Новости

Что делать?

О пожарах, вызванных возгоранием камыша на нашей территории в этом году, в коротком интервью вспоминала кандидат технических наук, ассоциированный профессор, декан факультета естественных наук Атырауского университета им. Х. Досмухамедова Мансия Есенаманова.

И «ПК», проштудировав ранние публикации, решила вспомнить о них подробнее.
Напомним, масштабный пожар в Атырауской области произошел два года тому назад: 26 марта 2023 года на берегу реки Кигач, в 20 километрах от села Бирлик. И, как сообщало МЧС РК региональным СМИ, общая площадь возгорания камыша составила 30 га. «Тогда в тушении пожара были задействованы 31 сотрудник, одна единица техники, пять мотопомп, четыре единицы лодок ДЧС Атырауской области и КГУ «Курмангазинское учреждение охраны лесов и животного мира». В результате на площади 21 га пожар был полностью ликвидирован в 21:30. На площади 9 га пламя самоликвидировалось. Пострадавших нет».
Также в сообщении МЧС было отмечено, что в связи с труднодоступностью местности пожар тушили хлопушками, так как это является единственным возможным способом тушения загоревшегося камыша в данных условиях.
В апреле того же года с огнем боролись на побережье Каспийского моря Атырауской области. Площадь возгорания тогда составила 89 гектаров.
И местные СМИ уже получали информацию на площадке Региональной службы коммуникаций. Четыре спикера: заместитель руководителя департамента экологии Атырауской области Сырым Тлегенов, руководитель отдела государственного природного резервата (ГПР) «Ак Жайык» Гани Агибаев, директор городской поликлиники №7 Гулнафис Танбаева и заместитель начальника департамента по чрезвычайным ситуациям Атырауской области Жасулан Актаев в ходе брифинга сообщили:
«На территории ГПР «Акжайык», на побережье Каспийского моря (в 30 км от города Атырау), в труднодоступной болотистой местности происходит горение камышовой растительности общей площадью 7 га. На утро со 2 на 3 апреля произошло возгорание 89 га камыша, из которых 82 га были потушены. Для тушения пожара были задействованы 40 сотрудников и четыре единицы техники ДЧС, а также 30 человек и девять единиц техники природного резервата «Акжайык»», – информировал тогдашний руководитель отдела государственного природного резервата (ГПР) «Акжайык» Гани Агибаев. Также спикер пояснил, что «горит растительность на прибрежных участках, где произошло обмеление моря. Ситуация осложняется неблагоприятными погодными условиями – постоянно меняющий свое направление сильный ветер разносит огонь по обширной площади. К тому же, болотистая местность не позволяет в полной мере использовать технику, которая проваливается в грязь».
Несмотря на то, что еще в марте 2023 года сотрудники МЧС РК просили жителей строго соблюдать правила пожарной безопасности, представитель ГПР «Акжайык» Гани Агибаев на брифинге снова предположил, что возможной причиной возгорания мог стать человеческий фактор: «Учитывая, что 2 апреля не было грозы с молниями, есть подозрение, что возгорание произошло по вине человека. В связи с этим руководство природного резервата обратилось в правоохранительные органы с заявлением об установлении виновных лиц, по которому начата проверка», – пояснил сотрудник резервата.
Что касается возгорания камыша в нынешнем году, он был более масштабным. В этом году камышовый пожар длился намного дольше, чем в прошлые годы и охватил более 1 500 га. В этот раз в общей сложности было задействовано около 200 человек и 40 единиц техники, два вертолета АО «Казавиаспас», которые сбросили около 400 тонн воды, а с помощью тракторов были проложены минеральные полосы.
В этом году аким Атырауской области Серик Шапкенов, поручая расследовать это дело, тоже допускает мысль, что возгорание произошло не из-за природных явлений. «Если в ходе проверки будет установлено, что возгорание произошло по вине человека, особенно умышленно, виновные обязательно будут найдены и привлечены к ответственности в соответствии с законом», – заявил глава региона.
Так почему же пожары в резервате «Акжайык» возникают систематически? На этот вопрос предстоит ответить соответствующим органам – аким области поручил проверить все обстоятельства и возможные версии возникновения пожара.
Кроме того, слушая специалистов и экспертов по данному вопросу, можем сказать: большинство из них сходятся в одном: профилактика в нашем регионе в этом направлении ведется недостаточно, отсутствует комп¬лексная программа управления резерватом, нет системного подхода. Также необходимо обязать заповедник ежегодно скашивать камыш, применять современные технические средства: проводить спутниковый мониторинг, чтобы выявлять термальные аномалии, использовать дроны, оснащенные тепловизорами высокого разрешения для регулярного облета и выявления участков с повышенной температурой, незаконных костров и так далее. А некоторые спикеры вообще честно признавались, что заповедник никому не нужен.
Соглашаться с этим заявлением или нет – судить не нам, но одно ясно: запах гари и плотный смог от систематических камышовых пожаров, которые окутывают Атырау, наносят ущерб не только живой природе, но и здоровью жителей нефтяного края.
Да и нужно, наконец, выяснить: кто же виновен в поджоге резервата?

Анжелика КИМ

Статьи по теме

Back to top button