АЙДОС БЕКТЕМИРОВ: «Я НЕНАВИЖУ, КОГДА ЗРИТЕЛИ ЗАСЫПАЮТ В ЗАЛЕ»

Я ненавижу когда зрители засыпают в зале 1 копия Культура

Как известно, свой профессиональный праздник работники культуры Казахстана официально начали отмечать с 2012 года. И накануне этой даты «ПК» встретилась с деятелями отечественного кинематографа, которые сейчас гостят в Атырау.

Сегодня в Казахском государственном академическом театре драмы имени М. Ауэзова работают не только профессиональные артисты и педагоги, но и молодые актеры. Ведь одна из важнейших задач театра — объединение интересов, идей и желаний разных поколений. Все-таки будущее театра — сегодняшняя молодежь. «Мне очень повезло, что я угодил прямиком в крепость актерского мастерства, в гости к старшему поколению», — заявил в небольшом интервью после одного из спектаклей актер театра и кино Алмас Шаяхметов, который приехал в Атырау в составе гастролирующей труппы.

Игра молодых талантливых актеров всегда отличается редкостным темпераментом и обаянием молодости. Вливаясь в современный театральный процесс, они дарят и без того живому действу энергию юности. По словам Алмаса, он работает в театре с 2006 года. Однажды, как вспоминает он, вместе с другом и однокурсником Еркебуланом Дайыровым, сегодня уже не менее известным актером, сразу сыграли в спектакле Дулата Исабекова «Актриса». Сложная, характерная, но успешно сыгранная роль дала им путевку в актерскую жизнь.

Сегодня Алмасу Шаяхметову 26 лет. В этом году он получил премию «Лучший молодой актер». В скором будущем планирует претендовать на премию «Серпер», который имеет давнюю историю. В советское время молодых одаренных писателей, артистов и журналистов награждали премией комсомола Казахстана. С обретением независимости нашего государства ее переименовали в премию Союза молодежи Казахстана. А с этого года она называется «Серпер» и по-прежнему призвана выявлять и поддерживать молодые таланты.

Как отмечает актер, благодаря театру он научился оценивать и ценить. Он безгранично признателен своим наставникам, актерам старшего поколения — Асанали Ашимову, Тунгышбаю Аль-Тарази, Айдосу Бектемирову, среднего поколения — Азату Сейтметову, Бекжану Турысу. Они — замечательные артисты, профессионалы высшего уровня, неординарные, уникальные личности. По словам нашего собеседника, именно у них он научился держать себя на сцене, четко и выразительно произносить свою речь. Молодой актер считает себя счастливым, потому что ему удалось сыграть на одной сценической площадке с такими легендарными актерами.

Из привезенных в нашу область постановок Алмас Шаяхметов участвует почти во всех спектаклях. К примеру, в драме «Бейбарыс С?лтан» он сыграл роль лидера мамлюков султана Кутуза. «Творить в театре, конечно, сложнее, так как в кино ты смотришь только на камеру, а в театре за тобой наблюдает очень много зрителей, где не допустима ни малейшая ошибка. К тому же в кино всегда можно сделать дубль, переснять. А на сцене все натурально, естественно», — говорит Алмас.

Если коснуться личной жизни Алмаса Шаяхметова, то после окончания школы, в 2004 году, он сразу поступил в Национальную академию искусств имени Темирбека Жургенова, где получил специальность актера и певца. А пением молодой человек занимается с раннего детства. Как признается Алмас, наверное, этот дар ему достался от родственников со стороны матери.

— Однажды, когда я учился в 9 классе, на одном из семейных мероприятий я исполнил песню. Услышав ее, приглашенный в гости Есим Сегизбаев пригласил меня учиться в академию Жургенова. После этого приглашения я был будто окрылен. Не мог ни о чем думать, только как о том, чтобы успешно сдать экзамены. Я даже не смог присутствовать на своем школьном выпуском бале. Бросить начатое дело — такого никогда не было в моих мыслях, — уверенно заявляет актер.

Сегодня Алмас счастливый отец двух прекрасных дочерей. Но, как отмечает актер, ему не хотелось бы, чтобы его дети пошли по стопам отца. Это нежелание он объясняет тем, что для женщины с профессией актрисы связано множество трудностей, постоянные гастроли, многочасовые репетиции и так далее. Словом, не должно так случиться, чтобы семья отошла на второй план. Женщина в первую очередь должна быть матерью, хозяйкой, хранительницей домашнего очага.

Кстати, молодой артист в Атырау приехал впервые.

— Мне очень понравились атырауские зрители. Заметно, что в вашем городе ценят искусство, понимают его. Каждый день в зале не остается свободного места. На днях мы ездили в Махамбетский район. Народ там очень гостеприимный. Для махамбетцев мы показали спектакль «?ыз м??ы», — рассказывает Алмас.

Шаяхметов положительно отозвался об атырауских зрителях, но не атырауских молодых артистах местного театра. По его словам, было бы здорово побеседовать с ними, обменяться опытом, познакомиться. Но, к сожалению, «ауэзовец» отметил пассивность местных актеров.

— С такими же гастролями мы побывали и в других городах Казахстана, там молодые артисты подходят к нам, задают вопросы, идет обмен мнениями. Возможно, я не прав, но думаю, что это бы сплотило два театра. Сегодня молодых артистов театра и кино всего лишь сорок процентов населения узнают на улице. Я думаю, актер должен быть знаменитым. И мы над этим должны работать, — говорит Алмас.

Карьера в кино для Шаяхметова началась совсем недавно, года три назад. Он снялся в таких фильмах, как «Парыз», в приключенческом экшне «Жауж?рек мы? бала», снятом киностудией «Казахфильм» имени Ш. Айманова, также в многочисленных музыкальных клипах — с квартетом «Жiгiттер», группой «Арай». Как рассказывает актер, при съемках фильма «Жауж?рек…» в течение полугода шли подготовительные работы. Два месяца ушло на обучение актеров верховой езде, стрельбе из лука и дракам на скаку. В кадре все получилось убедительно. В знаменитом фильме Алмас сыграл роль одного из джунгаров.

— Я часто играл положительные роли, но мне всегда хотелось играть отрицательные, — рассказывает Алмас. — Актер должен быть разносторонним. Маленьких ролей не бывает, бывает маленький актер. Ведь сцена воспитывает всех — и нас, артистов, и зрителей. Бывает, что персонаж злобный и жутко отрицательный — но сама роль очень интересна!

Исторический проект «Жауж?рек мы? бала», конечно же, не обошелся без участия профессиональных актеров казахского театра и кино. Среди них известные мастера кино-искусства Тилектес Мейрамов, Тунгышбай Жаманкулов, Досхан Жолжаксынов, Болат Абдильманов, Айдос Бектемиров, Турахан Сыдыкова, Берик Айтжанов и другие.

Заслуженный артист республики, актер театра и кино Айдос Бектемиров, которого многие знают по роли отца главных персонажей знаменитого многосерийного фильма «А?айынды» («Братья»), тоже приехал в составе труппы ауэзовского театра. И мы не упустили случая поговорить с ним.

По словам Айдоса Бектемирова, съемочная группа «Жауж?рек…» на 99 процентов состояла из казахстанских специалистов. Музыку к кинокартине написал наш земляк, обладатель Гран-при Мальтийского международного музыкального фестиваля Ренат Гайсин. В фильме звучат казахские кюи, терме, народные песни «Бір бала», «?осни ?орлан», «Япурай». Немаловажен и тот факт, о котором поведал актер, что на 65-ом Каннском кинофестивале состоялся показ «Жауж?рек мы? бала», где фильм сразу же был приобретен международным дистрибьютором для мирового проката. Как сказал актер, по мнению зарубежных кинокритиков, картина Акана Сатаева не уступает голливудским блокбастерам. Ее назвали романтическим киноэпосом.

Что касается гастролей в Атырау, то, по мнению Айдоса Бектемирова, жаль, что среди атырауских зрителей нет иностранцев.

— Как я заметил, за эти дни, что мы здесь ставим спектакли, не было ни одного иностранца, ведь, как известно, в Атырауской области их проживает очень много. Хотелось бы, чтобы и они оценили наше творчество, через сцену узнали о жизни, культуре и истории казахского народа. Можно было все организовать вплоть до перевода, — сетует артист.

Айдос Бектемиров родился 26 мая 1950 года в колхозе Каргалы Шетского района Карагандинской области. Окончил факультет драмы и кино Московского театрального училища имени М.С. Щепкина, актер драмы и кино. Позже, в 1978 году, поступил на факультет режиссуры драмы и кино Алматинского государственного института театра и кино. Получает специальность — «режиссер драмы и кино». В Казахском государственном академическом театре драмы имени М. Ауэзова работает с 2003 года.

— После выхода на экран фильма «А?айынды» появилось очень много откликов и комментариев от киноманов, где писали: «вы похожи именно на «моего» отца», — рассказывает Айдос Бектемиров с улыбкой. — По всей видимости, все казахские отцы одинаковы. Эта роль стала одной из самых моих любимых.

Актер признался, что в 2014 году планируется начать съемки продолжения этого фильма. Сериал будет состоять из 120 серий. «Братья» покорили многих казахстанцев, если судить по тому, с какой периодичностью этот фильм повторяют на национальных телеканалах. Мини-сериал полюбился зрителям благодаря хорошему актерскому составу, музыкальному сопровождению, а главное — сюжету. Акан Сатаев через образы братьев попытался показать весь путь развития нашего общества, начиная со дня обретения Казахстаном независимости. Но самое главное достоинство сериала в том, что режиссер нашел оптимальный выход для своего зрителя — герои говорили на казахском и русском языках, как мы и делаем в обычной жизни. И благодаря этой нехитрой уловке создается иллюзия того, что действия разворачиваются не на экране телевизора, а рядом с нами, в реальности.

По сути, именно этот фильм послужил большим толчком к съемкам новых отечественных сериалов, но самое главное — «Братья» задали новую, более высокую планку многосерийным проектам.

По признанию самого Айдоса Бектемирова, тяга к театру была у него с детства. Ведь, как он отмечает, актер — уникальная профессия. Он может передавать свои чувства и эмоции другим людям, может уводить зрителей в свой мир, заставлять чувствовать и видеть, как он. Хороший актер — это маг, волшебник.

— Зрителей интересуют только две вещи: они хотят в театре посмеяться или поплакать, сопереживать. Я ненавижу, когда зрители засыпают в зале. Поэтому нужно играть так, чтобы им было интересно то, что происходит на сцене, слушать голоса актеров и упиваться их игрой. Чтобы зрители плакали, актеры сами должны играть так, как будто сейчас умрут. Сцена лечит. Здесь артисты забывают о любой боли. Потому что если ты отдаешь сцене всего себя, то и она тебе отдаст многое. Зритель будет благодарен за то, что он узнал себя, посмеялся или поплакал настоящими слезами над нашими пороками или смешными сторонами человеческого характера, — считает он.

 

Динара КАНБЕТОВА,

фото Ануара

АБИЛГАЗИЕВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна