
Или документальное исследование судьбы героя, о котором спорят до сих пор
Прошло уже 80 лет с окончания Великой Отечественной войны и 82 года со дня подвига Борана Нысанбаева, но споры вокруг имени героя до сих пор не утихают. Я много лет, изучая пожелтевшие от времени документы суровых военных лет, занимаюсь поиском и установлением искажённых имён и фамилий солдат, не вернувшихся с полей Второй мировой войны, определяю их первичные и нынешние места захоронений, собираю факты и накапливаю опыт. Понимая, что наш герой Боран является гордостью не только казахского народа, но и всего бывшего советского народа, я счёл своим долгом, опираясь на архивные документы как на доказательства, поставить точку в этом затянувшемся споре и потому решил написать свой документальный очерк под названием «Кто вы, Батыр Боран?» специально для русскоязычной аудитории. Ранее, в 2023 году, эта работа была опубликована на казахском языке под заголовком «Сіз кімсіз, Боран батыр?» в республиканской газете «Егемен Қазақстан», областной газете «Атырау» и районной газете «Дендер».
Призывная кампания велась с первых дней войны: за всё время из Казахстана было мобилизовано более 1 200 000 человек, и около 602 000 из них так и не вернулись на родную землю. Около 500 наших земляков, проявивших самоотверженный героизм на фронте, были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них — Боран Нысанбаев, родившийся в 1918 году в селе Канбакты Испульского района (на казахском — Есбол, ныне — Индерский район) бывшей Гурьевской (ныне Атырауской) области, призванный на фронт Испульским районным военкоматом в январе 1942 года.
Боран, пройдя военную подготовку вместе с бойцами, призванными из Актюбинской, Гурьевской и Западно-Казахстанской областей, пополнил ряды 771-го стрелкового полка 137-й стрелковой дивизии 48-й армии Брянского фронта и принял участие в тяжёлых боях в Тульской области и на Орловщине.
В ходе установления нынешнего места захоронения моего деда Науара Керуенбаева, о котором считалось, что он погиб в селе Прудки Орловской области, я выяснил, что Боран Нысанбаев, о котором говорили как о героически погибшем в этой же области и место захоронения которого до сих пор остаётся предметом споров, в том бою на самом деле выжил и погиб почти через десять месяцев после совершённого им подвига. А мой дед (в документах о боевых потерях указан как Курунбаев Наар) погиб 11 июня 1942 года в составе 887 – го стрелкового полка 211 – й стрелковой дивизии 48 – й армии Брянского фронта и был похоронен в селе Нижняя Залегощь, которое находится примерно в 90 километрах от деревни Лески, где Боран совершил свой подвиг.
Упоминание о гибели Б. Нысанбаева есть только в приведённом ниже наградном листе, в других же официальных документах сведений о его смерти не зафиксировано. В верхней части наградного листа, составленного уже после его «гибели», карандашом написано «в книге фам. Нсамбаев» (возможно, дописано после войны), далее в документе указано: НАГРАДНОЙ ЛИСТ. Исимбаев Буран. Красноармеец, миномётчик 1-й миномётной роты 771 стрелкового полка 137 сд. Представляется к званию Героя Советского Союза. 1918 г. р., казах, член ВЛКСМ. В гражданской войне не участвовал. В Отечественной войне с января 1942 г. Убит 6.2.1943 г. Призван Испульским райвоенкоматом, Гурьевской обл., Казахской ССР. Награждён орденом Отечественной войны I степени приказом войскам 48 Армии №26/Н от 26.04.1943 г.
Краткое, конкретное изложение личного подвига или заслуг:
6 февраля 1943 г. 1-й батальон 771 стрелкового полка 137 стрелковой дивизии наступал на деревню Лески Покровского района Орловской области. В 10 часов утра, после мощной 40-минутной артиллерийской подготовки батальон дважды атаковал деревню Лески, но, неся потери, успеха не добился и был вынужден отойти на исходные позиции. Продвижению батальона мешал сильный пулемётный огонь, который вели фашисты из каменного дома, превращённого в мощный укреплённый ДЗОТ в центре деревни.
Исимбаев Буран попросил у своего командира разрешения уничтожить дзот. Командир разрешил. Исимбаев дважды под сильным пулемётным огнём подползал к ДЗОТу и забрасывал его гранатами, но подавить пулемётный огонь врага не смог. В третий раз комсомолец Исимбаев решил пожертвовать собой, чтобы открыть путь для продвижения пехоты вперёд. Он обвязал себя гранатами, взял две противотанковые гранаты и под сильным огнём подполз к двери ДЗОТа и бросился внутрь. Мощный взрыв дзота стал сигналом к атаке. В результате батальон перешёл в наступление, занял д. Лески и успешно продолжил дальнейшее продвижение. Во взорванном ДЗОТе бойцы насчитали 28 трупов немецких солдат и офицеров. Там же было найдено тело комсомольца Исимбаева Бурана.
Исимбаев Буран горячо любил свою Родину и во имя её освобождения от немецко-фашистских захватчиков геройски отдал свою жизнь. Подвиг Исимбаева достоин присвоения ему посмертного звания Героя Советского Союза.
14 мая 1943 г. Командир 771 стрелкового полка подполковник Гордиенко
(подпись и печать) [Источник информации: Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. Фонд: 33. Опись: 793756. Дело: 34. Лист: 324].
Причина ошибки в написании фамилии «Исимбаев Буран» в наградном листе заключается в том, что в условиях военного времени сотрудники штабов записывали имена и фамилии мусульманских солдат так, как слышали их на слух. Это часто приводило к искажению настоящих казахских фамилий и имён при документировании. Некоторые ошибки также возникали при переписывании данных из одного документа в другой. Например, рядовой Сокыров Жагалбай, призванный из бывшего Жилокосинского (ныне Жылыойского) района бывшей Гурьевской (ныне Атырауской) области, в документах, опубликованных на сайте «Мемориал» Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, указан как «Сакура Дивагульба» [Источник информации: Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. Фонд: 58. Опись: 18002. Дело: 121. Страница: 6]. Здесь фамилия «Сакура» является искажением фамилии «Сокыров», а имя «Жагульбай» было ошибочно прочитано и записано как «Дивагульба» из-за неправильного прочтения буквы «Ж» как «Див» при переписывании. Кроме того, последняя буква «й» в имени была утеряна при переписывании и в итоговый документ не попала. Таким образом, в официальных документах «Сакура Дивагульба» — это на самом деле красноармеец Сокыров Жагалбай из Жылыойского района.
Боран Нысанбаев, сын земли Есболской, был представлен к высокому званию Героя Советского Союза. В официальном наградном листе значится, что он «погиб смертью храбрых 6 февраля 1943 года». Однако история, запечатлённая в архивных документах ЦАМО, открывает другую страницу: отважный советский боец не погиб мгновенно на поле боя — он был ранен. Это убедительно подтверждают строки архивного приказа. В приказе №36 от 23.02.1943 года командира полка подполковника Гордиенко указано: «Исенбаев Буран. Холост, отец Мастаков Кусанба (Мастеков Нысанбай — прим. Ж.Н.), место рождения — Гурьевская область, Испульский район, Тужосанский (Туминский — прим. Ж.Н.) сельский совет, ранен 06.02.1943 года в деревне Шалимово». Здесь под «Туминским сельским советом» подразумевается аул Тума, который находился в непосредственной близости от аула Канбакты.
Если Боран совершил свой подвиг 6 февраля 1943 года, то это должно было произойти в деревне Шалимово, а если в селе Лески — то тогда датой должно быть 8 февраля. Почему? Потому что в книге Набидена Абуталиева «Боран Нысанбаев» говорится о том, что Грушихин и Калмыков первыми выразили желание подорвать ДЗОТ, но были убиты, не дойдя до цели, затем сержанты Азен Сактаганов и Иван Сиднеев (Синдеев) пытались подавить огонь ДЗОТа, но также погибли. После этого Боран Нысанбаев во второй раз пошёл к ДЗОТу и взорвал его. При этом в документе о боевых потерях указано, что старший сержант Грушихин Александр Митрофанович [Источник информации: Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. Фонд: 7427. Опись: 97577с. Дело: 3. Страница: 10], старшина Калмыков Алексей Михайлович [Источник информации: Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. Фонд: 7427. Опись: 97577с. Дело: 3. Страница: 9], младший сержант Сактаганов Азен [Источник информации: Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. Фонд: 7427. Опись: 97577с. Дело: 3. Страница: 10], и сержант Синдеев Иван Романович [Источник информации: Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. Фонд: 7427. Опись: 97577с. Дело: 3. Страница: 10] погибли 8 февраля 1943 года в деревне Лески. (P.S. Однако красноармеец Сактаганов Азен, который, как указано выше, считался «погибшим», на самом деле, подобно Нысанбаеву Борану, получил ранение и после лечения в 1032 – м эвакуационном госпитале был направлен обратно на фронт через 161 – й армейский запасной стрелковый полк в состав 8 – й стрелковой дивизии. Согласно архивным данным, Сактаганов Азен был направлен 25 марта 1943 года. [Источник информации: Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. Фонд: 8449. Опись: 280710. Дело: 32] – прим. Ж.Н.). Это подтверждают и слова известного орловского краеведа, писателя, педагога и общественного деятеля Александра Михайловича Полынкина, который в своей статье «Пурга вокруг Бурана» написал: «Я не обнаружил ни одного бойца из этой дивизии (имеется в виду по документам, уточняющим боевые потери 137 – й стрелковой дивизии — прим. Ж.Н.), погибшего в бою за Лески 6 февраля 1943 года». Таким образом, с учётом приведённых архивных данных и последовательности событий, можно предположить, что подвиг Борана Нысанбаева был совершен именно 8 февраля 1943 года.
Выписавшись из эвакуационного госпиталя №1145 после излечения ранения, Боран был направлен 17 марта 1943 года в 771-й стрелковый полк. Это подтверждает следующий документ из картотеки ранений. «Нисанбаев Буран (в некоторых документах — Нисамбаев Бурак). 1918 г.р. Место рождения: Казахская ССР, Гурьевская обл. Красноармеец. Воинская часть: 771 сп. Военно-пересыльный пункт: 215 азсп. 61 А. Откуда прибыл: 204 фзсп. Судьба: выписан. Дата выбытия: 17.03.1943 г. Причина выбытия: выбыл в 771 сп.». [Источник информации: Филиал Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (Архив военно-медицинских документов).
Фонд ист. информации: Ленинградская картотека. Дублирующие карточки. Номер шкафа: Лепихов П – Лепнюк. Номер ящика: 256-1-07].
Несмотря на то, что в этом документе указано: «Нисанбаев Буран был направлен в 771 – й стрелковый полк 17.03.1943», фактически после выписки из госпиталя он был переведён в военно-транзитный пункт. Оттуда, 28 апреля 1943 года, он уже был направлен в состав 336-й стрелковой дивизии. Этот факт подтверждается другим архивным документом: «Нисанбаев Бурай. Красноармеец. Военно-пересыльный пункт: 215 азсп. 61 А. Выбытие из воинской части: 28.04.1943 г. Куда выбыл: 336 сд.» [Источник информации: Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. Фонд: 8511. Опись: 96367с. Дело: 34. Лист: 36]

Не зная о том, что 7 апреля 1943 года он был представлен к званию Героя, но награждён орденом Отечественной войны I степени, а затем 14 мая повторно представлен к званию Героя Советского Союза и только 23 сентября Указом Президиума Верховного Совета СССР, подписанному Михаилом Ивановичем Калининым, ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда» и ордена Ленина, Боран Нысанбаев продолжал свой боевой путь в составе 336-й стрелковой дивизии.

Согласно боевому донесению, рядовой Боран Нысанбаев, сражавшийся в составе 1130 – го стрелкового полка 336 – й стрелковой дивизии, пал смертью храбрых 14 декабря 1943 года на украинской земле, исполнив до конца свой солдатский долг перед Родиной. В военном донесении указано следующее: «Насанбаев Саран, 1918 г.р., красноармеец 1130 сп, 336 сд. Место рождения: Украинская ССР, Житомирская обл., Барашивский р-н. Место призыва: Испульский РВК, Горьковская обл. Сведения о родственниках: отец Мастиков Насанбай. Место жительства: Казах. ССР, Испульский р-н, Конбактинский с/совет. Убит 14.12.1943 г. Первичное место захоронения: Украинская ССР, Житомирская обл., Малинский р-н, Федоровский с/с, дом лесника, юго-западнее, 200 м.» [Источник информации: Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. Фонд: 1651. Опись: 2. Дело: 25. Лист: 16].

Если дать разъяснение относительно искажений, допущенных в военном донесении, можно с уверенностью сказать, что «Насанбаев» — это на самом деле Нысанбаев. Имя «Саран» — это искажённое имя Боран. Как уже упоминалось выше, при переписывании документов часто происходила ошибка замены буквы «Б» на «С», что нередко встречается в данных военного времени. Год рождения указан верно — 1918, однако место рождения ошибочно указано как «Украинская ССР, Житомирская обл., Барашивский р-н». Название районного военкомата, направившего на службу, записано как «Испульский РВК, Горьковская обл.», при этом «Горьковская» на самом деле — Гурьевская область. В документах некоторых других военнообязанных из бывшей Гурьевской области во время войны также встречаются подобные ошибки с написанием их места призыва или рождения, где указывались «Горьковская», «Курильская», «Горевская», «Куринская» и тому подобное.
«Испульский» — это Есболский район, «Конбактинский с/сов.» — Канбактинский сельский совет. Имя отца, Мастекова Нысанбая, в документах значится как «отец Мастиков Насанбай».
Место нынешнего захоронения нашего батыра из Индерского района: Украина, Житомирская область, Малинский район, центральная часть села Ворсовка, могила №824. На мемориальной табличке братской могилы высечено его имя.
Кроме того, в 1995 году в тринадцатом томе книги памяти Нижегородской области Российской Федерации упомянут Боран Нысанбаев. Его имя внесено в эту книгу, так как нынешняя Нижегородская область — это бывшая Горьковская область.


Что касается вопроса «Кто вы, Батыр Боран?», можно ответить так: сегодня, опираясь на документы, секрет которых начал раскрываться лишь спустя почти семьдесят лет после окончания Великой Отечественной войны, есть все основания утверждать, что Боран — сын Мастекова Нысанбая, в 25 лет показавший мужество и отвагу, чей подвиг стал безусловным примером для последующих героев, — остался жив на Орловщине, продолжил свой боевой путь и погиб, спустя более девяти месяцев, чем это принято считать — 14 декабря 1943 года на территории в селе Ворсовка, Житомирской области Украины, где ныне покоится его прах.
Жанибек НАУАРОВ
Мангистауская область, г. Актау
P.S.
Да, много ошибок и описок допустили штабные писари военных лет. Конечно, их можно понять – наверняка не было времени и условий уточнять какие-то моменты, посылать запросы по каждому поводу, но сегодня потомки героев – победителей зачастую не могут найти правду о своих дедах и прадедах. Так получилось и с героем этой публикации.
Наша газета в последние два года несколько раз писала о Герое Советского Союза Боране Нысанбаеве. В том числе поднимался вопрос, что мол высокая награда была вручена не тому Борану. Окончательный ответ на этот вопрос еще не дан. И вот еще одна версия.
Редакция «ПК» надеется, что когда-нибудь, желательно в ближайшем будущем исследователи разберутся в этом запутанном вопросе и расставят все точки над «i».

Жанибек Науаров с портретом Борана Нысанбаева (оригинал, художник Юрген Никкель) и указом о присвоении звания Героя Советского Союза

Жанибек Науаров у бюста Борана Нысанбаева, установленного во дворе школы в селе Дросково Орловской области

Жанибек Науаров с Ондасыном Нысанбаевым, братом Борана Нысанбаева

Жанибек Науаров с Александром Михайловичем Полынкиным