Экзамен на зрелость
В целом общенациональный референдум признан состоявшимся.
И, насколько я знаю, по состоянию на 16.00 часов в Казахстане проголосовало 57 процентов людей, имеющих право голоса. Поэтому даже по достаточно беглому анализу новостного потока, можно говорить о том, что люди активно принимают участие в голосовании.
Если говорить о столице, где я живу, то Астана — это город госслужащих, чиновников, которые достаточно активны в проявлении своих гражданских прав. Думаю, что свою активную позицию проявили и в других регионах Казахстана.
Пока еще рано говорить о результатах голосования: мы только после полуночи сможем окончательно ответить на вопрос: будет в нашей стране АЭС или нет. Безусловно, доля тех, кто высказался «против» тоже будет, также есть и люди, которые выразили свой протест неявкой на избирательный участок. Но, на мой взгляд, сегодняшний референдум — это хороший знак, это шаг к зрелой нации — выросла культура демократии. Народ осознанно принял участие в судьбоносном решении для будущего страны.
Например, я живу молодом динамично развивающемся районе города Астаны, и в школе, где я голосовала, находилось три избирательных участка. Могу сказать, что дверь в школу не закрывалась, люди приходили голосовать семьями.
Процесс голосования полностью отработан. Все прошло по-деловому, буднично. На участках референдума было много независимых наблюдателей, что говорит о том, что тема общенационального референдума достаточно актуальна.
Также мне хотелось бы обозначить еще одну деталь. Не нужно забывать, что казахстанцы несут в себе серьезную рану – память о Семипалатинском полигоне, когда наша страна, познавшая последствия ядерных испытаний, вышла из клуба ядерных держав, есть и те, кто принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. И закрыть психологический гештальт, прийти на референдум, выразить свое мнение – тоже своеобразный экзамен на зрелость. Сегодня каждый для себя ответил на сложный и непростой вопрос, а дальше будем ждать результатов.
Таисия Мармонтова,
научный руководитель проектов
Центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг»