Общество

«Алло? Это с банка. Обновите свои данные!»  

Как телефонные мошенники дурят, и как от них спастись?

Удивительное дело: казалось бы, информации, предупреждающей о хитрых уловках преступников, немало. Но обманутых меньше не становится. Атырауским полицейским едва ли не каждый день поступают заявления от жертв аферистов: с начала этого года удалось раскрыть и направить в суд без малого три сотни уголовных дел о мошенничествах. Но поймали не всех. Однозначно, различного рода проходимцы и прохиндеи уходить на покой не собираются.

Как констатируют в органах внутренних дел Прикаспия, в настоящее время из-за широкого распространения мошенничества разных видов жители города и страны в целом попадают на различные уловки мошенников. Полицейские из следственного отдела управления полиции Атырау по факту мошенничества с начала нынешнего года (всего за четыре полных месяца!) расследовали и направили в суд почти 300 уголовных дел. Вдумайтесь в эти цифры!

– Мошеннические действия, то есть обещания злоумышленников, следующие: получение квартир и земельных участков от правительства по низкой цене, трудоустройство в нефтедобывающие компании и подрядные организации. Также снятие денег из пенсионного фонда, получение кредита на крупную сумму через фонд «Даму» для субсидии от государства, – перечислил заместитель начальника следственного отдела управления полиции города Атырау капитан Айбек Насиев. По этим причинам сотни жителей и приезжих из других регионов страны стали жертвами мошенников.

Вишинг, SMSфишинг…

Короче, как нас дурят?

Напомним способы, которые чаще всего используют невидимые злоумышленники. Вишинг – это такой вид мошенничества, при котором звонят, пытаясь побудить к какому-либо действию. Они подчас говорят, что работают в реально существующей организации, чтобы убедить жертву сообщить им свои личные данные или перевести деньги. И этих действий мошенники ждут сразу во время телефонного разговора, создавая ощущение срочности. Им нужно, чтобы человек на другом конце провода запаниковал и сделал то, чего они хотят. Вот почему аферисты требуют раскрыть данные прямо во время звонка, а не просят выполнить какоето дополнительное действие позднее, то есть после завершения разговора!

При SMS-фишинге, или «смишинге», аферисты начинают призывать абонента к действию с помощью текстовых сообщений. А там может «сидеть» вредоносная ссылка, и если по ней перейти – пиши, пропало, так как загрузится вредоносная или шпионская программа.

Другой «фокус» – сбрасывающиеся звонки. Это вызовы от неизвестного номера, что длятся всего пару секунд. Делается специально, чтобы вынудить человека перезвонить на тот номер. Если любопытство перевешивает над здравым смыслом, можно потерять свои деньги, поскольку обратный звонок на подозрительный номер будет платным. На что, собственно, и рассчитывают мошенники. Как правило, такие звонки совершаются с международных номеров, за что и снимают деньги. Будьте осторожны.

Чужой голос

Между тем Национальный Банк Казахстана предупредил о новой схеме телефонного жульничества, предупреждая, что не обслуживает счета физических лиц и не занимается страхованием денежных средств граждан.

Участились случаи мошенничества с использованием искусственного интеллекта с помощью подделки голоса родных, близких людей либо известных медийных персон. При этом, чтобы получить достоверный голос, злоумышленники взламывают аккаунты в мессенджерах (WhatsApp, Telegram и др.), скачивают голосовые сообщения, загружают их в нейронную сеть, либо используют технологии подмены голоса. Впоследствии голос владельца смартфона реалистично воспроизводится с просьбой отправить денежные средства, также возможна отправка текстовых сообщений, – подчеркивается в пресс-службе.

Взлом смартфонов происходит при помощи поддельных звонков из технической поддержки сотовых операторов, которые просят предоставить код поступившего сообщения. Могут направляться и вредоносные ссылки, формы голосования в детских конкурсах, опросники по социально значимым темам. После чего злоумышленники активно применяют комбинированные схемы мошенничества и выходят на контакт от имени родных, коллег, знакомых, медийных личностей – лишь бы получить деньги.

При помощи различных средств искусственного интеллекта в мессенд­жерах совершаются видеозвонки от «представителей силовых ведомств» (МВД, генеральная прокуратура и др.), которые призывают граждан участвовать в якобы совместных с Нацбанком платежных операциях. В ходе разговора направляются поддельные документы от Банка о зарезервированных ячейках или забронированных денежных средствах. Для повышения доверия граждан на фальшивых документах размещаются подписи, имена и печати от «уполномоченных лиц» государственных органов или частных компаний.

Во избежание взломов мобильных телефонов Нацбанк рекомендует не переходить по подозрительным ссылкам, не передавать и не сообщать поступившие коды и пароли. Помните! Работники Национального Банка не осуществляют аудио- и видеозвонки посредством мессенджеров. При поступлении звонков от псевдосотрудников прервите разговор, не принимайте участие в каких-либо разбирательствах или проведении платежных операций.

Национальный Банк не обслуживает счета физических лиц, не занимается страхованием денежных средств, а также не проводит денежные расчеты с населением. В случае, если вы или ваши знакомые столкнулись с мошенническими схемами, настоятельно рекомендуем обратиться с соответствующим заявлением в правоохранительные органы Республики Казахстан. Для получения консультаций можно позвонить в наш контактцентр по короткому номеру 1477, – довели до сведения в пресс-службе главного банка страны.

Кстати, в прошлом месяце в Антикоре сообщили, что мошенники создали фальшивые аккаунты от имени сотрудников и руководства агентства и рассылают фейковую информацию в WhatsApp, Telegram и Instagram. Просьба не доверять недостоверной рассылке, не переходить по сомнительным ссылкам, а также не перечислять средства, говорилось в сообщении ведомства. В случае наличия таких фактов в Антикоре попросили сообщать в правоохранительные органы.

Представьтесь на казахском!

Новые способы жульничества – это одно. Другое дело, что жулики, пытаясь добыть очередной куш, не гнушаются годами опробованными методами обмана.

Жительнице Атырау, пенсионерке Нине Михайловне, позвонили на днях ранним утром. Звонили сначала с одного, потом с другого номера. Хорошо, что телефон взяла ее дочь.

– На том конце провода вежливый голос начал говорить: здравствуйте, вас беспокоят из компании Ксеll. Мол, нужно обновить свои данные. Дочь увидела, что номера российские – их коды начинались на + 7 911, + 7 913, как мы потом посмотрели, то ли Кемеровская, то ли Красноярская области, – поделилась Нина Михайловна. – Сказала мошенникам, мол, вы с компании Ксеll, а  почему звоните с российских номеров? А ну, давайте представьтесь на казахском! В ответ что-то промямлили, типа я уже представлялся, что я вам, собака, по сто раз повторять? В общем, дочь послала их лесом. А они уже наглым голосом бросили: «Все равно вам еще три понедельника и всё!», вероятно пытаясь запугать.

Как мама спасла от «развода»

На днях сыну моей знакомой Галине Х. позвонил один ушлый хитрец.

– Звонили, якобы, с информацией о том, что на его имя открыт кредит, требовали уточнить его банковские данные. Он начал суетиться, а я слышала все это, – рассказывает Галина. – Говорю сыну – это мошенники! Он поначалу мне не поверил, продолжал с ними разговаривать, там ещё подключился типа менеджер банка. Я вынуждена была взять у сына трубку, стала ругаться с ними и угрожать, что сейчас высвеченный их контакт передам в полицию. Те стали меня запугивать, мол, сейчас же пришлют на мой адрес менеджера из службы безопасности банка. Тут уж я стала откровенно смеяться над ними, бросила трубку. Сына только спасло, что у нас как раз в то время плохо работал интернет, по этой причине он ничего не смог передать  мошенникам.

Сколько сыну лет? Он ещё верит незнакомцам, которые звонят, – спрашиваем мы.

– 34 года. Получается, верит. Это потом я в интернете нашла все схемы мошенничества, включая и тот «развод», на который он чуть не попался. Аферисты же тогда затараторили, что открыли кредит на его имя в одном из известных банков. Я по WhatsApp связалась с тем банком, где менеджер сразу подтвердила: нам звонили мошенники. Потому как, чтобы открыть в реальном банке кредитную линию, надо как минимум присутствие самого человека! Даже просто документа, удостоверяющего личность, – недостаточно. Пришлось и это объяснять, – сказала Галина.

Получается, вы сами стали сомневаться, вдруг на самом деле кредит оформили?

– Нет. Мне надо было показать сыну всю ситуацию, поскольку он сомневался до последнего, что это обманщики с наглым «разводом».

Европейский размах проходимцев

А как за бугром? Мошенники также обманывают добропорядочных людей? Еще как обманывают, и их ищут. И находят. Например, в начале мая на сайте www.dw.com появилась информация: полугодовое расследование более миллиона телефонных звонков мошенников завершилось в середине апреля обысками в пяти странах и задержанием 20 человек! Речь идет о самом крупном телефонном мошенничестве в Европе. Небезынтересно узнать, что следственные органы Германии и нескольких балканских стран разоблачили крупную общеевропейскую сеть телефонных мошенников. Речь идет «вероятно, о самом крупном телефонном мошенничестве в Европе», заявили на пресс-конференции в Штутгарте представители министерств внутренних дел и юстиции федеральной земли Баден-Вюртемберг, земельного ведомства по уголовным делам, а также генеральной прокуратуры в Карлсруэ. По их данным, не менее 20 человек задержано, ликвидировано 12 кол-центров. Последние, связанные в мошенническую сеть, были обнаружены в четырех странах Западных Балкан и в Ливане. Их сотрудники использовали самые разные способы обмана: выдавали себя за близких родственников, банковских служащих, полицейских или работников общества защиты прав потребителей. Они рассказывали жертвам, что якобы им грозит наказание за какой-либо вымышленный проступок, обещая выигрыш или требуя уплаты задолженности. Расследование было начато в декабре прошлого года после того, как внимательный сотрудник банка предотвратил попытку мошенничества, которое могло привести к ущербу более чем в 100 тысяч евро! Обнаружилось, что в течение короткого времени телефонные номера мошенников были использованы в тысячах других попыток обмана! В следственную группу вошли ведомство по уголовным делам Баден-Вюртемберга, а также полицейские органы Баварии, Саксонии и Берлина. Их действиями были предотвращены убытки на общую сумму около 10 миллионов евро примерно в 6 000 случаев попытки обмана, то есть в 80 процентах подобных инцидентов. Следователи в режиме реального времени отслеживали телефонные разговоры преступников с жертвами по всей Германии. Начиная с декабря прошлого года, круглые сутки посменно дежурили свыше ста сотрудников уголовной полиции. Было зафиксировано более 1,3 миллиона звонков. Иногда, чтобы предотвратить преступления, приходилось одновременно отслеживать до 30 звонков. Потенциальные жертвы при этом предупреждались. В настоящее время продолжается расследование 7 500 телефонных звонков мошенников.

Ну а что у нас? Замначальника следственного отдела управления полиции города Атырау Айбек Насиев еще раз предостерегает жителей региона:

Не отправляйте денежные средства на банковские расчетные счета незнакомых людей, которые просят у вас деньги под указанными выше предлогами. Проверяйте законность рекламы, размещённой в сети интернет. Будьте всегда внимательны. Помните, что мошенники могут позвонить в любой момент. Отнеситесь критически к чужим номерам.

Фото: legal-fortress.com

Статьи по теме

Back to top button