Новости

У семи нянек дитя без глазу

Всего лишь за тысячу тенге можно купить пару говяжьих ножек для холодца на колхозном рынке, тогда как в других местах цена колеблется от двух до трех тысяч. Такая разница сложилась потому, что рынок нигде не зарегистрирован, и за место каждый торговец платит по возможности.

Историю рынка нам вряд ли кто-то сможет рассказать, кажется, она существовала столько, сколько и сам наш Гурьев-Атырау – какой же город без базара-ярмарки-рынка. Но если другие подобные точки со временем преображаются, трансформируясь в торговые центры, то колхозный рынок в старой части города по улице Афанасьева замер во времени – при входе арка из кирпичного цвета ракушеблока, как ее обшили лет 30 назад. Здесь есть много чего, что вы не найдете на рынках «Дина», «Коктем», «Сарайшык» и других. Например, домашних кур, кроликов, щенков и кошек. Есть даже своего рода букинистический прилавок, где продаются старые прочитанные книги. И если остальные рынки работают все семь дней в неделю с утра до вечера, то старый базар не изменяет традиции собирать торговцев и покупателей исключительно по субботним и воскресным дням с раннего утра, а после обеда, извините, тут уже ни души. Традиции сохранились не только в графике работы, но и, пожалуй, во всем остальном – туалет с выгребной ямой, там же и мусор, воды нет, прилавки под открытым небом, а по соседству с хлебобулочными изделиями спокойно продается рыба. Все эти и многие другие минусы спокойно перечеркивает и перевешивает один-единственный плюс. Это цена, стоимость товара.

img 1391
img 1393

Насчет цены за место мы решили разузнать у продавца картошки, который привозит свою продукцию на своей старой машине «ГАЗель».

– За место я плачу всего 2 000 тенге и все. Могу простоять смело до вечера. Это дает мне возможность продавать товар по низкой цене. Отборная картошка у меня идет по 150. Разлетается моментально. Три часа постою – и одной машины уже нет.

Стандартная кассета на 30 яиц стоит 2 500 тенге. Ее уже давно продает птичница Катя, которая живет недалеко от рынка, по улице Худина. Катя – молодая мама, с мужем в период пандемии решили не терять попусту время и завели кур. И тут понеслось – то одна соседка попросит продать тушку, другой яиц домашних захотелось, а потом и узбеки рядом донер-кафе открыли и просят снабжать курицей. Пришлось курятник расширять, а излишки они по выходным продают здесь. Домашние яйца по 80-90 тенге – очень хорошая цена для продавца и покупателя. Торговец платит за место смешные 500 тенге в день, а значит, есть возможность значительно снизить цены. Довольны все. Здесь можно купить свинину и цельного молочного поросенка, чего не найдешь в других торговых точках.

Рынок по низкой цене за аренду облюбовали и другие предприниматели, приезжают даже из районов. В предновогодние дни рынок напоминал хвойный лес – изобилие сосен и елей, аромат смолы как нигде больше давали возможность ощутить приближение любимого праздника. А совсем скоро, уже через полтора месяца, придут продавать рассаду, саженцы и все, что нужно садоводу и огороднику.  

Но вот условия торговли и само содержание рынка просто ужасающие.  

Нам с трудом удалось найти телефон хозяйки рынка, спасибо пресс-секретарю городского акимата Айше Кенжемуратовой. Дело в том, что рынок нигде не зарегистрирован, и городскому акимату вроде как некому давать разрешение или проверять.

Такой же ответ мы получили от департамента санитарно-эпидемиологического контроля. Представитель пресс-службы санэпиднадзора Айкоркем Нургалиева отметила, что пока от Министерства здравоохранения Республики Казахстан они не получали разрешительных документов на проверку объектов в связи с завершением моратория.

– Да как бы и проверять вроде нечего, так как старый базар, или колхозный рынок нигде не зарегистрирован, – подчеркнула А. Нургалиева. – Это может быть только как стихийный рынок. Но этим уже занимается местная полиция.

Поэтому нужный телефон отыскался по цыганской почте через третьих лиц. И нам удалось связаться с хозяйкой старого базара Нургуль Кажмураткызы. И вот как она объяснила ситуацию с колхозным рынком.

– Много лет назад, еще на заре 90-х годов, когда все вокруг приватизировалось, мы, несколько человек, тоже решили взять старый базар в коллективную аренду на условиях самоокупаемости. А потом вообще выкупили его, и теперь у колхозного рынка вместе со мной семь хозяев. Договориться нам трудно, из-за этого мы не можем придать статус рынку, юридически оформить, привести в порядок документацию, что-то построить и сделать как полноценный базар. У нескольких компаньонов я выкупила землю, но есть еще три владельца, поэтому самостоятельно ничего не могу решать.

– Да, объект нигде не зарегистрирован, соответственно у нас нет никаких прав что-либо продавать, да мы и не зовем никого, – продолжает наша собеседница. – Но люди едут сюда по старой привычке, кто раньше продавал излишки хозяйства, так все это и закрепились. Но закрыть базар я тоже не могу, так как не являюсь полноценным хозяином. Что я могу сделать? Отправить их продавать на другие рынки? Да пожалуйста. Но ведь они не уходят, по привычке здесь собираются.

При этом так называемый базарком не забывает ежедневно исправно собирать деньги за место.  

Если обойти старый запущенный базар, то в конце рынка можно увидеть стройку. Это большие железные сваи – у Нургуль Кажмураткызы в планах было построить здание и как-то переделать рынок, зарегистрировать его, возможно, получится сдать в аренду. Но с неохраняемого базара разворовали все стройматериалы. И планы пока так и остались планами.

– Сделать полноценный рынок в будущем вряд ли получится, так как нужна парковка, а рядом сплошь старые дома. Ждать, пока дома снесут, тоже не вариант. Поэтому пока будем работать так, как и раньше – пусть приходят рядом живущие горожане продавать излишки со двора.  

Как сообщила руководитель пресс-службы департамента полиции Мейрим Ердаулет, рынок считается стихийным. И время от времени полиция наведывается сюда. Но им не удается ликвидировать стихийный рынок на детской площадке «Корабли» по проспекту Сатпаева, разогнать предпринимателей, незаконно устанавливающих самокаты и мопеды на площади Исатая и Махамбета. Что уж говорить о большом рынке, который с каждым годом расширяется и становится все более популярным. Получается как в известной поговорке: «У семи нянек дитя без глазу». Выход один – обязать владельцев привести участок в соответствие с санитарными нормами для торговли. Тем более рядом рынка нет, а люди желают иметь торговые точки недалеко от места проживания. Или продать более предприимчивым людям, если, конечно, хозяева смогут договориться. Покупателей столь лакомого  кусочка на прекрасном месте ждать долго не придется.

Марина КУАНЫШЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button