ВОЗВЫСИВШИЙ КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО
Сегодняшняя часть серии материалов посвящена сильной личности, достойному сыну своего народа, дальновидному политику хану Касыму, вписавшему свое имя золотыми буквами в историю казахской государственности.
В 2011 году исполняется 545 лет образованию Казахского ханства, основанного ханами Керей и Жанибек. В конце XV – начале XVI веков в ханстве правил сын Керея – Бурундык хан (1480-1511 г.г.).
Осенью 1511 года Бурундык хан со своими приближенными удалился в Мавераннахр. Верховная власть в ханстве перешла к потомкам Жанибека, первым из которых воцарился на трон наиболее даровитый из его сыновей – Касым хан (1445 — 1524 г.г.).
Его мать Джаган-бегим приходилась родной сестрой матери султана Махмуда, брата Шайбани хана. Как истинный сын степей, свято чтящий освященную временем традицию подчинения старшему, Касым султан, по примеру отца, был сначала во всем послушным и покорным хану Бурундыку, пишет автор «Тарих-и Рашиди» Мырза Мухаммад Хайдар Дулати. Впервые имя султана Касыма упоминается в исторических источниках в связи с описанием войн Шайбани хана с казахскими владетелями еще в 80-х годах XV века, где о нем говорится как об одном «из известных султанов и славных бахадуров» Кыпчака, предводителе конницы войска хана Бурундыка. Давно замечено: когда людская молва наделяет человека властью, власть сама зачастую приходит вслед.
К началу XVI века личная власть султана Касыма крепла. Мырза Хайдар, связывающий время усиления влияния султана со смертью его брата — султана Адика (Аттик), последовавшей вскоре после захвата Шайбани ханом Ташкента в 1503 году, ничего не говорит о причинах, укрепивших положение сына хана Жанибека. Эти данные мы находим в «Бахр аль-асрар» Махмуда ибн Вали, который, описывая поход Шайбани хана на Андижан в начале весны 1504 года, сообщает: «В это время Касым хан с помощью и при поддержке мангытов завоевал господство над всей Кыпчакской степью и имел возможность совершать набеги и нападения на границы Ташкента и Туркестана».
При правлении хана Касыма укрепляется влияние Казахского ханства в регионе. Оно стало называться Касымовским ханством. Во втором десятилетии XVI века Касым хан окончательно утвердил свое господство над обширными степными пространствами казахской территории.
По словам Мырзы Хайдара, он «сделался полным властителем во всем Дешт-и Кыпчаке и приобрел такую известность и могущество, какого еще никто не имел после Джучи хана».
О силе и могуществе Касыма говорили и другие средневековые мусульманские историки — Бинаи, Ибн Рузбихан, Бабур, Хондамед и другие.
При хане Касыме Казахское ханство, получив свое дальнейшее развитие и, усилив свое политическое влияние, превратилось в крупное, сильное и централизованное государство. В этот период расширяется государственная территория ханства до почти полного совпадения ее с этническими границами расселения казахов. Территория простиралась на западе до южных берегов Сырдарьи, на юго-западе — до городов Туркестана, на юго-востоке – до гор и предгорий северной части Семиречья, Улытауской возвышенности, а на северо-западе доходила до реки Жайык.
История Казахского ханства во времена правления Касыма определялась не только его непрерывной борьбой с государствами шейбанидов. Существовали мирные связи населения Казахского ханства с соседним оседло-земледельческим населением Средней Азии. Их необходимость была обусловлена и особенностями экономического уклада соседних народов. Казахи, преимущественно кочевники, испытывали потребность в изделиях городского ремесленного производства и продуктах труда оседлых земледельцев, которые в свою очередь нуждались в излишках скота и продуктах, производившихся в кочевом скотоводческом хозяйстве. Хозяйственные и торговые связи населения соседних областей Казахстана и Средней Азии были обычным явлением, основанным на взаимной заинтересованности. Численность населения Казахского ханства при хане Касыме превышала 1 миллион человек.
Казахское ханство постепенно вовлекалось в международные отношения. Одним из первых государств, вступивших в дипломатические связи с Казахским ханством, было Московское государство при правлении Великого князя Василия III (1503 — 1533 г.г.).
История Казахского ханства периода правления хана Касыма примечательна еще и тем, что именно в те годы казахи как самостоятельная этническая общность стали известны в Западной Европе: о казахах оставил свои записки австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, посетивший несколько раз Москву (в 1517, 1526 г.г.).
Высшей законодательной властью в ханстве обладал маслихат – курултай султанов и представителей ру. Маслихат собирался раз в год и решал весьма важные вопросы – заключение мира, объявление войны, земельные вопросы. Маслихат выбирал и смещал ханов, руководствуясь принципами степной демократии. Обязательным условием для участия в работе маслихата было наличие оружия, а полноправными членами его могли быть мужчины.
Исполнительная власть также находилась в руках хана, который избирался пожизненно из ру торе (чингизидов). На хана возлагались функции: охраны государства от внешней опасности, определения внешней политики, общественного устройства ханства и охрана его, осуществления высшей судебной власти. При хане образовался суд биев – совещательный орган, в который входили наиболее авторитетные бии и представители ассоциаций общин. Постоянной столицы у хана не было, на короткое время устраивалась ставка в городе Сарайшык.
Территория и население ханства делилось на уделы во главе с султанами – родственниками хана. Каждый удел составляли 50-60 тысяч семей, он в свою очередь делился на улусы из 10 тысяч семей в среднем. Улусами руководили султаны, назначаемые ханом. Они представляли гражданскую, судебную и военную власть на всей территории своего улуса.
Основной социальной и политической ячейкой общества была община, принимавшая форму коллектива кровных родственников. Объединение нескольких общин составляло ассоциацию общин, которые возглавлялись биями и старшинами. Биям принадлежала вся полнота военной, административной и судебной власти в пределах данного коллектива, власть их основывалась на личном авторитете.
Войско ханства формировалось из постоянной дружины хана, дружин султанов и ополчений улусов. Воины, набранные в одной общине, ассоциации или улусе, составляли отдельные подразделения со своим знаменем и боевым ураном (клич). В мирное время ханская и султанская дружины служили для поддержания внутреннего порядка и выполнения различных поручений хана — сбора налогов, дипломатических миссий и т.п.
В период хана Касыма был создан свод закона адата, который назывался «Қасым ханныњ қасқа жолы» («Касыма праведный путь»). Наиболее известным предшественником свода хана Касыма являлась «Яса» Чингиз хана, введенного в Монгольской империи в начале XIII века.
Укрепление Казахского ханства способствовало упорядочению правовых норм жизни Казахского ханства. Под его руководством лучшие знатоки степного права обновили и систематизировали прежние достижения и составили новый свод закона.
«Касыма праведный путь» состоял из пяти установлений и содержал положения:
1) о вещественном иске (споры о земле, скоте, о вещах);
2) об уголовных делах (воровство, убийство, грабёж, насилие);
3) о военной повинности (воинская обязанность, формирование отрядов, дружин, поставка продовольствия, коней);
4) об обязанностях послов, парламентёров (вопросы этики, красноречия, вежливость);
5) об обычаях (раздача материальной помощи нуждающимся, проведение пиршеств, праздников, массовых мероприятий, правила проведения их распорядителей жасаулов, бексулов, туткаулов).
Касым хан, по отзывам современников, любил и был хорошим знатоком лошадей, отличался военным талантом, личной отвагой и способностью вести за собой других. На основе высказываний создается образ человека с высокими моральными качествами, достойного подражания.
Пожалуй, никогда больше ханская власть не была так прочна, как при нём, и ни один из казахских ханов не объединял под своей властью такое количество людей, как Касым хан.
Касым хан похоронен в городе Сарайшике, в древнем пантеоне золотоордынских ханов, а на его могиле был возведён высокий купол.
Алдар САРСЕНОВ,
доктор наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной и всемирной истории Атырауского государственного университета им.Х.Досмухамедова; Сериккали ДАУКЕНОВ, старший преподаватель Атырауского государственного университета им.Х.Досмухамедова