Игра с наследием
Во всех уголках Казахстана идет возрождение национальных игр. Их включают в учебные программы, школьники могут ознакомиться с теми видами развлечений, которые из века в век были присущи нашим предкам. Но вряд ли педагогу удастся заинтересовать детей, если он сам не увлечен национальной игрой. У физкультурника атырауской школы Маржан Абдрахмановой это получилось.
Каждый понедельник для учеников 7 «Б» класса школы №5 имени Г. Мусрепова начинается с игры в тогызкумалак.
Маржан Абдрахманова заинтересовалась тогызкумалаком еще в детстве, и теперь, когда в школьную программу ввели национальные виды спорта, старается делиться этим увлечением со своими учениками.
– Раньше эта игра воспринималась как досуг на уровне дворовых развлечений, привлекая в основном детей, которые играли в неё для удовольствия и времяпрепровождения, – говорит Маржан Абдрахманова. – Сейчас же интерес к тогызкумалаку значительно возрос, и игра приобретает новые масштабы. В школах устраиваются турниры, что более развивает эту традиционную казахскую игру на профессиональном уровне
Игровые моменты
По словам нашего собеседника, в тогызкумалаке используется специальная доска с двумя рядами маленьких лунок (отау) по девять в каждом ряду и двумя большими лунками, которые называются казанами.
– Нижний ряд лунок считается стороной игрока, противоположный ряд – стороной противника, – объясняет правила игры Маржан Абдрахманова. – Казан игрока находится ближе к стороне противника, а казан противника – ближе к стороне игрока. Целью здесь является собрать большее количество камней (кумалак) в своем казане, чем противник. Если в конце в казанах каждого из игроков находится одинаковое количество камней, то фиксируется ничья.
В тогызкумалаке, как и в любой другой игре, есть определённые правила и стратегии.
– Если в результате вашего хода в лунке оказывается три камня, она превращается в туздык. После этого каждый камень, попавший в эту лунку, переходит в казан игрока, к которому она принадлежит. Но в девятой лунке и лунке под той цифрой, где у соперника уже есть туздык, такой ход выполнить запрещено. Или ситуация атсыз калу: у игрока после хода пустеют все лунки, он не может ходить, пока будет оставаться «пешим». Стратегия – тоже немаловажная часть. Надо уметь держать контроль над центром доски, это увеличивает возможности для создания туздыков и уменьшает шансы соперника на успешные ходы. В оборонительной тактике игрок может сосредоточиться на защите своих лунок от превращения в туздык соперником, особенно важно это для лунок, где уже имеются камни, – делится учитель игровыми моментами.
Увлечение и обучение
Несмотря на такие нюансы, Маржан Абдрахмановой удалось вызвать интерес к игре у немалого количества учеников. Ведь национальная настольная игра не только увлекательна, но и обучает. При содействии учителя в стенах школы не раз проводились соревнования по тогызкумалаку среди младшеклассников.
Что интересно, игра привлекает детей разных национальностей. Амир Айсанов, Кирилл Ибадуллаев и Кирилл Кордик находят, что, играя в тогызкумалак, они укрепляют свою дружбу. А еще, даже не замечая, частенько общаются на государственном, что немаловажно для усвоения пройденного материала на уроке казахского языка.
– Тогызкумалак развивает у детей стратегическое мышление, улучшает математические навыки и учит концентрации. Ребята учатся принимать решения, анализируя ситуацию и планируя свои действия, что полезно в учёбе и повседневной жизни. Также игра способствует развитию социальных навыков, так как учит детей общаться, сотрудничать и управлять эмоциями при выигрыше или проигрыше, – говорит педагог с 37-летним стажем. – А самое главное – мы возрождаем наши национальные виды спорта.
Кирилл Кордик:
– Почему ты стал увлекаться игрой?
– Меня заинтересовал тогызкумалак, когда к нам в школу пришла учительница физкультуры Маржан Онайбаевна. Мне нравится, что игра длительная – можно хорошо подумать и отдохнуть.
– Можешь рассказать о своих стратегиях?
– Я не придерживаюсь одной тактики, люблю импровизировать. Каждый ход у меня новый, всегда пробую что-то разное. Могу посоветовать пытаться заработать туздык – это очень помогает в игре. А если складывать камулаки в одну кучу, то можешь ходить дольше.
– Как игра помогает в повседневной жизни?
– Тогызкумалак меня успокаивает. Люблю эту игру за то, что она помогает мне расслабиться.
Кирилл Ибадуллаев:
– Хочешь профессионально заниматься?
– Если будет шанс заниматься этим серьёзно, то почему бы и нет? Я бы с радостью попробовал свои силы на профессиональном уровне, так как она мне очень нравится.
– Есть ли у тебя определённые тактики?
– Я просто получаю удовольствие. Не задумываюсь о каких-то сложных тактиках, играю как получается.
– Какие интересные моменты были во время игры?
– Пока я играл, ничего особенного не произошло. Но каждый раз интересно, что будет дальше!
А Амир Айсанов просто выделил, что игра помогает развить математические способности.