Знаем ли мы свои права?
Каждый человек, живущий на нашей планете, индивидуален. Но есть моменты, которые объединяют потребителей. Приобретая товары и услуги, которые необходимы для жизни и деятельности, работы и учебы, быта и отдыха, каждый человек становится потребителем.
Конечно, сама по себе потребность не должна стать самоцелью, но очевидно и то, что долгую, здоровую и счастливую жизнь имеет больше шансов прожить тот, чье потребление более рационально и доставляет ему большое удовольствие. Что же требуется для того, чтобы нужные нам товары и услуги имели надлежащее качество, то есть отвечали нашим разумным ожиданиям в отношении их полезных свойств с учетом их стоимости?
По словам главного специалиста департамента торговли и защиты прав потребителей Атырауской области Жасулана Султангалиева, в несправедливых ситуациях пострадавшие всегда чувствуют свою правоту, но далеко не всегда знают, какие их права нарушены и как их отстоять. Чтобы гражданин при этом ощутил не бессилие, а уверенность и действительно смог защитить свои права, в нашей стране был принят Закон «О защите прав потребителей».
Потребители узнали, что если не удается договориться в устной форме о замене того или иного товара, необходимо обратиться с соответствующим письменным заявлением об обмене товара надлежащего качества, не подошедшего по размеру, фасону, расцветке, форме, с претензией. Причем копия претензии отдается продавцу, но обязательно под подпись на втором экземпляре, который остается у покупателя для дальнейших действий.
Как рассматриваются жалобы клиентов, проводится консультация и оказывается помощь в составлении исковых заявлений по выявленным фактам нарушений законодательства для обращений в суд?
Очень часто покупатели обращаются по фактам покупки некачественных телефонов, обуви. Часто нарушаются договоры купли-продажи, связанные с установкой пластиковых окон. Не исключен вариант, когда продавец не захочет даже разговаривать. Тогда прямая дорога в суд.
Грамотный потребитель – это стимул для субъекта бизнеса выпускать качественный товар и индикатор, который определяет уровень жизни населения страны в целом.
На каждом шагу мы сталкивались с проблемами. Пока потребителей, готовых защищать свои права, совсем немного.
Право на качество
Чаще всего граждане сталкиваются с проблемами при покупке товаров в розничной торговле, где продавцы придумывают самые различные уловки, чтобы не остаться внакладе. К примеру, организуют распродажи или уценку и вешают на кассе табличку, что купленный по акции товар «возврату и обмену не подлежит». Такие действия предпринимателей являются незаконными.
Нужно помнить, что потребитель имеет право на качество. Такая норма прописана в законе. Это значит, что товар должен быть безопасным, на нём должна быть указана информация: где, когда, кем был произведён товар. Покупатель имеет право на возврат или замену, право на возмещение ущерба. Причём законодательством чётко указано, что все эти нормы распространяются на ЛЮБОЙ товар, независимо от того, куплен ли он просто в магазине или на распродаже, или даже по какой-то причине был уценён.
Возврат и обмен
Вернуть или обменять товар надлежащего качества покупатель может в течение 14 дней. Покупка могла разонравиться, не подойти по размеру или цвету.
Основные условия, при которых возврат или обмен можно осуществить без проблем: товар не был в употреблении, сохраняет свои функции и не входит в список товаров, не подлежащих обмену. Также нужен документ, подтверждающий приобретение товара именно у этого продавца, то есть товарный или кассовый чек.
Как правило, обменять качественный товар на аналогичный или вернуть его никаких проблем не составляет. Продавец на это легко соглашается. Правда, деньги за покупку могут вернуть не сразу. По закону в течение 10 дней их могут перевести на карту, выплатить наличными либо даже отправить почтовым переводом.
Если обнаружен недостаток
Другое дело, если товар оказался некачественным. В этом случае продавец часто идёт на всевозможные уловки, чтобы не возвращать деньги или не обменивать товар. Если покупатель, обнаружив в товаре изъян, пришёл к продавцу, а тот ему отказал, дальше всё общение должно идти в письменном виде. Потому что в случае обращения в суд потребуются именно письменные доказательства, то есть документы.
Часто продавец или сотрудник магазина не хочет брать претензию. На этот случай есть почта. Отправляете заказное письмо с уведомлением о вручении и описью вложения.
Причём лучше отправлять письма в оба адреса компании – на фактический и юридический. В шапке письма обязательно нужно указать, что это – именно претензия, написать точное название и адрес предприятия и не забыть про свои данные. В претензии следует отметить, что были нарушены права потребителя, потому что был продан некачественный товар. И обязательно написать, что продавец должен сделать для того, чтобы конфликт был исчерпан.
Претензия должна содержать информацию о том, как восстановить нарушенные потребительские права: вернуть деньги, поменять товар либо снизить стоимость товара. Потому что возмещение может быть как полным, так и частичным.
К претензии прилагается копия кассового чека. Оригинал при этом остаётся у гражданина – он может пригодиться в суде. В течение 10 рабочих дней продавец должен ответить на претензию. Вариантов тут два: либо он соглашается на ваши условия, обменивает товар или выплачивает деньги; либо вам отказывают.
Если отказали…
В этом случае опять-таки существуют два варианта. Можно сразу обращаться в суд, а можно попробовать восстановить свои права с помощью государственных организаций.
Далеко не все продавцы оказываются добросовестными. Тогда прямая дорога в суд. В исковом заявлении в первой его части нужно изложить фабулу конфликта, то есть всё то же самое, что было написано в претензии. А затем указать, что в адрес продавца была направлена претензия, на которую он не ответил либо ответил отказом.
И по этой причине покупатель просит суд расторгнуть договор купли-продажи (потому что при любой покупке продавец и покупатель вступают в договорные отношения) и взыскать с продавца стоимость товара.
Нужно отметить, что, если претензии возникли по качеству товара, необходимо проведение экспертизы, которая должна установить, был ли, к примеру, телефон испорчен по вине покупателя или он изначально был продан ненадлежащего качества. По закону экспертизу должен провести и оплатить ответчик, то есть продавец. Но он часто делает вид, что слыхом не слыхивал об этом. Поэтому экспертизу придётся проводить самостоятельно, а затраты включить в сумму неустойки. Также в исковое заявление включается требование о взыскании судебных издержек и затраты на адвоката.
В случае нарушения ваших прав вы можете обратиться в департамент торговли и защиты прав потребителей по Атырауской области по адресу: город Атырау, проспект Абулхайр хана, 79 (кабинеты № 207, 209).
Касиет БАХКЕРЕЙКЫЗЫ