы, защиту. Мы взяли за основу технику работы с саблей. Ребята изучают польскую, русскую и отчасти венгерскую школы фехтования. Ставят поединки.

Учитель добавляет здесь слова благодарности руководству школы, а еще родителям учащихся, которые постоянно помогают в развитии школьного клуба, обеспечивают ребят амуницией, тренировочным инвентарем. У молодого историка (кстати, недавно создал проект «Уральские казаки – мои предки», где собираются и публикуются фото и биографии уральских казаков, их семей и потомков. В 2020-м проект занял первое место по республике в конкурсе «Лучший научный проект») Ивана Пересыпкина есть мечта – повезти ребят на слеты клубов исторического фехтования и реконструкции в Алматы, Павлодар, Костанай, Астрахань, Самару.

– Я сам готовлю авторскую программу об историческом фехтовании и его роли в воспитании подрастающего поколения. На нескольких педагогических конференциях я уже делился своим опытом с коллегами. Для пополнения своего багажа знаний посещаю исторические клубы в РФ. Отдельным направлением является фланкировка, или крутка сабли и шашки – красивое владение оружием (пусть и тренировочным). Я и сам фланкировкой владел (все-таки казачьи корни). Потом сдал экзамен в школе рукопашного боя и казачьего спаса в Алматы «Радуга Семиречья», получил диплом тренера. Одним из изучаемых элементов там как раз была фланкировка. Поскольку кружок школьный, мы не можем приглашать детей из других учебных заведений, а желающих много. Обращался с официальным письмом в областной акимат с просьбой предоставить помещение, любое, хоть старенькое (сами бы ремонт сделали), но, увы, помочь с этим нам не смогли. А знаете какие грандиозные планы у Ивана Пересыпкина? Открыть секцию по «Қылыштасу» и внести свой вклад в возрождение казахского воинского искусства! Ведь сама сабля родом с Востока, Азии, и возрождение основ техники владения этим видом оружия является важным. – Это получилось у поляков, когда они возрождали свою школу фехтования – одну из лучших в Европе, почему бы не попробовать это и с қылыштасу? – говорит Пересыпкин.

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Прикаспийская коммуна