НАШ МОРЯК БОРОЗДИТ ОКЕАНЫ…
В свои 19 лет Ерик Максотов целых пять месяцев ходил по морям и океанам на нефтяном танкере. На судне тогда еще третьекурсник Казахской морской академии при Казахско-Британском техническом университете проходил морскую практику в качестве судомеханика. В будущем году состоится первый выпуск казахстанских моряков, отвечающих мировым стандартам. Есть повод для гордости — среди них пять атыраусцев!
Ерик признается, что хотя в школе не мечтал о морской профессии, сегодня не представляет себя в другой сфере. В 2012 году в Атырау приезжали представители Казахско-Британского технического университета, они-то и сообщили об открытии при университете Казахской морской академии. Тогда выпускника казахско-турецкого лицея, освобожденного от ЕНТ за отличные успехи в учебе, заинтересовало предложение. Успешно сдав экзамены по английскому языку и математике, Ерик стал одним из первых кадетов открывшейся морской академии.
Кадетам новой академии повезло: процесс обучения не ограничивается лекционными аудиториями, практику они проходят на суднах мировых компаний. Такую возможность предоставляет специально разработанная голландскими специалистами программа обучения. По словам Ерика, и в стенах академии практические занятия преобладают над теоретическими уроками, для этого учебные классы оснащены специальным оборудованием. Здесь способны имитировать даже настоящий шторм на море, чтобы кадеты отрабатывали свои действия. В конце первого курса кадеты смогли использовать теоретические знания на практике на борту учебного судна Eendracht (Голландия) в Атлантическом океане в течение двух месяцев. Там они ознакомились с основными принципами жизни в море, на борту, в составе экипажа. Затем весь второй курс кадеты проходили теоретические курсы от STC, набирались знаний, чтобы потом все применить уже в более профессиональной среде, будучи в составе высококлассного экипажа международных и казахстанских компаний. Это необходимо, чтобы каждый кадет наработал свой одногодичный стаж перед окончанием вуза и приобрел все необходимые в данной профессии умения и навыки. В вопросах практики Казахская морская академия сотрудничает с такими международными компаниями, как «Chevron Shipping», «Bernhard Shulte Shipmanagement», и с казахстанскими «Caspian Offshore Construction», «КазМорТрансФлот».
Между тем, как рассказывает Ерик, студенты во время занятий учатся не только морскому делу, но изучают азы необходимых специальностей — пожарника, медика и т.д. Ведь на море все может случиться, помощи ждать неоткуда, кругом вода…
На третьем курсе Ерику с несколькими одногруппниками посчастливилось пройти практику на танкере компании «Шеврон».
— Чтобы трудоустроиться, у выпускника академии должен быть 1 год опыта работы, для этих целей мировые судоходные компании по договоренности предоставляют учебным заведениям рабочие места. В прошлом году нашей академии трудоустройство предложили греческие, голландские и суда компании «Шеврон». Нам, восьмерым, повезло оказаться на нефтяном танкере. С нами работали еще восемь студентов из других государств. 9 августа в Сан-Франциско (США) мы, 16 студентов, поднялись на борт шевроновского танкера. Судно перевозило нефть, и за пять месяцев нахождения на танкере мы смогли побывать во многих странах — США, Японии, Сингапуре, Малайзии, Корее, Вьетнаме и т.д. Это было очень интересное плавание, мы научились многому. К примеру, в процессе теоретического обучения мы изучали курс «работа в команде», это важная дисциплина, теория пригодилась на практике. Мы научились работать в команде, не паниковать при происшествиях, всегда быть готовыми к любой ситуации. К примеру, нас учили умению реагировать при разливе нефти на море. На судне даже после вахты, на отдыхе нельзя полностью расслабиться, забыв о работе. Корабль на плаву, значит — мы всегда на вахте, — вспоминает Ерик.
На танкере главной задачей судомеханика является обеспечение стабильного движения судна, в его распоряжении всё машинное отделение. После плавания на танкере к Ерику пришла уверенность, что при необходимости он сможет справиться со своей задачей. В феврале кадетов отпустили домой на отдых, в конце этого же месяце Ерик был откомандирован для продолжения практики в Актау, здесь он плавал на казахстанских судах компании «Caspian Offshore Construction» и «КазМорТрансФлот». На буксире нефтяной компании они перевозили грузы от порта Баутино до Кашагана, на втором перевозили нефть в прикаспийские государства. 20 июля Ерик вернулся домой в Атырау, теперь у него есть необходимая годовая практика.
На мой наивный вопрос «За штурвалом стоять сможешь?» парень улыбается.
— На современном судне понятие «штурвал» не существует, все работы выполняются в автоматическом режиме. Сам руль, конечно, есть, но он не такой, как в фильмах, он гораздо меньшего размера, им пользуются редко при маневрировании захода в порт, — просвещает меня молодой человек.
В этом году Ерик проходил практику в Актау, работал в компании NCOC на перевозке нефти по прикаспийским государствам.
— Какие планы на будущее?
— Думаю, продолжу обучение в магистратуре по морской логистике, возможно, в Голландии.
— Почему в Голландии?
— Потому что эта страна — признанный лидер в вопросе судоходства, считается, что голландцы — лучшие моряки в мире. Не случайно в нашей академии спецдисциплины преподают голландские преподаватели, они приглашены как лучшие. Голландцы отличаются пунктуальностью, ответственным отношением и целеустремленностью.
— А потом?
— Возможно, учебу в магистратуре буду совмещать с преподавательской деятельностью. Есть такие предложения. Дело в том, что пока у нас нет казахстанских преподавателей по спецдисциплинам, а мы — первые выпускники…
— А если в Голландии тебе предложат остаться работать?
— Свое будущее я однозначно связываю с Казахстаном, хочу быть полезен своей стране. Буду работать здесь.
— Как ты думаешь, зачем Казахстану морская академия?
— Во-первых, у нас есть море, во-вторых, Глава государства ставит задачу создания морской инфраструктуры на Каспии. Я думаю, созданная морская академия преследует очень важную цель — выпускать казахстанских моряков международного уровня. Наша академия готовит специалистов по двум направлениям — судомехаников и судоводителей. Открытие важного учебного заведения профинансировала нефтегазовая компания «ТШО», для разработки учебной программы компанией специально были приглашены голландские специалисты. Обучение и проживание, расходы по практике, перелеты — все это бесплатно для студентов. Думаю, эти условия приведут к успешным результатам, и страна получит высококлассных специалистов морского дела. Учиться здесь непросто, но очень интересно, мы не только сидим за партами, а еще плаваем на судах! Из 22 студентов судомехаников нашей группы сегодня продолжают учебу 16 человек, среди нас 5 девушек, одна из них из г. Кульсары. Есть еще одна атырауская девушка, она учится на судоводителя, — рассказал Ерик.
«…Также необходимо продолжить создание логистического хаба на востоке и морской инфраструктуры на западе страны. Повышению экспортного потенциала в западном направлении через порты на Каспии будут способствовать масштабная паромная переправа из порта Курык и железнодорожная линия Боржакты — Ерсай. Поручаю Правительству проработать вопрос строительства или аренды терминальных мощностей в «сухих» и морских портах Китая, Ирана, России и странах ЕС».
Нурсултан НАЗАРБАЕВ
Из Послания народу Казахстана «Нұрлы жол — путь в будущее»,
ноябрь 2014 г.
Алма ТУРГАНОВА