Как растят учёных

В Атырау на прошедшем семинаре «Ғылыми ізденіс: нәтижеге жету құпиясы» («Научный поиск: секрет достижения результата») педагоги и учащиеся разных школ области собрались, чтобы обсудить, как сделать исследовательскую работу в учебных заведениях по-настоящему живой, полезной и результативной.
На сцене в BINOM School имени аль-Фараби в формате TED, где важна не продолжительность выступления, а сила мысли, спикеры говорили о том, как вырастить в ученике исследователя. И почему роль учителя сегодня включает не только передачу знаний, но и развитие критического мышления, а также исследовательских навыков.
Например, учитель математики Атырауского лицея-интерната «Білім-Инновация» №1 Адилет Раисов представил тему «Мотивация к исследованию: как сформировать самостоятельного ученика». Географ лицея-интерната «Білім-Инновация» №3 Жанар Жакыпова говорила о том, как шаг за шагом развивать в школьнике любознательную, мыслящую личность, готовую не просто учиться, а осознанно искать, пробовать и анализировать. Филолог областной национальной гимназии-интерната для одарённых детей Нургуль Аккайнанова показала пошаговую схему работы над научным проектом – от выбора темы и формулировки цели до анализа результатов и защиты исследования на конкурсах.
На сцену выходили и ученики. Так студент Казахско-Британского технического университета Казбек Кыдырбай рассказал о своём пути – от школьного проекта до участия в различных республиканских инициативах. 11-классница национальной гимназии-интерната для одарённых детей Айсана Ахатова выступила с темой «Первые шаги от науки к миру…», представив свой личный опыт.
Во второй части семинара школьники рассказывали свои идеи в формате сторителлинга – это когда научную работу подают через личную историю, живой рассказ или проблему, которая подтолкнула к изучению.
Параллельно на практической площадке педагоги работали в группах – обсуждали конкурсные научные проекты, делились методикой, анализировали типичные ошибки и удачные приёмы.
Три с половиной часа насыщенной программы прошли без пауз. Участники, а их было около 200, ушли с конкретными инструментами, идеями и примерами для работы.
Георгий ШАПОШНИКОВ