ИнтервьюНовости

С прицелом на перспективу

Много интересных фактов назвал заместитель акима области во время интервью «ПК». Сегодня Кайрат Нуртаев отвечает на самые важные, ­самые интересные вопросы.

Кайрат Талапович, для начала давайте определимся, какие сферы вы курируете и как к вам записаться на прием?

— По региону я отвечаю за строительство, транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство. Прием граждан по личным вопросам ведется по графику. Записаться можно через «Онлайн-приемную» с помощью электронного обращения через ЭЦП-ключ и прийти на прием по личным вопросам в облакимат. Прием я веду в первый и третий четверг каждого месяца.

С чем часто обращаются?

— Как правило, приходят с вопросами по жилью, просят помочь получить квартиру побыстрее, вне очереди. Но перед законом все равны. Очередь на квартиры или земучасток жители получают строго по списку, тут уже нет преимуществ перед определенными категориями.

Дороги…

Раз вы курируете, в том числе дороги, поговорим на эту тему. Трассу «Атырау Астрахань» трогать не будем, «ПК» (и не только!) про нее уже много раз писала, тем более часть дороги уже официально сдали. А вот дорога в Индер в очень плохом состоянии

— Ну, я бы не назвал состояние дороги в сторону Западно-Казахстанской области плохим. В определенных местах – да. Поэтому на автомобильной трассе республиканского значения «Атырау — Уральск» планируется средний ремонт на 2025-2026 годы. Общая протяженность ремонта суммарно составит 100 км. То есть не всю трассу будем ремонтировать, а по необходимости.

В одном из стратегических планов областного акимата был вариант построить от областного центра до Доссора высокоскоростной автобан с разделительными барьерами. Как долго ждать жителям нашей области такую скоростную автомагистраль? В какие направления в ближайшее время также будут автобаны?

— Вы правильно обратили внимание на участок до Доссора. На сегодня это самая оживленная магистраль. К сожалению, нередко случаются дорожно-транспортные происшествия, хотя стоят соответствующие знаки. На сегодня продолжается реконструкция автомобильной дороги республиканского значения «Актобе — Атырау — Астрахань» и в рамках этой программы разрабатывается проектно-сметная документация о переводе участка до Доссора протяженностью 86 километров из третьей категории в первую, то есть с двух полос на четыре. Эта будет не автобан, как вы сказали, там другие требования, такая трасса должна быть платной, но дорога до ближайшего нефтяного поселка станет более широкой (4-полосной), а значит, и более безопасной.

А как долго ждать решения по этому дорожному вопросу?

— Второго сентября мы отправили все документы по технико-экономическому обоснованию на государственную экспертизу, срок рассмотрения — 45 рабочих дней. Нам вернули ТЭО с некоторыми замечаниями, и 12 ноября исправленная ПСД была вновь загружена им на почту. После утверждения документов по технико-экономическому обоснованию мы подаем ПСД на государственную экспертизу, ориентировочная дата подачи — 13 декабря 2024 года, с получением заключения 3 февраля 2025 года. Поэтому я не думаю, что это все затянется, как с дорогой «Атырау – Астрахань».

d072d1bc7acc698c31cc31e728011d86

Когда появятся рейсовые автобусы в сторону Курмангазинского района и далее в Астраханскую область, а также в Актау, который является очень популярным местом отдыха среди жителей нашего региона? На самолете или на такси дорого, поезд едет практически сутки, а вот автобус, как до Уральска, был бы в самый раз.

— В настоящее время проводится конкурс для обслуживания регулярных внутриреспубликанских маршрутов для перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по направлению №96 «Атырау – Курмангазы – Атырау». Рассмотрение заявок запланировано совсем скоро — на начало декабря. И как только мы определимся с компанией по результатам конкурса, после заключения договора перевозчики по этим направлениям запустят свои автобусы. Это я говорю про маршруты до Курмангазинского района. А «Атырау – Астрахань» — трасса международного значения, и работа по ней осуществляется комитетом автомобильного транспорта и транспортного контроля министерства транспорта Республики Казахстан. И на основании поступивших запросов от населения этим уполномоченным органом проводится работа по запуску маршрута в указанном направлении. Что касается направления «Атырау – Актау – Атырау»: в текущем году мы неоднократно проводили конкурсы для обслуживания меж­областного маршрута для перевозок пассажиров и багажа, но они не состоялись по причине отсутствия предложений и заявок от заинтересованных компаний-перевозчиков. Хоть, как вы и сказали, город у моря стал популярным местом для туризма, но почему-то Актау перевозчиков не привлекает.

Вокзалы…

Кайрат Талапович, продолжим тему транспорта и дорог. Городской акимат решил накануне зимы заняться благоустройством привокзальной территории станции Атырау-2. Зачем? Ведь не сегоднязавтра нас ожидает реконструкция станции.

— Вопрос о реконструкции вокзала поднимается уже на протяжении десяти лет. Когда точно АО «Казахстан Темир Жолы» начнет обновлять ворота нашего города, неизвестно. Всего по Казахстану предстоит обновить 50 станций, из них пять — наши. Это станции Атырау, Доссор, Макат, Сагиз и Кульсары. Когда в начале осени нашу область посетил министр транспорта Марат Карабаев, он предложил, чтобы не затягивать процедуру ремонта, нам самим подготовить ПСД всех пяти вокзалов. Сделать это мы сможем только за счет спонсоров, так как вокзал не находится в ведении областного акимата, все станции и линии относятся к КТЖ. И министр предложил, как вариант, рассмотреть вопрос подготовки проектно-сметной документации на местах. Этот процесс займет немало времени, а вокзал каждый день беспрерывно принимает людей. И чтобы создать для них благоприятные условия, горакимат решил заняться благоустройством: тем, чем он должен заниматься ежегодно. Если будет необходимость расширить здание вокзала, мы готовы выделить необходимый участок. На данный момент ведутся проектно-­изыскательские работы для ремонта железнодорожного вокзала. Потом, как и положено, разработка проектно-сметной документации, прохождение государственной экспертизы… В общем, новый вокзал мы начнем делать не раньше 2026 года.

Как уже говорила, многим жителям не по карману перелет на самолетах, железнодорожные билеты подорожали на 20 процентов. Какие меры предпринимает акимат области, чтобы сделать города Казахстана доступными для населения?

— В связи с удорожанием стоимости железнодорожных билетов мы направили в министерство транспорта РК запрос о необходимости определения цены, доступной для населения. Соответствующая работа по данному направлению будет продолжена министерством транспорта.

 Дома

Вы же курируете вопрос жилья? Вот работа по реновации у нас чтото стопорится.

— Для инвесторов пока такая программа не столь привлекательна, говорят, что затратно для них. Они просят акимат предоставить уже готовый участок, но снести старый дом и на его месте построить новый, выделить квартиры переселенцам, а остальное продавать — на такой вариант пока они не идут. Мы их приглашаем в акимат на переговоры, предлагаем варианты, но пока они только присматриваются.

Какие дома в ближайшее время будут снесены?

 — В свое время городской акимат разработал «Программу реновации жилищного фонда Атырау на 2022-2026 годы», которая предусматривает комплексную реконструкцию старых кварталов города путем сноса аварийного жилья. Мы даже подсчитали, что это 236 многоквартирных жилых домов. Финансируются проекты реновации жилищного фонда за счет местного бюджета, привлечения частных инвесторов. В данной программе значатся жилые дома в микрорайоне Жилгородок, а именно по улицам ­Ауэзова, Ватутина, Ондасынова, Волгоградской, Шамина, Муканова и других. В микрорайоне Балыкши дома по улицам Кожакаева, Бейбитшилик, Рыскулбекова, Жунусова. Как я уже отметил, в настоящее время для решения вопроса переселения жителей аварийных жилых домов акиматом города ведутся переговоры с частными инвесторами. Например, признаны аварийными жилые дома по улицам Кожакаева, №№7, 9, 11, улице Ондасынова, 9, проспекту Бейбитшилик, 66, по улице Достыкновое название улицы Дружбы 8. В указанную программу включены также ветхие жилые дома по улицам Еркинова, №№2, 4, Баймуханова, №№4, 4а, 17, 19, 21 и другие. Однако на ближайшее время снос указанных домов не запланирован. Переселение жителей аварийных и ветхих домов зависит от сдачи в эксплуатацию нового жилья в черте города и от средств самих частных инвесторов.

Гаражи

С домами понятно, но ведь гаражи снести легче, а они до сих пор стоят. В самом центре города сзади торгового дома «Насиха» очень много старых гаражей. К примеру, медиахолдинг «АтырауАқпарат» сейчас переехал в другое здание на время ремонта, мы сейчас располагаемся сзади «Рембыттехники». Так вот, каждый раз по пути на работу приходится видеть целые ряды таких бесхозных объектов

img 5481 780x470 1
Screenshot

— В этом плане мы активно работаем. В рамках исполнения Генерального плана города Атырау, а также плана развития территорий идет поэтапный процесс по принудительному изъятию гаражных массивов. Для строительства школы на две тысячи мест идет снос 513 гаражей, расположенных в гаражном массиве «Автотэп», это район Лесхоза. Освобождаемая площадь — 4,38 гектара. Для строительства еще одной такой школы сносятся 586 гаражей на общей площади 4,47 гектара, расположенных в районе старого пивзавода, это сзади драмтеатра. Сносятся еще 414 гаражей на общей площади 3,47 гектара, расположенных также в районе Лесхоза. В свое время там был целый кооператив под названием «Гаражный массив «Автопарк», а сейчас это бесхозная территория. Сносу подлежат еще 1513 гаражей, из них по 701 объекту проведена независимая оценка по определению размера компенсаций. По остальным 812 объектам идет процесс по сбору документов. А это очень большая работа, потому что практически все они являются чьей-то собственностью — пока найдешь хозяев, а кто-то из них умер, переехал в другой город, покинул страну, у многих нет подтверждающих документов. Но, как я уже сказал, работа по гаражам ведется очень активно.

Микрорайон…

Расскажите о судьбе многоэтажных домов в новом микрораойне Талгайран. Там в свое время был построен целый жилой комплекс, но дома не подключены к теплосети, не имеют инженерных коммуникаций. Пропустовав несколько лет, будут ли они пригодны для жилья?

— Городским отделом жилищного и коммунального хозяйства приобретены шесть новых котлов с хорошей мощностью для подачи тепла в эти дома. Параллельно ведется проектирование здания котельной и комплектующих установок. Также строятся подводящие линии теплоснабжения. До завершения проектных и строительно-монтажных коммуникаций в 24 жилых домах микрорайона Талгайран установлены блочно-модульные котельные для поддержки тепла. В свое время в связи с отсутствием инженерно-коммуникационной инфраструктуры пришлось приостановить некоторые строительные работы в этих домах. В данный момент после корректировки проекта строительные работы возобновлены. По плану сдача объектов намечена на конец текущего года.

 Социальные объекты…

Почему строительство и реконструкция нескольких обьектов здравоохранения: областной станции скорой помощи, поликлиник в микрорайонах Нурсая и Оркен, здания оркестра им Д. Нурпеисовой, концертного зала вдоль проспекта Абулхаир хана, ДК им. Курмангазы и многих других объектов заморожены?

— Да, к сожалению, бывают форс-мажорные обстоятельства, случаются моменты, от нас не зависящие. Вы же знаете долгую историю концертного зала. Если говорить конкретно по фактам, то строительство поликлиники на 250 посещений в смену в мкр. Нурсая и строительство поликлиники на 250 посещений в смену в мкр. Оркен приостановлены из-за конструктивного изменения проектно-сметной документации, то есть ПСД нуждается в серьезной корректировке. Строительство возобновится в первом квартале следующего года.

Документ по объекту «Реконструкция ДК по адресу: г. Атырау, ул. Баймуханова, №16, под здание академического оркестра казахских народных инструментов им. Д. Нурпеисовой» в настоящее время находится на корректировке также по причине конструктивного изменения. Строительство возобновится уже в декабре.

В настоящее время разрабатывается проектно-сметная документация на строительство концертного зала на 1200 мест и здания историко-краеведческого музея, объединяющего земельные участки концертного зала и бани. Проект проходит в два этапа: первый этап — демонтаж существующих зданий концертного зала — завершен. По второму же этапу, а именно по самому строительству нового объекта, пока разрабатывается ПСД, которая будет готова до марта 2025 года, а здание ожидаем года через два.

screen4

Как до марта? Областной акимат еще нынешней весной презентовал проект нового здания. Оно (на бумаге) очень красивое получилось.

— То, что вы видели в социальных сетях на официальной странице областного акимата, был эскиз, замысел проектировщиков и конструкторов, вид сооружения. Это сделано для того, чтобы жители представили, каким будет новый культурный объект. Самое главное — это ПСД. Вот она будет готова к I кварталу 2025 года.

 Документация…

 — Кайрат Талапович, почему разработки проектносметной документации обходятся бюджету очень дорого и готовятся они очень долго? Из чего складывается ПСД?

– Этот вопрос довольно часто задают, поэтому отвечу подробно. Стоимость разработки проектно-сметной документации нового объекта состоит из нескольких ключевых моментов. В Казахстане есть «Нормативные документы по ценообразованию и сметам» или сокращенно НДЦС РК. Так вот, там указан «Порядок определения сметной стоимости строительства РК». Это «Затраты на проектирование», а именно: оплата труда проектировщиков, заработная плата архитекторов, инженеров и других специалистов. Есть и косвенные расходы: административные, налоги, отчисления в фонды… Нужна определенная сумма на исследования и обследования, которые включают геодезические работы, определение местоположения и рельефа участка. Также требуется провести геологические изыскания, то есть изучить состав почвы, грунтовых вод и другие условия. Есть еще такой пункт, как «Экологические исследования», при котором дается оценка воздействия на окружающую среду. При составлении проектной документации необходимо будет разработать архитектурные чертежи — планы, фасады, разрезы здания, а это большая командная работа. Необходимы будут конструктивные решения — расчеты и схемы. Далее ожидается целый цикл инженерных коммуникаций: проектирование систем электроснабжения, водоснабжения, отопления и вентиляции. Добавьте к этому согласования и экспертизы, а именно: получение разрешения, оплата пошлины за получение разрешений на строительство. Само прохождение экспертизы включает в себя затраты на независимую экспертизу проектной документации. Нужны будут дополнительные услуги: копирование и печать документов, расходы на печать чертежей и другой документации. Нужно предусмотреть и консультационные услуги, я имею в виду привлечение сторонних специалистов. Непредвиденные расходы тоже не стоит исключать, то есть необходим резерв на случай непредвиденных затрат, связанных с изменением требований или условий. Каждый из этих компонентов может варьироваться в зависимости от сложности проекта, региона, в котором осуществляется строительство, и другие факторы. Вы наверняка задумались, почему ПСД порой буксует, долго рассматривается, вновь возвращается на доработку. Так вот, стоит отклониться от нормативов хоть немного, даже на сантиметры, вся работа начинается по новому кругу. Поэтому самое главное при строительстве — это правильная, грамотно разработанная ПСД, это вам любой строитель скажет. А есть на руках ПСД – всё, вперед на стройку! Дальше уже чисто физическая, механическая и техническая работы. Если ответить на вопрос именно для вас, как для женщины, скажу по-другому. Вот вы перед тем, как начать готовить новое блюдо, первым делом возьмете в руки рецепт, изучите соотношение ингредиентов и также далее. А дальше — уже дело техники и времени.

Всё понятно. Продолжая тему строительства, дайте, пожалуйста, совет нашим читателям: на что нужно обратить внимание при покупке квартиры в строящихся домах?

— Давайте начнем с застройщиков. На каких основаниях дается право заниматься строительством на территории Республики Казахстан? В свое время министерство национальной экономики разработало целый приказ «Об утверждении Правил организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства». Реализация проектов по строительству осуществляется на основании соответствующего права на земельный участок и следующими этапами: получение исходных материалов для разработки проектов строительства, разработка и согласование эскизного проекта, разработка проектно-сметной документации и проведение комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства. Далее необходимо уведомить органы, осуществляющие государственный архитектурно-строительный контроль и надзор о начале производства строительно-монтажных работ, осуществление строительно-монтажных работ и как финал — приемка и ввод в эксплуатацию дома, жилого комплекса или любого другого построенного объекта.

whatsapp image 2024 11 27 at 17.47.10

Это что касается инвесторов и застройщиков. А что важно для остальных граждан, то в соответствии с Законом РК «О долевом участии в жилищном строительстве» дольщик вправе получить информацию, определенную статьей №22 этого же закона, требовать надлежащего исполнения строительной компанией условий договора о долевом участии в жилищном строительстве. Застройщик обязан предоставить для ознакомления физическим и юридическим лицам следующую информацию на государственном и русском языках: о наличии разрешения местного исполнительного органа на привлечение денег дольщиков в жилищном строительстве через банки второго уровня или привлечение денег дольщиков после возведения каркаса многоквартирного жилого дома. Должна быть доступная информация об объекте строительства многоквартирного жилого дома, а именно: уведомление о начале строительно-монтажных работ. Если информация будет неполной и недостоверной, дольщик вправе обратиться в суд с иском о признании договора о долевом участии в жилищном строительстве недействительным.

 Канализация…

Задам вопрос, очень важный для наших читателей: какая работа ведется по проведению центральной канализации в частном секторе?

— Да, этот вопрос очень наболевший. В настоящее время городским отделом строительства ведется проектирование КНС в 12-ти микрорайонах города. Проектной организацией по итогам государственных закупок определено ТОО «Шындау». Общая работа разделена на три этапа. Первым этапом определены микрорайоны: Жулдыз-1, Жулдыз-2, Жулдыз-3, Геолог-Мирас и Томарлы-Мирас. Вторым идут Коктем, Бирлик и Шмакова, 87. Третьим этапом — Аксай, Аксай-2, Жулдыз-4, садоводческие массивы «Геолог» и «Коктем». Сейчас документы по Жулдыз-1, Жулдыз-2, Геолог-Мирас отправлены на экспертизу и проходят отработку замечаний. Ориентировочное получение заключения — декабрь месяц текущего года. Так как разработка проекта центральной канализации на действующих массивах Атырау является первой в практике, в начале были трудности с расчетами потребностей, мощностей и самой системы канализации. Мы думали, решали, какой вариант лучше: самотечное или напорное. Были вопросы с определением коридора для прокладки труб, так как расположение ранее проведенных инженерных сетей указывалось не во всех координатных базах, в связи с тем, что большинство сетей было проложено жителями данных массивов самостоятельно или, можно сказать, стихийно. В настоящее время проектирование ведется согласно разделенным этапам.

То есть пока только проектирование? А когда же начнется строительство? Как быть зимой, если опять начнется снегопад, талые воды пойдут в дома?

— Выше я вам рассказал, для чего нужно ПСД. Что касается дождевых и талых вод, то люди один на один со стихийным бедствием не останутся. В любом случае придется подождать, потерпеть. Как только утвердят ПСД, в приоритетном порядке решится вопрос денег и будут построены канализационные линии.

Кайрат Талапович, а в дальнейшем участки будут выдаваться при наличии КНС?

— Сотки для строительства частных домов гражданам нашей страны выдаются согласно статье №44 пункта №6 Земельного Кодекса, где указано, что «предоставление земельных участков для строительства ИЖС допускается на площадках, обеспеченных водой и электроснабжением». Наличие канализации и водоотведения на готовых площадках для ИЖС не является столь необходимым. То есть, в нормативах нет такого пункта, что акимат должен провести канализацию. Мы не имеем права держать участки, куда протянуты вода, газ или электроэнергия. На сегодняшний день очередь на получение земельных участков для ИЖС составляет свыше ста тысяч человек. В связи с этим основной задачей для акимата города является только подведение базовой инфраструктуры к новым жилым массивам.

И вновь у жителей начнутся проблемы с грунтовыми водами, сырые дома, не просыхающие лужи во дворах…

— Тогда нужно менять нормативы. Это целая процедура. Кстати, интересная идея, и я выступлю с предложением. Но это в будущем, а пока все обстоит так, как я уже озвучил выше.

 Электроэнергия…

В области есть еще одна большая проблема, это обеспечение электроэнергией. Уже который год в областном центре веерно отключаются дома якобы на ремонт, а на самом деле изза дефицита электроэнергии. Вы же знаете об этом.

— Да, конечно. Именно поэтому стоял вопрос о строительстве новой АЭС. Но это в будущем. А пока могу сказать, что в декабре прошлого года, в рамках проекта расширения электрической сети Западного региона, совместно с АО «KEGOC» был запущен второй этап передачи 792-километровой линии 220 кВ в направлении «Орал – Атырау – Кульсары – Бейнеу». По этой сети можно будет получать из России 200 МВт электроэнергии, а ранее было 100 МВт. Все это идет в рамках проекта «Усиление электрической сети Западной зоны ЕЭС РК. Строительство электросетевых объектов», что позволит повысить пропускную способность и надежность электроснабжения потребителей Атырауской области.

 Город

Давайте завершим наше интервью на хорошей ноте и расскажем, что нас ожидает в ближайшем будущем. Каких изменений ожидать в нашей области в 2025-2026 годах?

— На 2025 год запланирован снос старого здания онкологического диспансера и строительство нового здания на 180 коек. Стадион «Мунайшы» ожидает реконструкция. Как уже было отмечено, запланировано строительство историко-краеведческого музея с концертным залом на 1200 мест. У нас появится конгресс-холл на 600 мест. Также начнем строительство ипподрома по национальным вида спорта в Атырау. Мы построим новый стадион для 12 000 болельщиков в соответствии с международными требованиями. По этому поводу было много вопросов, споров, некоторые жители были против такого большого объекта, говорили, что Ледовый дворец содержать тяжело, а большой стадион на 12 тысяч мест тем более не потянем. Но мы должны двигаться вперед, думать на перспективу. Нам нужен международный стадион, это хорошо скажется и на развитии туризма и спорта. Ведь раньше у нас не было и Ледового дворца, и теннисного корта, например. Поэтому стадион нам тоже нужен.

В качестве новости-бонуса для вашей газеты скажу, что в 2025 году мы начинаем строительство общежития на 900 мест для студентов Атырауского университета имени Х. Досмухамедова со сносом двух старых аварийных зданий по проспекту Студенческому, №№29 и 33. На этом месте появится прекрасный дом для студентов рядом с гостиницей «Marriott». По соседству свой новый шикарный офис строит АО «Халық Банк». Через пару лет это место вы вообще не узнаете — в областном центре появится очень красивый современный участок.

Марина КУАНЫШЕВА

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button