За кулисами

za kulisami 2 Культура

21 мая в Казахстане традиционно отмечается профессиональный праздник – День работников культуры и искусства, которые своим творчеством и любовью к своей профессии зажигают сердца, создают праздник, открывают заветные двери в мир прекрасного, учат любить и радоваться каждому дню.

В течение года мы рассказывали об успехах артистов, достижениях художников, концертах танцоров. А в этот раз, накануне профессионального праздника, хотим поведать вам о работниках культуры, которые остаются за сценой, за кулисами, выполняющих невидимую глазу работу и технически обеспечивающих тот самый праздник души.

Картины тоже стареют

Сохранение предметов старины и картин имеет очень большое историческое и культурное значение. Этим важным делом занимаются реставраторы. Памятники архитектуры, книги, произведения прикладного искусства со временем могут потерять свою эстетику и прийти в негодность под воздействием внешних факторов. Задача нашего героя — вернуть им первоначальный вид.

Аслан Дюсенгалиев – реставратор Атырауского областного музея художественного и декоративно-прикладного искусства имени Ш. Сариева. Выпускник Малой академии искусств имени Н. Тлендиева, после окончания национальной академии искусств имени Т. Жургенева набирался опыта в драматическом театре, работая художником, преподавал в общеобразовательной школе родного села Жумыскер. Имеет опыт работы в рекламном агентстве. И вот как-то на встрече художников Елеугали Даукенов предложил Аслану реставрировать картины. Этим навыкам у нас не учат, и в мастерские попадают специалисты с дипломом художника. Они проходят стажировку и обучение у признанных мэтров, начинают с самых простых манипуляций. Вот такая технология передачи знаний по старинке. Специальность у Аслана есть, диплом тоже, а творческая атмосфера, которая всегда присутствует в музее, мастерам кисти очень важна. И вот художник, пройдя специальные курсы в государственном музее искусств им. А. Кастеева, стал реставратором картин, а к кистям и краскам теперь добавились скальпель и пинцет.

— Все произведения искусства хранятся в запасниках музея, — рассказывает Аслан Дюсенгалиев. — Во время профилактических осмотров этих сокровищ и выявляются «заболевшие» экземпляры, нуждающиеся в оперативном вмешательстве. Иногда очередников сдвигают картины, которым вот-вот придется принять участие в очередной экспозиции.

— А из-за чего картины портятся, по какой причине?

— В первую очень это условия хранения. К сожалению, наш музей размещен в нетиповом здании, нет соответствующей вентиляции, а это главное условие при сохранении картин. Если нет определенной температуры и влажности, то краска трескается, отлупляется. К тому же не все работы художников висят постоянно, их снимают и хранят в фонде, выставляются только по особым случаям, на выставки. Поэтому при повреждении присутствует так называемый человеческий фактор. К тому же произведения не сразу попадают в музей, чаще всего они долгие годы хранятся в частной коллекции, при этом условия хранения практически не соблюдаются. И тогда на помощь картинам приходим мы, реставраторы. При этом вначале необходимо изучить историю картины, технику исполнения, сделать анализ, дать характеристику и только потом приступать к работе.

И рампы свет

Ерлана Есенгалиева можно уверенно назвать ветераном сферы культуры, ведь в этой сфере он работает уже более 20 лет, даря нам настоящие праздники, красочные мероприятия, душевные вечера. В мире трудно найти человека, который бы не любил хорошую музыку, концерты, торжественные события, большой праздник. Все это дарит непередаваемые эмоции, хорошую энергетику, положительный заряд. А вот какой ценой все это достается, знают ребята из отдела передвижного культурного досуга областного центра народного творчества и культурно-досуговой деятельности. Их в отделе 15 человек и подготовку к празднику они начинают дней за десять, как только поступает заявка и готовы эскиз и проект праздника.

Любое театрализованное или эстрадное представление требует применения сложных и многоплановых технических устройств. Крупные музыкальные коллективы и артисты используют объемное сценическое оборудование для создания световых и звуковых эффектов, обеспечения красочности и насыщенности представления. Вот таким обеспечением и занимаются техники сцены, ответственные за подготовку и поддержку театральных, концертных или других сценических мероприятий. Они устанавливают сценические конструкции, обслуживают оборудование, участвуют в транспортировке и расстановке аппаратуры, ее настройке и обеспечении безопасной работы всех сценических механизмов.

— Это еще и физически сложная работа. Объем LED-экрана, например, составляет сто квадратных метров, это шесть коробок под 100 килограммов каждая, — говорит Е. Есенгалиев. — Чтобы его разгрузить, нужны, как минимум, по четыре человека на каждую коробку. Сборка и разборка должны идти очень осторожно, с соблюдением техники безопасности. Высота сборной сценической площадки — более 10 метров, поэтому установкой светотехники на арке занимаются специально обученные люди, использующие в работе тросы, мы их называем верховики. В зависимости от масштаба мероприятия, от сложности конструкции, устанавливается самое разное оборудование, на самые высокие мы собираем так называемые леса, это такое специальное оборудование для выполнения монтажных работ. На сборку такой сцены уходит до двух суток, затем для охраны мы ставим дежурных.

Как признается Ерлан Есенгалиев, на их работу влияют и погодные условия. С этим у нас, прямо скажем, не всегда гладко. То дождь на 7 или 9 Мая разрядится, то пыльная буря настигнет на Наурыз, то шквальный ветер поднимается на День города. Особенно сложно, когда мероприятие проходит в районах, тогда приходится отправляться на большегрузных МАNах с прицепом. Но праздник должен состояться в любую погоду.

— К сожалению, у нас в стране не учат на звукооператоров, светооператоров, техников сцены, мы занимаемся самообразованием, учимся друг у друга. А еще в нашей работе еще очень ценятся электрики.

Праздник завершается, после салюта тысячи людей отправляются домой, а у техников сцены и верховиков начинается вторая, не менее сложная часть работы – максимально осторожно, без потерь собрать дорогое оборудование, аккуратно упаковать их, перенести на транспорт, в целости и сохранности перевезти обратно и центр. Но, к сожалению, овации и аплодисменты достаются не им, а артистам.

Главный

Есть такая должность — начальник сцены. В его функции входит подготовка спектакля, концерта, любого другого мероприятия, которое будет проходить на сцене. Это: смена декораций, работа с занавесом, подача света, музыки и разных спецэффектов. На сцене Академического Казахского драматического театра имени Махамбета эту должность занимает Айдар Дюсенбиев, который работает здесь с 1997 года. То есть пришел он сюда в самое тяжелое для театра время, который на тот момент был в критическом состоянии, без ремонта, без должного репертуара, финансирования. И зарплата работника театра была самая низкая — три тысячи тенге и никаких премиальных. Это сейчас театр переживает период ренессанса, а тогда было все иначе.

— Но мне нравилась атмосфера в театре, его аура. К тому же через года два культура стала возрождаться, начался новый, очень интересный период, — говорит А. Дюсенбиев.

Уже в Год поддержки культуры, то есть в 2000-м, коллектив начал работать над новыми постановками, и забот у Айдара и его коллег прибавилось. Зритель видит только конечный результат — сам спектакль или концерт, театрализованное представление, но не видит и даже порой не догадывается о сложной последовательности всего процесса. Если сам театр начинается с вешалки, то любое действие в театре — с занавеса, а значит, работу запускает начальник сцены, который управляет механизмом при перевозке и монтаже декораций, бутафории, обеспечивает техническое обслуживание оборудования. Он участвует в подготовке эскизов для новых спектаклей и постановок, контролирует исправность всего имущества.

Начальник сцены несет общую ответственность за управление сценой и бесперебойное выполнение задумок режиссера.

— Спектакль — это синтез деятельности всего коллектива, начиная от кассира в театральном окошке, звукорежиссера, светооператора, машиниста сцены, а зритель видит только работу актера. Но если произойдет малейший сбой в какой-то цепочке, всё может пойти насмарку. Поэтому мы работаем как один механизм. Вовремя поднять и опустить занавес, за две минуты в кромешной темноте поменять декорации. Если не успеешь вовремя, дашь не ту музыку, то актер может замешкаться и сбиться, а значит, будет смазано общее впечатление от постановки. Чтобы не допускать такие моменты, надо все отработать еще во время репетиций и генерального прогона.

Самое сложное в работе начальника сцены — это новые спектакли. На старых они уже набивают руку, а вот новый взгляд режиссера с его смелым новаторским решением, с разными идеями может стать совершенно неожиданным, оригинальным и более сложным в исполнении. Но в конечном итоге получается прекрасная работа.

График работы начальника сцены ненормированный. Когда поздним вечером артисты под овации зрителей, под аплодисменты собирают цветы, фотографируются, вся бригада А. Дюсенбиева собирает бутафорию, разбирает декорации, потому что завтра будет новая постановка, концерт или любое другое мероприятие — драмтеатр до сих пор остается главным местом проведения всех официальных и торжественных мероприятий. За несколько дней до спектакля идет подготовка всех декораций, их последовательность. Стоит перепутать хоть одну деталь, например, не поставить настольные часы или стакан воды на стол, и испортишь всю задумку постановщика. Поэтому важен генеральный прогон.

— У театральных вещей своя специфика. Например, шкафы довольно сложные с технологической точки зрения. Поворачиваются во время спектакля, а дверцы открываются то в одну, то в другую сторону. К тому же их габариты: высота – 3,5 метра, ширина – 4 метра. Они должны разбираться – иначе мы не вынесем их на сцену и не найдем им место на складе. И таких моментов очень много.

Как и актеры, начальник сцены любит работать при полном зале, вот чтобы прямо был аншлаг. Тогда появляется неведомая сила, идет энергия от зала, очень бодрят и дают заряд аплодисменты зрителей. И адресованы они не только артистам за хорошую игру или режиссеру за удачную постановку. А. Дюсенбиев знает, что есть в этом успехе и его заслуга. Сейчас ставка начальника смены составляет 85 тысяч тенге. Поэтому здесь могут работать только настоящие фанаты, как и в сфере культуры в целом, которая до сих пор остается низкооплачиваемой. Но в качестве бонусов бывают премиальные и гастроли. Вместе с актерами Айдар Дюсенбиев посетил многие страны. Вот и сейчас они собираются в дорогу – театр Махамбета едет в город на Неве на международный театральный фестиваль, где будет показан очень сложный в техническом исполнении спектакль «Жалғыздық».

Как спасла Адеми апай

— Однажды во время спектакля Сагызбая Карабалина актриса Адеми Дильханова так проникновенно исполнила свой монолог, так ярко произнесла речь своей героини, так вдохновенно передала образ, что я заслушался и забыл дать на сцену занавес. Это затянулось всего на пару-тройку минут, но для актера на сцене это время кажется долгим. Спасибо Адеми апай, она не растерялась, заполнила паузу, пока я не очнулся и не закрыл сцену. Потом мне досталось по полной, а спустя годы мы вспоминали этот момент и всегда смеялись. Тогда положение спасли только внутренняя интуиция и актерское чутье А. Дильхановой, — вспоминает машинист сцены Молодежного театра Сарсенбай Ергалиев.

В театре он работает с 1999 года, начал простым рабочим, потом стал заведующим постановкой, а сейчас он машинист — такая должность есть не только в метро или на железной дороге, но и во многих культурных учреждениях. Работа машиниста сцены заключается не только в спуске занавеса, это человек, который обеспечивает работу основных устройств, которые находятся на сцене и за ее пределами. Следит за их установкой и определяет максимально оптимальное место для их расположения. Смотрит за тем, чтобы в работе устройств не было неполадок, вычисляет движения декораций и прочие параметры, чтобы они не представляли опасность для актеров.

— Большинство зрителей совсем не знают, как устроен театр. Все уверены, что подготовка спектакля – заслуга одних актеров. Ну, кто-то может догадываться, что есть еще какой-то там мифический режиссер. А существование закулисных профессий – это для многих настоящее откровение.

А ведь жизнь театра – это колоссальный труд большого коллектива. И речь не только об актерах, режиссерах, монтажниках или осветителях. У каждого своя задача. Театр также невозможен без рабочих рук. Сидя в зрительном зале, часто не задумываешься о том, какая работа кипит за сценой. В постановке задействованы десятки сотрудников театра, которые остаются в тени занавеса. Каждый из участвующих в спектакле людей — часть большого механизма. Если одна из деталей сломается, то механизм остановится. Но подобное случается крайне редко, потому что в театре работают удивительные люди, сочетающие в себе множество граней и дарящие зрителям те эмоции, которые вряд ли они испытывали где-либо ещё.

Поделиться с друзьями

Обозреватель

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна