МолодежьНовостиОбразованиеОбщество

ЕНТ: от осени до лета

При всем многообразии критериев результаты Единого национального тестирования на сегодня остаются главным показателем качества знаний. С сожалением приходится констатировать, что по этой шкале Атырауская область находится не на лидирующих позициях по стране.

Начнем с цифр, чтобы понять, насколько проблема серьезна. По данным Министерства науки и образования Республики Казахстан, результаты ЕНТ-2018 составили 83 балла в среднем по стране. По Атырауской области средний балл равен 74.

Самый низкий балл набрали выпускники из Курмангазинского района (59,8 балла). Неважные показатели у макатских (61 балл) и индерских (62 балла) школьников. По области наиболее высокий результат тестирования у городских школ – 75,5 балла в среднем. Если пройтись по конкретным учреждениям образования, то можно привести следующие примеры по городу Атырау: низкие баллы набрали учащиеся средней школы №4 имени Гагарина (53,6 балла) и средней школы №18 (54,4 балла) – их выпускники с трудом преодолели пороговый балл. Отстала от прежних показателей специализированная техническая гимназия, набрав 92,3 балла, хотя до этого не опускалась ниже ста. Не блистает результатами и некогда бывшая фаворитом школа-лицей №17, у которой 91,5 балла. Раньше ее выпускники набирали по 105-110 баллов. Неожиданно хорошие результаты показала школа №14 имени Чехова (98,2 балла). Прекрасные показатели выдала частная школа «Тағылым» со средним баллом в 112.

– Все в наших руках, – говорит ветеран образования Шакиржан Мурзагалиев, считая одной из причин неважных показателей по ЕНТ слабую профориентационную работу с учениками. – Многие ребята даже в 11 классе не знают, кем будут, куда пойдут учиться, а значит, у них нет определенной цели, они плывут по течению. Между тем, профориентация является одной из главных составляющих в работе школ, которая должна вестись уже в среднем звене, чтобы к девятому классу ребята смогли определиться, кем станут и куда пойдут учиться. Возможно, им стоит продолжить обучение в колледже, для многих это наиболее правильное решение. Если ученик решил продолжить обучение в 10-11 классах, он должен активно готовиться к тестированию, чтобы потом быть готовым получить высшее образование. А пока у нас почти 80 процентов ребят идут туда, куда направят их родители, или куда пойдут друзья и так далее. У нас эта работа недостаточно налажена, и до выпускных экзаменов в 11 классе ребята не знают, какой дополнительный предмет выбрать. Как результат – безуспешное тестирование.

– Есть еще одна серьезная причина – нехватка учителей и школ, – считает директор областной школы-интерната для одаренных детей «Дарын» Светлана Султанова. – Если в классе, тем более в старшем, 40-45 детей, какой может быть результат? Профессия учителя хорошая, надежная, но, к сожалению, наши выпускники неохотно идут работать в школу. Большинство предпочитают трудоустраиваться в нефтяные компании с высокой заработной платой. Педагогические специальности молодежь выбирает чаще всего потому, что там выделяется больше грантов. В результате нередко в школу попадают случайные люди. Молодые учителя не готовы к трудностям и при первой же возможности уходят. А необходимо набираться опыта, учиться на ошибках. В хороших школах практикуется наставничество или менторство – процесс взаимодействия более опытного преподавателя с молодым. Если учитель слабый, результат труда будет такой же.

– Без взаимодействия учителя и родителей успеха не будет, – это мнение директора городской школы-лицея №17 Зухры Алмаш.

– Если нет контроля дома, труд учителя не будет результативным, так как именно дома ученики должны закреплять пройденный материал. Хороший результат даст схема «Учитель – Ученик – Родитель». И кого-либо из этого треугольника убрать невозможно.

Детей в нашей школе с каждым годом все больше и больше. Если раньше мы проводили тестирование, то теперь зачисляем всех, кто проживает на нашей территории. Поэтому показатели несколько снизились, но, тем не менее, это высокий уровень по городу. Все наши учителя поочередно проходят курсы повышения квалификации.

– Я много лет работаю в системе образования и убежден, что все зависит от ученика при условии, если учитель сумеет его увлечь своим предметом, – это мнение директора городской общеобразовательной школы №14 имени А. Чехова Болатбая Нуркалиева. – К тестированию мы готовили своих детей на уроках, сами ребята посещали учебные центры. Все это повлияло на хороший результат. 

Заместитель руководителя областного управления образования Роза Кабдулова по сути своей работы ежегодно изучает итоги тестирования. По ее мнению, на печальные итоги ЕНТ влияет нехватка учителей и школ. То есть нужны условия. Будут условия – будет и результат.

– Директора школ должны целенаправленно работать с педагогическими кадрами и родителями. И, конечно же, должен быть контроль, – говорит Роза Меллятовна.   

В этом году нашу область посетил директор КГП «Национальный центр тестирования» Министерства образования и науки Республики Казахстан Рамазан Алимкулов. Как он пояснил, за 14 лет проведения ЕНТ население уже привыкло к этой системе сдачи экзаменов. А последние изменения в правилах, когда тесты можно пересдавать дважды, значительно ослабили психологическое давление на школьников. Шансы хорошо сдать тесты и получить высшее образование есть у каждого, кто думает о своем будущем, кто заинтересован получить хорошие знания.

Самим ребятам надо быть активней, – считает Рамазан Алимкулов. – Не бояться задавать вопросы, если не поняли тему. Возможно, от этого вопроса зависит решающий балл на ЕНТ. Старайтесь не пользоваться калькулятором вообще. Если постоянно вычислять самостоятельно, можно быстро научиться решать простым способом. И не переставайте заниматься, лучше готовиться понемногу, но каждый день. Упорный труд и терпение обязательно вознаградятся.

О Едином национальном тестировании мы не случайно написали в самом начале учебного года. Ведь он пролетит незаметно, и, оглянуться не успеем, настанет пора очередного тестирования для выпускников. Поэтому важно уже сейчас, определившись с выбором будущей профессии, целенаправленно готовиться к главному школьному экзамену.

 

Рекомендации по подготовке к ЕНТ

Учителя должны активно вводить тестовые технологии в систему обучения, это позволит оценивать уровень освоения материала и отработать навыки их выполнения.

Уже в 10 классе нужно ввести подготовку к ЕНТ в структуру урока. Выбрать один из сборников тестов и «порциями» давать по три задания для выполнения на этапе актуализации знаний. На одном уроке использовать три разнотипных задания.

Учителя должны знать типовые конструкции тестовых заданий, объяснить их детям, тогда ученик не будет тратить время на изучение инструкции.

Заслушивать на совете руководства отчет классных руководителей и учителей-предметников.

Марина КУАНЫШЕВА

Фото: alau.kz

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button