Наше знание — сила и оружие

nashe znanie sila i oruzhie3 Здоровье

Более полугода назад в Атырауской области впервые в стране в пилотном режиме был внедрен проект «Школа грамотного пациента «Алғыс». Его целью было создание медиационного моста между пациентом и врачом. Задачей Школы является повышение знания пациентов и врачей об их правах и обязанностях, а также разрешение конфликтных ситуаций. 

Как отметила руководитель проекта Жаннат Есмаганбетова, будет вестись работа с пациентами, медицинским персоналом, коллективами больниц и поликлиник, предусмотрен анализ жалоб пациентов, а также его разбор на всех этапах. Проект в пилотном режиме начал свою работу в Атырауской городской поликлинике №4, в областной детской больнице и областной больнице №2. В дальнейшем он будет реализован во всех медицинских организациях.

Для начала стоит рассказать, как появился проект. Его автор и руководитель — инвалид I группы Жаннат Есмаганбетова. Как она рассказывает, идея создания Школы зарождалась постепенно, это не было спонтанным решением.

— Я сама пациент с огромным стажем, причем имею несколько тяжелых диагнозов, которые являются угрозой для моей жизни. Однако я уже настолько сдружилась с этим и даже взяла под контроль их течение. Естественно, все это благодаря нашим замечательным ангелам в белых халатах. Не сразу, а постепенно, шаг за шагом, я пришла к тому, что, даже имея инвалидность, могу творить и созидать. Прошла огромный путь к выздоровлению, имею большой опыт общения с врачами разных категорий. И мне, как пациенту со стажем, стало понятно, что первый шаг к выздоровлению от любой болезни – это взаимопонимание и безусловное доверие врачу. Чем грамотнее пациент, тем легче врачам. Грамотный пациент хорошо информирован о своей болезни, точно знает свои права и обязанности. Знает, что положено ему по закону, какие медицинские услуги предусмотрены, а также знает, что и у него есть обязанности. И один из главных моментов — это предотвращение коррупционных действий в связке «врач — пациент».

Жаннат Жанабаевна поняла, что ее опыт должен стать большим проектом. Так появилась Школа грамотного пациента «Алғыс».

— Свои познания я хочу внедрить и среди наших пациентов, хотелось бы стать примером для других, как правильно и законно вести себя в медицинских учреждениях. Чтобы во всех лечебных организациях предоставлялись качественные медицинские услуги. Это огромная и емкая совместная работа врача и больного. Я уже давно консультирую лиц с инвалидностью по многим вопросам, а теперь хочется делать это на новом уровне.

У Ж. Есмаганбетовой есть единомышленники. Одна из них — мама ребенка-инвалида Салтанат Таурова, ставшая координатором проекта.

— В 2003 году я родила своего первенца, которому поставили диагноз «врожденный порок развития сердца». А мне тогда было 20 лет, я лучшая студентка в институте, счастлива в браке, беззаботная девчонка, которая мечтала, что с гордостью будет ходить со своим сыночком. Но мир рухнул, когда к нашему пороку сердца еще поставили «ДЦП атонико-астатической формы». В общем, целый букет для шестимесячного малыша. Во время посещения врача в Атырауской областной детской больнице на меня обратила внимание педиатр Орындык Сиплова и решила со мной поговорить. Хорошо помню, как она погладила меня по плечу, посмотрела мне в глаза и повела в свой кабинет. Мы проговорили час, но за этот час Орындык Жубановна вселила в меня огромную надежду, что у меня все получится, что надо верить в лучшее, что все это не зря и дано мне для чего-то. И вот я перестала бояться трудностей, научилась сопереживать другому человеку, поверила в свои силы. Всему этому я научилась, будучи мамой маленького пациента с инвалидностью. Благодаря тому, что я постоянно изучала болезнь своего ребенка, а также те возможности, что может дать нам наша медицина, мы с моим сыном пришли к хорошим результатам. Ему — 20 лет, и сегодня он наслаждается жизнью. Я же приняла и полюбила своего ребенка.

С 2019 года С. Таурова стала активно помогать семьям, воспитывающим детей с инвалидностью. Опыт лечения ребенка, все этапы сомнений, отчаяния и побед подтолкнули молодую маму создать школу для семей, в которых воспитываются особенные дети. А знакомство с Жаннат Есмаганбетовой переросло в проект «Школа грамотного пациента», которую они назвали «Алғыс», то есть «Благодарность». И сегодня задача номер один — это повышение знаний пациентов и врачей об их правах и обязанностях, приобретение навыков коммуникаций. В рамках программы обучения в школе преподаются такие курсы, как взаимодействие врача с пациентами, психология работы с пациентами и врачами, анализ жалоб пациентов, разработка программы профилактики заболеваний, как составлять аналитику по исполнению индикаторов, мастер-классы, ответы на вопросы, прямые линии. Чтобы не было эмоционального выгорания медицинских работников, помощь будет и для них.

— Атырауская область испытывает существенный дефицит квалифицированных врачей, особенно узкой специализации. Каждый из них максимально загружен, налаживать какие-либо коммуникации с пациентами им элементарно не хватает времени. В то же время больные требуют к себе повышенного внимания, особенно больные с тяжелыми диагнозами с определенными психологическими аспектами. Задача нашей школы – стать связующим звеном между пациентом и врачом. Поэтому мы проводим среди больных беседы, встречи, консультации с привлечением специалистов.

Как рассказывает Жаннат Есмаганбетова, очень хорошо помогают чаты, которые они открыли для всех людей с инвалидностью, зарегистрированных в поликлинике №4. При этом отдельно для каждой группы, куда включены участковый врач, заместитель директора поликлиники, психолог, служба поддержки пациентов.

«Сто селфи» — суть акции с таким названием в том, чтобы собрать как можно больше предложений для улучшения качества медицинского сервиса от родителей маленьких пациентов и обязательно фото с ними.

Недавно в Атырауской областной больнице №2 по инициативе школы прошла акция «Обход отделений. Беседа с пациентами». Одним из самых информативных методов для оценки работы больницы является беседа с пациентами. В ходе такого общения всегда можно подметить нюансы, которые скрыты за общей картиной. А иногда эти мелочи бывают решающими. Тут главное — качественное предоставление медицинских услуг. Кстати во второй больнице появились кураторы отделений, работа которых — сбор данных о качестве предоставляемых услуг. Кураторы, беседуя с пациентами больницы, собирают подробную информацию.

— Школа грамотного пациента «Алғыс» всегда держит курс на осведомленность по качеству предоставляемых услуг в медучреждении, — говорит Салтанат Таурова. — Также одной из форм общения с больными и родителями маленьких пациентов является опрос прямо в стенах медицинского учреждения. Помимо опроса, часто ведется беседа с врачами. Во время работы в пилотном режиме в городской поликлинике №4 наша школа часто сталкивалась с проблемой детской реабилитации в других городах. Особенно остро стоит вопрос для детей с ментальными нарушениями. Дети годами ждут заветную квоту в столичные реабилитационные центры. Во время беседы мы коснулись разных тем — неграмотность и неосведомленность родителей о заболевании своего ребенка, тяжелое принятие диагноза и тем самым оттягивание начала реабилитационных мер. Малое количество квот для регионов, которое вообще не растет, а число детей, которые нуждаются в реабилитации, растет в геометрической прогрессии. По итогам встречи решили проводить круглые столы для родителей, воспитывающих детей с инвалидностью и тех, и кто вообще отстает в развитии, активно работать с родителями в группах с психологами, писать в министерства предложения по реабилитации.

Очень интересным получился мастер-класс по арт-терапии в областной детской больнице. Чтобы немного разбавить больничные будни маленьких пациентов, к ним пришел художник, который показал несложную технику рисования. Это очень полезное занятие, которое становится для ребёнка увлечением, приносящим огромное удовольствие, наслаждение, поскольку даёт свободу самовыражения, развивает усидчивость и аккуратность

— Для удобства и повышения знаний пациентов городской поликлиники №4 было организовано собрание, основной темой которой были поставка медикаментов и работа портала, — рассказывает Салтанат Таурова. — На собрании присутствовали врачи городской поликлиники №4, а также специалисты управления здравоохранения. Врачи разъяснили пациентам следующие аспекты: кому положены бесплатные медикаменты, при каких диагнозах документы оформляются бесплатно, аналоги бесплатных медикаментов, что делать, если аналоги не подходят. Объяснили подробно принцип «желтой карточки», обсудили причину нехватки бесплатных медикаментов, затронули вопрос лекарств, не зарегистрированных на территории РК, но при этом есть пациенты, которым они помогают. На собрании подробно рассказали о работе портала. Обсудили минусы и несовершенства приложения «Damumed».

Работа Школы грамотного пациента только начинается. Медицинские учреждения охотно заключают меморандумы с авторами проекта.

Поделиться с друзьями

Обозреватель

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна