Сделать мир лучше
В фойе Атырауской специализированной школы-интерната висит большой стенд «Мир красоты руками детей», который является гордостью учебного заведения. Все выставочные поделки из глины, фанеры, папье-маше, шерсти, рисунки, вышивки бисером сделаны детьми с особыми образовательными потребностями. А мастерят они такую красоту в двух кабинетах технологии, которые получили в дар от крупной нефтяной компании.
…12-летнему Султану Мусагалиеву в детстве поставили диагноз ЗПР – задержка психического здоровья и глухота. Его ровесница по имени Альфинур – слабовидящая, Ерасыл тоже с детства лишен зрения. Но, несмотря на недуг, они получают знания и имеют возможность развивать творческие способности. Таких учеников в специализированной школе-интернате – 138.
По словам директора школы Ляззат Тулеповой, в их учреждении получают образование дети с различными диагнозами: с нарушениями слуха – 37 учеников, зрения – 47, с задержкой психического развития – 70, есть дети и с ДЦП.
– Наши воспитанники воспринимают учебную программу через зрение, слух и тактильно. Обучение ведется с нулевого по 11-й класс на казахском и русском языках, – комментирует директор учебного заведения.
Интернат имеет 27 учебных кабинетов, в прошлом году школа пополнилась еще двумя классами технологии для мальчиков и девочек.
По словам Ляззат Тулеповой, компания «ТШО», которая в течение двух лет оказывает спонсорскую поддержку, стала большим другом для интерната: они провели ремонт душевых комнат, оборудовали под ключ кабинеты физики, биологии, полностью оснастили лаборатории, подарили девять слуховых аппаратов для слабослышащих детей. Также отдельно хотелось бы сказать об инновационных электронных самоучителях «Сезуал» по изучению алфавита Брайля и о музыкальных гаджетах для обучения нотной грамоте, которые тоже были подарены специализированной школе нефтяной компанией. Тут необходимо пояснить: современные инновационные изобретения казахстанских ученых смогли увидеть свет благодаря поддержке упомянутой компании, поэтому сегодня только атырауские незрячие дети и члены общества слепых имеют возможность пользоваться этими устройствами.
Надежда на будущее
Что касается кабинетов технологии, подаренных особенным детям, то для школы-интерната это не просто учебные классы, но и окно в будущее для их воспитанников. Как нам сообщила директор, их школа работает по авторской программе по профориентации.
– Для наших учеников эти кабинеты имеют огромное жизненное значение. Наша цель – социализировать детей в обществе, ведь они растут. И рано или поздно им придется покинуть стены школы. Мы прикладываем все усилия в развитие и образование особенных детей. Как показывает практика, к сожалению, не все выпускники специализированных учебных заведений смогут получать дальнейшее образование. И чтобы в будущем они смогли зарабатывать себе на хлеб, мы стараемся их профориентировать. Новые кабинеты технологии дают возможность нашим детям не только развивать моторику рук, приучать к труду, но и прививать навыки прикладного ремесла, – рассказала Ляззат Тулепова.
Действительно, пройдя по кабинетам, мы увидели, что в классе для девочек стоят швейные машины, ткацкие станки, оверлоги, мольберты для рисования эскизов, машины для вышивания, а также запасы тканей, ниток, различной фурнитуры. А кабинет для мальчиков оснащен токарными, фрезерными, деревообрабатывающими станками, слесарными и столярными верстаками, различными инструментами: отвертками, лобзиками, дрелями, и, по словам учителей, самое главное – школа получила и лазерный гравировальный станок в комплекте с чиллером (агрегат, предназначенный для охлаждения жидкости, которая используется в качестве теплоносителя систем кондиционирования) и стабилизатором.
В общей сложности в двух классах установлено 100 наименований оборудования на сумму около 15 млн тенге.
Пока мы рассматривали оснащение кабинетов и общались с руководителем школы, заметили девочку по имени Альнура, которая вместе с учителем-технологом Фаризой Мирмановой на маленьком ткацком станке плела коврик. Юная мастерица, хоть и страдает слабым зрением, старательно и прилежно заправляла в спицы разноцветные нитки, чтобы получился красивый национальный орнамент. Сама Альнура поделилась с нами, что ей нравится заниматься таким ремеслом.
– Я могу проводить здесь несколько часов и не устаю. Меня это успокаивает, поднимает настроение, – говорит девочка. А еще она рисует на шелке и вышивает бисером. Учитель Фариза Мирманова подтвердила, что с появлением современного кабинета они с детьми могут заниматься настоящим творчеством.
– Мы давно об этом мечтали, и компания ТШО сделала нам щедрый подарок. Теперь у нас есть не только современное оборудование, но и вся необходимая фурнитура: иголки, нитки, ткани, другие расходные материалы. Есть даже столы, лампы, гладильная доска, шкафы, – демонстрирует учитель нам свои владения. И тут же добавляет:
– Как вы знаете, нашу школу посещают дети с различными диагнозами, и каждому необходим индивидуальный подход. На уроках технологии мы с ребятами вырезаем фигурки из фанеры, учим их работать с инструментами, потом разукрашиваем свои изделия, шьем тряпичные куклы, вышиваем бисером, делаем панно из шерсти, лепим из пластилина, глины и многое другое. Скажу больше: во время таких занятий они успокаиваются, работают с удовольствием и забывают о своих болезнях. А иногда у ребенка бывает плохое настроение, он капризничает, плачет, не хочет сидеть на уроках. Бывает, что дети нервничают, проявляют агрессию, бросают на пол предметы. В этом случае наказывать ребенка или настаивать на обязательном выполнении какого-то задания нельзя. Нужно дать ему успокоиться, пожалеть, погладить и позволить делать то, что он хочет. А потом вернуться к занятиям, – говорит педагог.
Иногда учитель труда забирает расстроенного ученика в свой кабинет, и они вместе начинают что-то мастерить, ребенок успокаивается. Потом к ним подключается психолог, который потихоньку выясняет причины такого поведения.
Учитель труда Еркин Коянгалиев, который работает с мальчиками, поддержал коллегу:
– Действительно, чтобы научить особенных детей простым вещам, взрослым нужно приложить немало усилий, любви и милосердия. Раньше, когда у нас не было кабинета технологии, мы с ребятами на уроках труда рисовали, выжигали на дереве. А сейчас сооружаем макеты самолетов, делаем скворечники. В кабинете технологии я обучаю мальчишек простым бытовым вещам: как держать молоток, отвертку, забить гвоздь, прикрутить болт – эти навыки им пригодятся в жизни.
Как отметил Еркин Коянгалиев, все занятия проходят под его личным контролем. Благодаря спонсорам у учащихся теперь есть фрезерный и токарный станки, станки для резьбы фанеры, разные инструменты, а также оборудование для работы с железом и деревом. Мечта любого ученика!
– Мы благодарны нашим друзьям за материально-техническую поддержку, но прежде всего – за милосердие и понимание. Для нас и наших детей это важно, они искренне радуются новым приобретениям, с удовольствием ходят на занятия. Пару лет назад ТШО подарило школе кабинеты биологии и физики на сумму около 25 млн тенге. И, как вы слышали от наших педагогов, дети увлечены проведением опытов, созданием чего-то своими руками, и это положительно сказывается и на их психологическом настрое, – резюмировала руководитель образовательного учреждения. Кроме того, волонтеры нефтяной компании помогают школе-интернату реализовать их поделки на различных ярмарках, чтобы они могли использовать заработанные деньги на свои нужды: покупать костюмы для праздников, призы для отличившихся учеников, устраивать различные школьные праздники, – сказала Ляззат Тулепова. Она отметила: подаренные кабинеты – это не просто учеба, это психологическая разгрузка для особенных детей.