Человек, окутанный тайной

2e Культура

Так можно сказать о Сары ата, захороненном в районе Перетаски в Балыкши. Так называли его земляки, поскольку Ата был светлолицым. Кстати, так написано и на его могиле, которую я недавно посетила. По документам его звали Есмагамбет Тулымулы ­Досмагамбетов, родился 14 марта 1863 года в поселке Доссор, ушел в иной мир 24 сентября 1955 года. Он был из рода шеркеш, подрода кылышкестен. Религиозное образование получил в Хорезме, затем продолжил образование в Казани, где получил суфийское образование. 50 выпускников отправляют в Мекку, по возвращении его направляют в нашу область, где большую часть жизни он прожил в нынешнем поселке Балыкши, позже на Перетаске.

Сары ата обладал глубокими религиозными знаниями. Как сообщила нам его старшая внучка Нагима Досмагамбетова от сына Танкак, у Ата было трое сыновей, ее отец был средним. Когда его призвали на фронт вместе со старшим братом Сымгали, отец уже предсказал, что Танкак вернется живым, но потеряет одну ногу, а старший его брат останется на полях сражений. Погиб на фронте и его третий сын Курмаш, который был в то время неженатым.

У Танкака были дети, но трое или четверо умерли во младенчестве. Таким образом, его дочка Нагима родилась после войны, в 1949 году. Ей было 5 лет, когда Сары ата ушел в иной мир. Она вспоминает, что держала своего деда за руку, помнит, как много людей приходило к нему излечиться от недугов. Когда она в 18 лет выходила замуж, то новобрачные и гости по непонятным причинам оказались у места захоронения деда. Словно он захотел увидеть этот важный в судьбе внучки момент сам. «Я с 18 лет работаю в системе общественного питания и всегда держала в руке хлеб, мы голодными никогда не были. Позже я возглавила точку общественного питания, и когда должна была прийти комиссия, мне всегда снился дед и предупреждал. Тогда ведь было очень строго. Если мои сыновья уезжают куда-то, всегда знаю, где они находятся, что с ними происходит», – рассказывает Нагима апай. У нее дома хранится головной убор дедушки, который передал ее отец.

Сестры ее Агиба, Жаныл по очереди посещают захоронение деда, чтобы встречать посетителей.

Сижу у захоронения и внимательно слушаю внучку Ата, которая рассказывает о нем.

– В свой последний день он подозвал сына Танкака и сказал ему: «Сегодня за мной придут, не ходи на работу, готовься. Похорони меня на Перетаске, через некоторое время здесь будет гореть светоч, и на его свет будут приходить люди». В этот же день он ушел в иной мир, – продолжает Нагима апа, а я сижу и слушаю не прерывая. На Перетаске, недалеко от могилы, есть железная дорога, которая и по сей день функционирует. В те далекие годы она охранялась конвоирами, поскольку от завода АНПЗ до «Атыраубалыка» по ней перевозились грузы. Именно они первыми и заметили в ночное время, как на месте захоронения на 40-й день появились в ночи отблески от огня, как говорят в народе: «Шырақ жанды». Издревле данный факт доказывал, что дух святого продолжает служить народу. Таким образом, вот уже 63 года тянутся люди к захоронению, поскольку они получают поддержку от духа святого – кто в решении сложных жизненных вопросов, кто от болезней.

Легенд о Сары ата много, и я расскажу некоторые из них. Но сначала случай, свидетелем которого я стала в тот день. Ближе к обеду на место захоронения приехала молодая пара. Увидев Нагиму апа, молодой человек очень обрадовался: «Я не знал, как и где вас найти. Ровно 25 лет назад моя мама привела меня к вам на лечение, тогда у меня были сильные головные боли. Вы дали мне горсть земли с захоронения, с тех пор я излечился. Я женился, у меня дети. Моя мама ушла в иной мир три года назад, и я решил вернуть эту землю, которую бережно хранил 25 лет. С утра моя жена испекла лепешки, баурсаки, мы их раздали соседям, прочитали суры из священной книги и приехали сюда. И вот ведь как бывает, вы сидите передо мной, спасибо вам и духу ата за исцеление», – рассказал молодой человек.

Нагима апа рассказывала, что к Сары ата привозили людей, связанных либо закутанных в кошму. О них говорили, что вселился в них бес. Родственники оставляли их на ночь, а Сары ата всю ночь читал суры, а на утро те, как ни в чем не бывало, вставали и спокойно возвращались в свои семьи.

У казахов сверстникам можно подшучивать друг над другом. Как-то они все не унимались и просили Ата продемонстрировать свою святость. Тогда он начал читать молитвы, и вдруг перед их глазами стал появляться бурный родник с водой, который стал молниеносно превращаться в глубокое озеро, в котором ровесники чуть не утонули. По другой легенде тем, кто подшучивал над ним сильно, свело скулы, да так, что они слова не могли произнести.

Нагима апа, немного подумав, рассказала еще один случай, который ей поведал отец-фронтовик: «В годы Великой Отечественной войны постоянно шла мобилизация на фронт. И к Ата пришел молодой человек, который рассказал, что у него престарелые родители, им под 80 лет. Они настолько немощны, что сидели, опираясь спинами друг к другу. «Я их единственный сын, если меня заберут на фронт, что с ними будет, ведь за ними некому ухаживать?! Хоть и неудобно мне об этом рассказывать, но я хотел бы быть с ними до конца их дней и достойно похоронить». Ата понял искренние намерения юноши и, прочитав суры, сказал: «Ничего не бойся и иди на призывной пункт, когда придет повестка». Парень так и сделал. А когда зачитывался огромный список, новобранцы в спешке садились в вагоны, только его фамилия не была произнесена. Таким образом, он вернулся обрадованный домой, к родителям и поделился радостной вестью с Ата. Этот парень похоронил своих родителей как положено. Но когда он вновь хотел посетить их могилу, никак не мог найти дорогу. Он снова приходит к Ата, и он ему помогает. Парень долго шел к захоронению, а когда уставший закрыл глаза, то увидел, что сидит у могилы отца».

Ежегодно 31 мая – в День памяти жертв репрессий – внучки Ата организовывают ас в память деда. Дело в том, что советская власть жестоко расправлялась с религиозными деятелями. И Сары ата неоднократно забирали в тюрьму, но он каким-то чудом выходил из камеры, причем, замок оставался цел и невредим. Охранники приходили к нему домой, а он сидел себе спокойно. Поскольку порчи советского имущества не было, ему не могли предъявить никаких претензий. Они просили его вернуться, а он им отвечал: «Хорошо, я приду, только проведу омовение, которое обязательно». Потом его снова все-таки забирают и отправляют в Уральск и даже приговаривают к расстрелу. Но каким-то образом его подписи на листах допроса у следователя не оказалось, хотя он сам видел, как Ата ее поставил. После подобных чудес от него отстали.

Из истории Великой Отечес­твенной известно, что Гитлер сильно рвался на Кавказ, а по пути – в Казахстан, зарясь на месторождения нефти. Доссорская нефть была настолько чис­той, что без переработки ее заливали в танки. Однако под Сталинградом враг был остановлен, и стратегические объекты Казахстана были сохранены. Моя мама вспоминала, что, будучи маленькой, слышала взрывы от снарядов и пушек. Тогда в нашем городе располагались стратегически важные оборонные объекты, не говоря о мирном населении. Сара ата каждый день читал суры из священной книги, чтобы высшие силы помогли уберечь наш город от фашистских захватчиков и в целом помогли спасти народ от коричневой чумы.

Ата до последнего дыхания служил людям. Он умел передвигаться по воздуху и мог за 5 минут оказаться в Кульсары, как вспоминают старожилы. Он всегда одевался в белую одежду, сидел на корпе, обшитой белой тканью, на которой не было лишних складок. Стремился к чистоте во всем, в его комнате было светло и чисто…

Сары ата захоронен, как мы уже отмечали, на Перетаске. За его святость и кристальную чис­тоту небольшое захоронение более 60 лет посещают благодарные паломники.

P.S. Данное мусульманское кладбище расположено рядом с православным. Могилки все старые, кресты и надгробия у некоторых могил сильно покосились. Лишь на месте захоронения Ата был воздвигнут небольшой мавзолей. В целом захоронение имело удручающий вид, поскольку оно не было огорожено, и домашний скот, собаки бродили на этой территории. Посетив захоронение в конце февраля, была несказанно рада, когда увидела, что в целом могильник весь огорожен бетонным забором.

Научным советом при историко-краеведческом музее утверждено около 30 объектов, вошедших в областной список объектов Сакральной географии. Мы продолжаем знакомить с ними читателей.

 

Гульжан ЕЛЕШЕВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Прикаспийская коммуна