РОШ АШАНА: ПРЕКРАСНОЕ НАЧАЛО ГОДА!

Рош Ашана прекрасное начало года Общество

В воскресенье члены этнокультурного объединения «Алия» («Возрождение») собрались, чтобы торжественно отпраздновать наступление Нового 5776 года по еврейскому календарю — Рош Ашана.

Руководитель «Алии» Павел Ткач читает молитву и приглашает всех за праздничный стол, который благословляет старейшина общества, руководитель ветеранской группы Циля Гедальевна Даневич. Было приятно, что на этот раз отметить праздник пришли не только представители старшего поколения, но и люди, обычно не всегда имеющие возможность поучаствовать в праздничных собраниях из-за занятости на работе. А вместе с мамами и папами пришли и малыши.

А детки чуть постарше под руководством заведующей культурным сектором Ирины Уховой — педагога гимназии — подготовили отличнейший сценарий. Вот ребята показывают процедуру омовения рук. Кружка особая — двурогая, не все и не у всех получается сразу. Так что смех за столом не утихает. А потом — сказка новогодняя: девочка (Алина Фокина) уснула расстроенная, что не сумела в хедере назвать блюда, которые предназначены к новогоднему столу, и во сне увидела чудо — один за одним выходили ребятишки с коронами на голове, на которых были изображения различных продуктов, и объясняли их предназначение — так она все и узнала. Большая часть блюд символизирует сладость (а значит и благосклонность Всевышнего) — яблоки с медом, хала с медом, гранат — знак умножения заслуг и плодовитости…

На новогоднем столе обязательно должна быть баранья или рыбья голова, чтобы находиться всегда в голове, в центре жизни, а не в хвосте, на обочине её. И за столом идет шутливая перебранка, кому достанется голова, а в итоге самую большую пускают по кругу, чтобы всем досталось. Снова возникает аналогия с казахским застольем.

Торой (главной книгой иудеев) предписывается в этот день трубить в шафар — рог. Должно прозвучать не менее 100 звуков шафара. Чтобы все услышали, что мы готовы к Суду. На этот раз и в шафар трубит юный музыкант — Тимофей Бендерский.  Вообще, это духовный праздник, сопряжённый с началом дней, когда, согласно традиции, решается судьба каждого из нас на ближайший год. Это начало отчёта перед самим собой и перед Всевышним о годе уходящем. Накануне собрания те, кто соблюдает каноны веры, зажигали дома свечи, читали молитвы. И такие молитвы будут продолжаться в течение десяти дней. А сегодня собравшиеся надеются, что молитвы и раскаяния их приняты, и Всевышний пошлет нам всем хороший и сладкий год. Именно так — с пожеланием сладкого года принято поздравлять друг друга у евреев.

Казалось бы, в день Суда нужно поститься, но напротив, этот   день наполнен весельем и радостью. Застолье идет полным ходом. Шутки, анекдоты. Никто не умеет так интересно и красочно рассказывать анекдоты про евреев, как они сами.  А уж когда звучит семь сорок, никто не усидит на месте. (Кстати, один из эрудированных гостей раскрыл загадку этого названия — поскольку евреям, согласно указу о черте оседлости, было запрещено жить в больших городах, то, чтобы попасть в свой Главный город Одессу на работу, они ехали на поезде, который прибывал в поселок в 7 часов 40 минут утра и доставлял их в Одессу, а отправлялся из нее тоже в 7.40, только уже вечера. Вот, в ожидании его и согревались пассажиры, прыгая и подскакивая, вот эти движения и вошли в зажигательный танец). А  вот название другого еврейского народного танца «хава нагила» означает «давайте радоваться». И хоть на Рош Ашана не предписывается особо радоваться, мы все же себе это позволим.

Праздновали от всей души, с песнями, плясками. И поскольку многие семьи интернациональны, то звучат песни разных народов. Известный скрипач Артур Овакимян буквально «завел» зал виртуозным исполнением прекрасных мелодий. А потом «концерт по заявкам слушателей» дал Андрей Бендерский, оказывается, он прекрасно владеет гитарой.

И снова новый сюрприз от ребят — спектакль по сказке Сутеева «Мешок яблок» — о том, что миром правит Доброта.

Сегодня поистине бал правили дети. Шуточные викторины, шарады. И в завершение каждому из гостей поднесли свои поделки с пожеланиями, а в  ответ получили цдаку (то есть то же самое, что садака по-казахски). И вновь, и вновь от всего сердца желают друг другу «Лехаим»: добра, счастья. Слава Богу, что сегодня можно не бояться причислять себя к своей нации, соблюдать свои обряды, ритуалы.

Действительно, мы все дружны, и наши мысли, чувства созвучны.

Любовь МОНАСТЫРСКАЯ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна