Огни сигнальные. Так где же они?
Горожане наверняка замечают, как зачастую крупные авиалайнеры, заходя на посадку или идя на взлет, чуть ли не касаются макушки высотных зданий в городе. По логике вещей на крышах должно что-то светиться, чтобы летчикам было видно, где находится то или иное здание, либо сооружение.
Маяки воздушного пространства
Наверняка атыраусцы заметили у себя в городе, как на крышах некоторых высоток и дымовых трубах горят красные фонари или имеется подсветка. Вы когда-нибудь задумывались, а для чего они нужны? Это заградительные огни, которые применяются для светового ограждения высотных и протяженных объектов, представляющих угрозу безопасности воздушному движению (световое ограждение мачт связи и ретрансляционные башни связи, дымовые трубы, нефтяные вышки, высотные здания, мачты ЛЭП и т.п.). Да, именно так называются красные сигнальные огни. Жители г. Атырау видят их каждую ночь на выхлопных трубах Атырауской теплоэлектроцентрали и АНПЗ, на самой верхней точке Флагштока, который работает в мигающем режиме. По идее эти огни должны гореть ночью чуть ли не на всех высотных зданиях города. Однако на сегодня не все высотные здания в городе оснащены такими сигнальными огнями. Безусловно, современный высокоскоростной самолет оснащен передовым навигационным оборудованием, и летчики смотрят на эти приборы, а не как раньше — на иллюминаторы. Но, тем не менее, в целях дополнительной безопасности на крышах высотных зданий, макушках выхлопных труб предприятий, вышек и мачт-антенн телекоммуникационных компаний во всем мире устанавливаются заградительные сигнальные огни.
Как нам стало известно из открытых источников, если здание или какое-то высотное сооружение (выхлопная труба, антенна) находится в пределах 5-10 км от взлетной полосы и имеет высоту 45 метров и выше, это примерно 15-16-этажный дом, то на его крыше или макушке нужно установить сигнальный заградительный огонь, показывающий пролетающим летательным объектам, то бишь самолетам, вертолетам или дронам, что здесь находится высотный объект, дабы избежать столкновения с ним. Особенно это актуально в пасмурно-дождливую, снежную или туманную погоду, когда видимость объектов значительно падает.
К примеру, в городе установилась высокая влажность, туман, на дальности 100 метров уже просто ничего не видно. В ясную погоду нам видны огромные строения, а в тумане они скрываются, но стоит поднять взгляд чуть выше, и мы видим красные фонари или подсветку на крышах, которые не позволяют забыть о том, что там, в тумане, стоит высокий объект. Так вот, в разных ситуациях по городу может пролетать воздушный транспорт, как малогабаритный самолет или вертолет, например, в условиях ЧС. И при плохих погодных условиях высотные здания могут стать причиной аварии, потому что пилот просто может вовремя их не заметить! Поэтому установка таких сигнальных огней как раз-таки служит для того, чтобы пилот воздушного транспорта вовремя заметил высокое здание и избежал столкновения с ним при плохих погодных условиях и слабой видимости. Световое заграждение оснащено блоком питания, которое автоматически управляет работой этих фонарей.
Например, по хорошей погоде и днём блок отключает эти фонари и, наоборот, включает их в темное время суток и при плохой видимости. А в случае отключения электроэнергии в доме или аварии они перейдут на режим питания от аккумуляторов и продолжат свою бесперебойную работу в течение какого-то времени до устранения проблем с электричеством. Обычно сейчас для заградительного освещения используют светодиодные лампы, они, в отличие от ламп накаливания, которые нужно менять в течение года и ранее, прослужат до 10 лет.
Чур, не моё!
Мы попытались выяснить, кто контролирует или занимается мониторингом установки сигнальных заградительных огней на высотных объектах. В ходе нашего обращения в различные госорганы и службы приходишь к выводу, что это не особо волнует какую-либо из служб. Так, в областном департаменте по ЧС сразу же открестились, сказав, что эта функция не в компетенции данного ведомства. И посоветовали обратиться в АО «КазАэроНавигация». В «КазАэроНавигации» нам сообщили, что это тоже не в их компетенции, предоставив контакты АО «Международный аэропорт Атырау имени Хиуаз Доспановой», сказав, что там есть специалисты, которые могут ответить и разъяснить, что да как по данному вопросу. В АО «Международный аэропорт Атырау имени Хиуаз Доспановой» вначале наше обращение встретили как бы в штыки, настойчиво рекомендуя заняться журналистским расследованием в плане того, выяснить, сколько в городе высотных зданий и где не установлены и не горят сигнальные огни. Но потом, поняв, что мы просим лишь комментарии, попросили обратиться с письменным запросом в адрес руководства аэропорта. Вопрос, конечно же, не шуточный и не праздный, а связан с безопасностью жизни людей, наших граждан.
12 «секретных» объектов
Итак, в ответе АО «Международный аэропорт Атырау имени Хиуаз Доспановой» пишет, что требования об установке сигнальных заградительных огней указаны в Правилах аэродромного обеспечения в гражданской авиации. На что есть приказ и.о. министра по инвестициям и развитию РК от 7 октября 2015 года №978 и нормах годности к эксплуатации аэродромов (вертодромов) гражданской авиации РК, согласно приказу министра по инвестициям и развитию РК от 31 марта 2015 г. №381. Так, нормативными актами Республики Казахстан понятие «заградительный фонарь», оказывается, не предусмотрено. Хотя по факту эти сигнальные огни имеются и установлены на ряде высотных сооружений и зданий. Требования установки заградительных сигнальных огней зависят не только от высотности сооружения, но и от его расположения, высоты ограничивающих поверхностей, затененности и т.д. Заградительные огни могут иметь различные вариации, в том числе подсветку необходимой интенсивности. В городе имеется 12 объектов, на которых необходима установка заградительных огней. Нормативными требованиями препятствия указываются координатами их расположения. Что интересно, цитируем далее: «Учитывая, что среди объектов имеются стратегические и имеющие важное социальное значение, географические координаты их расположения предоставить не имеем возможности. АО «Международный аэропорт Атырау имени Хиуаз Доспановой» на регулярной основе проводит проверки препятствий в районе аэродрома г. Атырау. В соответствии с актом обследования препятствий в районе аэропорта г. Атырау от 23.11.2022 г. при обследовании препятствий сертифицированной организацией, несоответствий по маркировке и светоограждению высотных препятствий не обнаружено».
Конечно же, при большом желании и затратив энное количество времени, можно было бы визуально оценить, где горят или не горят сигнальные огни на высотных зданиях города. Ранее мы замечали их на крышах жилого комплекса «Ардагер», гостиницы «Marriott», но в последнее время, если не ошибаемся, они перестали там ярко светиться. На наш взгляд, современные технологии строительства требуют дополнительной заботы о безопасности людей и движения воздушного транспорта. Город расширяется, а здания становятся выше и больше, так что без заградительного освещения уже никуда, понимая, какую пользу оно приносит. Так что, думаем, городским властям тоже стоило бы обратить на это внимание и требовать от владельцев высотных зданий, жилых комплексов, бизнес-центров, телекоммуникационных организаций, предприятий обязательной установки сигнальных огней и контролировать периодически этот вопрос.
Тимур КАЗИЕВ