Как разбудить водителя пораньше, или Кто стал «селёдкой» и «зайцем»

d1ae5429e4bf4cbc Социум

Начался новый учебный год в школах, колледжах, университетах, и это обстоятельство повлияло на возросшие автомобильные пробки на дорогах Атырау, на то, что автобусы, особенно в часы пик, заполнены пассажирами до предела. Многие атыраусцы высказываются за изменение графика движения автобусов на том основании, что не успевают на работу, а дети не могут вовремя добраться в школу, если та находится слишком далеко. Реально ли предложение запустить автобусы на линии как можно раньше, то есть в шесть часов утра? И что ответили в КГУ «Смарт Атырау» на вопрос о замене малогабаритных автобусов ряда маршрутов на более вместительные?

По словам директора КГУ «Смарт Атырау» Арслана Аронова, в городе Атырау пять перевозчиков, которые обслуживают 31 маршрут. На эти маршруты предусмотрено 249 автобусов, но по факту все сто процентов на линии не выходят. 5-10 процентов из них остаются в автопарке. Причины разные — поломки, давление у водителя поднялось, или после ДТП, пока страховая компания не рассмотрит дело, они тоже не могут выехать на линию. Поэтому на сегодняшний день пассажиров обслуживают примерно 220 автобусов.

Надо заметить, что в марте нынешнего года по просьбе населения введен в действие дополнительный маршрут до станции Тендык. Других новых маршрутов не было, но они рассматриваются для их введения в следующем году. Однако пока остается нерешенной просьба многих атыраусцев о возврате маршрута №6 от рынка «Дина» до АНПЗ, и об этом писала «Прикаспийская коммуна».

— Да, рассматриваем этот вариант, но пока не пришли к общему мнению, — сказал А. Аронов.

График без изменения

График автобусов следующий — с 6 часов 30 минут и до 20 часов 30 минут в пригороде, и в черте города — до 21 часа. Но автобусы маршрутов №№2, 12, 14 работают до 22. 00 и до 22.30.

— Атыраусцы просят пустить автобусы на линию уже в 6 часов утра. Это возможно?

— Нет. Имеется большой дефицит водителей с категорией «D», поэтому увеличить часы маршрутов не получается, потому что есть определенные требования Министерства труда РК, и переработки запрещены. Нехватка водителей на автобусы не только у нас, а по всему Казахстану. Я знаю, что в стране требуются на работу по общественному транспорту порядка пяти — шести тысяч человек. Мы подняли водителям заработную плату с надеждой, что молодежь будет учиться, получать водительские права с нужной для вождения автобуса категорией. В прошлом году у шоферов была зарплата 250 тысяч тенге, а в этом году ее увеличили на 70 тысяч тенге. Ее получают те, кто два дня работает и столько же времени отдыхает. Такая зарплата с учетом налогов, но здесь не учтены сверхурочные и бонусы, а со сверхурочными получается большая сумма. Есть водители, которые получают от 400 тыс. до 450 тыс. тенге. А кто работает по пятидневке, то у них доходит до 600-700 тыс. тенге. Мотивация налицо, но есть сложности в получении категории «D», многие не выдерживают, не хотят ее получать и уходят, — поясняет Арслан Аронов.

В нынешнем году было закуплено десять автобусов на маршруты №№10 и 20, а на маршрутах №№5 и 51 каждый год обновляются по 2-3 автобуса. Атыраусцы высказывают недовольство относительно «пятого» маршрута, но не в отношении качества работы водителей, а самими автотранс­портными средствами, ГАЗели небольшой вместимости, в них летом очень душно, пассажиры будто селедки в банке.

— Что касается «пятого» маршрута, то там вся загвоздка в проезде в селе Курсай. Большие 12-метровые автобусы там завтра не смогут проехать — повороты узкие, это сейчас, летом, еще как-нибудь можно проехать, да и то с опаской. Если там навстречу друг другу встретятся грузовик и автобус, то они не смогут разъехаться. А зимой вообще станет очень сложно. Так что менять нынешние автобусы «пятерки» на вместительные просто физически невозможно, — вводит в курс дела директор КГУ «Смарт Атырау».- Что касается маршрута №51, то мы поговорили с перевозчиком, и он обязуется к ноябрю закупить один большой автобус вместимостью 51 пассажир, и тогда в утреннее, обеденное и вечернее время его будут выпускать для того, чтобы в час пик улучшить качество обслуживания пассажиров. Если в этом году купят один большой автобус, то в следующем году — еще один.

Большие хитрецы с маленькими картами

Теперь обратимся к теме, которую игнорировать никак нельзя. Пассажиры просят увеличить маршруты, запустить их как можно раньше, но не все оплачивают проезд добросовестно. Жульничают. Удается ли переломить ситуацию с безбилетниками? Нередко можно наблюдать такую картину — заходят в автобус пассажиры, и некоторые из них усердно делают вид, что готовятся оплатить по QR-коду, долго, так сказать, «прицеливаются» для сканирования, а потом резко выходят на следующей остановке. Разумеется, без оплаты.

Обманывают не только молодые люди, но и пассажиры в солидном возрасте. Да на какие только хитрости не идут те, кто не желает оплачивать проезд. На детские транспортные карточки наклеивают тонкую обертку от взрослых карт, закрепляют еле заметным скотчем и как ни в чем ни бывало прикладывают к валидатору.

— Ситуацию с пассажирами-безбилетниками нам пока изменить не удалось, — сожалеет директор КГУ «Смарт Атырау» Арслан Аронов. — Полномочий что-либо предпринять у нас нет, только лишь предупреждаем пассажиров оплачивать проезд. А они умудряются не то что ездить бесплатно, но еще оскорблять и ругать водителей, контролеров. Вообще, у определенной части атыраусцев нет культуры и совести. Взрослые люди — женщины и мужчины, молодые ребята пользуются при оплате на валидаторе школьными транспортными картами, картами своих родных, имеющих инвалидность, или пенсионеров. Есть случаи, когда дети сами продавали за 500 тенге свою карту, а потом родителям говорили, что потеряли. Для того, чтобы навести порядок, нужна полиция — участковые инспекторы, а с ними проблема у нас, их не хватает. А без стражей правопорядка выходить на проверку смысла нет. Вот в других регионах участковые полицейские хорошо работают по профилактике безбилетного проезда в общественном транспорте, «зайцев» ловят, оформляют по административной статье. Штраф составляет 6 тыс. тенге. По-другому с неплательщиками никак нельзя. Примерно сорок процентов атыраусцев, которые ездят в автобусах, составляют именно безбилетники. Цифра шокирующая, но такова реальность, и с этим нужно что-то делать. Многие любители проехать бесплатно пытаются скрыть свои «фокусы», но находятся такие, которые смотрят в глаза контролеру и заявляют: «Ну, поймал, и что ты мне сделаешь? Сейчас доеду до остановки и выйду».

Водители — тоже люди

Помнится, когда поднимали тарифы, то одно из главных условий было качественное обслуживание населения. Содержать автобусы в чистоте и порядке. Сейчас же мы нередко наблюдаем такую картину, когда окна грязные или пленка на них обшарпана, занавески свисают, болтаясь без петель, в салонах пыль. Кто ответственный за уборку? Водитель? Диспетчер?

— Мы стараемся контролировать чистоту в салонах автобусов. Когда по такому поводу пассажиры обращаются на «109», то проверяем. Пыли много бывает в летний период, и после каждого рейса диспетчеры проводят влажную уборку, но капитальную делают уже на своей базе специально нанятые работники, — заверил директор «Смарт Атырау».

Пассажиры приводят свои доводы, высказывают справедливые претензии и касательно повышения культуры вождения — водители не должны устраивать с конкурентами гонки на дорогах, иначе люди чувствуют себя «дровами, которые везут», быть предельно вежливыми. Тем не менее, надо понимать, что сидеть несколько часов за баранкой автобуса совсем нелегко. Работа водителя достаточно сложная, надо вставать ни свет, ни заря, и она требует таких важных качеств, как стрессоустойчивость (пассажиры иногда попадаются неадекватные, или на дороге сталкиваются с торопыгами на легковых машинах, которые не смотрят по сторонам, и когда в этот момент водитель чуть сильнее затормозит, то пол-автобуса летит к кабине шофера), физическая выносливость, хорошее психическое здоровье, высокая концентрация внимания, безупречная реакция. Работа у них нервная и ответственная.

В нынешнем году с участием водителей городского пассажирского транспорта произошло пять аварий. Налицо красноречивое свидетельство того, что держать баранку автобуса, возить пассажиров без нарушения правил, могут не все водители, получившие категорию «D».

Светлана НОВАК

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Прикаспийская коммуна