Накануне Дня Астаны «ПК» удалось поговорить с представителем знаменитой КВН-команды, которая носила имя столицы, а также сборной, отстаивающей честь нашей страны в Высшей лиге КВН. Это творческий директор команды КВН «Астана.KZ» с 2005 по 2012 гг., руководитель команды КВН «Спарта» с 2010 по 2016 гг. Максим РАЗУМКОВ.
– Максим, наверное, очень трудно юморить об Астане?
– На съемках Высшей лиги КВН мы не ставили такую задачу – шутить только о нашем городе. Или высмеивать какие-то моменты в Астане. В первую очередь, пользуясь случаем, что мы на Первом канале, надо было рассказать о городе (а «Астана.KZ», напомним, родилась в 2005 году. Авт.), причем, очень позитивно.
Иногда получалось даже в коротких видео показать столицу нашей Родины, поведать как можно больше о ней, ну и были какие-то легкие шутки, которые не об Астане, но около нашего города, всё же наша команда представляла столицу. Но трудностей нам это не приносило, мы оценивали трезво, что мы говорим о НАШЕМ городе, помня о культуре, политкорректности.
– В прошлом году КВНу исполнилось 55 лет, и в одном интервью КВНщик со стажем выразил мнение, что кавээн нынче — менее политизированный, но более развлекательный, больше похож на шоу. Вы с ним согласны и какой КВН лучше?
– КВН – зеркало нашей жизни, он такой, какой он есть, он показывает, что происходит вокруг нас. Так было раньше, так и сейчас.
Если раньше не было технологий, современных вещей в нашей жизни, мы об этом и не знали, не шутили. Сегодня это есть и мы об этом шутим или с помощью этого шутим.
Многие думают, что современный КВН – это шоу. Но он и раньше был шоу, только тогда шоу были такие! Если сравнивать с эстрадой, то сегодняшние шоу эстрадных артистов отличаются от шоу 2000-х, тем более 1990-х.
КВН не просто поменялся, он подстраивается под нашу жизнь. Многие говорят – КВН молодеет, так это здорово: появляется еще больше молодых команд, которые также ежегодно приезжают в Сочи (почти 500 команд!), и это говорит о том, что КВН продолжает жить.
Какая шутка «выстрелит»?
– А правда, что те шутки, которые в России «выстреливают», в Казахстане болезненно воспринимаются? Почему?
– В Высшей Лиге КВН сценарий, шутки, репризы, которые в итоге доходят до телевизионной версии, необходимо выстраивать таким образом, чтобы это был веселый по качеству и понятный материал, как для казахстанского, так и для российского зрителя. В этом сложность.
Да, мы, играющие у Маслякова, даем в КВНе реакцию на какие-то актуальные события, в т.ч. мировые, российские. И не факт, что все эти моменты интересны нашему зрителю. Поэтому, говоря о «выстреливании» каких-то шуток, да, где-то бывало так, что российскому зрителю было что-то более понятнее и смешнее, чем нашему телезрителю, или тем же зрителям СНГ, кто смотрит Первый канал. Вот в этом наблюдалась самая большая проблема. И часто у нас были смешные шутки, репризы, миниатюры, которые мы могли бы показать, и они были бы смешными для нашего казахстанского зрителя, но их убирали с той формулировкой, что они не понятны российскому зрителю. И все же мы старались находить золотую середину, чтобы всем всё было и понятно, и смешно.
– Скучаете по «Астана. KZ»?
– Скорее, скучаю по тем годам, когда наша команда была, как говорится, в хорошей спортивной форме. По участникам команды я не скучаю, т.к. со многими мы до сих пор пересекаемся. А вот именно по поводу времяпровождения в те годы – с 2005 по 2012 годы, когда у команды периодически были хорошие результаты, успешные игры, выступления – вот по тем годам есть ностальгия. И самое главное – есть что вспомнить!
На поезде до Астаны за 4 часа?
– Возвращаясь к главной теме – Дню столицы, может, подарите нашим читателям любимый анекдот или забавное выражение об Астане?
– Анекдотов про Астану у нас в архиве нет. Но шутки есть, расскажу вам о «реактивном» развитии столицы.
Итак, двое разговаривают. И один говорит, что, мол, слышал, что скоро появится поезд, который будет следовать из Алматы в Астану всего 4 часа. Второй спрашивает – неужели это какой-то суперскоростной поезд? А тот отвечает: да нет, просто Астана быстро строится, расширяется, потому и ехать меньше.
Надежда ШИЛЬМАН