Восстановить из пепла истории

587457 История

История Золотой Орды до сих пор нуждается в глубоком изучении. По разным причинам этот многовековой период нашей родословной остался незамеченным. Только после обретениясуверенитета нашей страной данный пробел удалось восполнить.

Касым-Жомарт ТОКАЕВ,

Президент Республики Казахстан

Почему жители Атырау у себя под носом не видят исторически привлекательных объектов? Какие научные исследования сегодня проводятся нашими учеными в части сохранения исторического наследия и почему комплекс «Сарайшык» все еще нуждается в доработке? Об этом, а также о развитии научных исследований в истории и многом другом – в эксклюзивном интервью с нашими земляками – кандидатами исторических наук Ернаром УЖКЕНОВЫМ (институт востоковедения имени Р. Сулейменова) и Галией ШОТАНОВОЙ (институт истории и этнологии имени Ш. Уалиханова).

— Ернар Муратович, Галия Айтжановна, с какой целью вы к нам при­ехали? Случайно, не исследуете ли регион на предмет интересных исторических объектов накануне заседания Национального Курултая в Атырау?

Галия Шотанова:

Мы приехали продолжить научное исследование одного средневекового памятника золотоордынской культуры. В народной среде оно больше известно как Тендыкское, а в научной – Золотоордынское городище Актобе. Дело в том, что мы реализуем на базе Института истории и этнологии научно-исследовательский проект по изучению этого памятника. Он финансируется Министерством науки и высшего образования РК.

В Атырау мы уже провели несколько важных, с научной точки зрения, консультаций, в том числе и с широко известным в Атырау краеведом Андреем Кораблевым, продолжившим традиции нашего почетного гражданина Вячеслава Афанасьева. Напомню, именно Афанасьев начал исследование этого городища и, по сути, был его первым куратором.

857578

Между городом и Степью

— Ваше, так сказать, детище — проект по восстановлению Актобе-Лаэти сегодня в заброшенном состоянии. Ведь несколько лет назад за ним вроде начали ухаживать. Но потом будто что-то пошло не так, и вновь неприглядный вид. Можете популярно объяснить (если власти не понимают), что в этом городище такого ценного?

Г.Ш.:

Актобе-Лаэти долгое время оставалось под водой, что как бы законсервировало материальную культуру того периода, и позволяет нам заглянуть в прошлое, реконструируя как повседневный быт наших далеких предков, так и помогая понять: как именно функционировало это городище в экономическом и других направлениях.

Это редкое поселение. Дело в том, что ранее считалось: кочевники не имели никаких связей с оседлой культурой, кроме военных набегов и торговли. Однако именно городище Актобе позволяет по-новому взглянуть на систему взаимоотношений между городом и Степью. Кроме замечательной сохранности самого городища, Актобе ценен и тем, что является примером постепенного затухания городской жизни в Атырауской области из-за природных условий, что характерно и для нашей современности. Вам известно, как обстоит ситуация с наличием воды у нас в городе и области? Так что, изучив прошлое нашего края, можно предположить и будущее современного природного и антропологического катаклизма и его влияние на жизнь нашего города и региона.

Курдас Нотр-Дама. Но как выглядит…

Ернар Ужкенов:

— Сам памятник, как вы правильно отметили, находится в удручающем состоянии. По-нашему мнению, чиновники только сравнительно недавно узнали о его существовании, что, конечно, выглядит странно. Поймите ситуацию – в регионе с очень немногими сохранившимися памятниками материальной культуры этого сложного и сурового региона власти просто не обращали внимания на памятник, находящийся в самой городской черте.

Однако хотелось бы напомнить, что реконструированному Кельнскому собору всего-то лет 200-300, а Собор Парижской Богоматери был закончен только в XIV веке. И у нас под боком есть памятник, который является его ровесником! (само строительство Собора было начато в XII веке, но окончательный современный свой вид он принял только в XIV).

И вот сейчас Актобе-Лаэти активно разрушается, на его территории пасется скот, проходит какая-то грунтовая дорога, все усыпано мусором. В свое время мы с Андреем Александровичем убедили тогдашнего акима города Кайрата Уразбаева помочь с очисткой территории. Тогда Кайрат Кулымович организовал вывоз мусора — всего около пяти КамАЗов! Но уже сегодня территория городища вернулась в свое прежнее состояние. Вы знаете, мы предполагаем, что в Атырау во власти были преимущественно неместные кадры, которые зачастую не знали историю города и даже не стараются ее учить. Отсюда и ожидание указаний из столицы. Думаю, судьба памятника Актобе-Лаэти была бы менее позитивной, если б не будущий Национальный Курултай, поэтому следует надеяться, что городище полноценно восстановят из пепла истории.

— Каким вы видите Актобе-Лаэти для атыраучан? Туристов?

Е.У.:

Вы задали очень интересный вопрос. Многие наши с Галией Айтжановной идеи, высказанные в интервью или беседах, мы позже с удивлением обнаруживаем во многих других местах, правда, без ссылок на нас. Но не можем промолчать, поскольку речь идет о дальнейшей стратегии развития нашего города. Во-первых, Актобе-Лаэти должен быть популяризирован в сфере информационных технологий. Можно его перенести в компьютерную среду, то есть визуализировать в таких сферах, как компьютерные игры (скажем, в исторических стратегиях), документальном кино (замечательным примером является National Geographic Channel, который довольно часто снимает исторические фильмы), ну и, конечно, в сфере кино или литературы (вспомните хотя бы тот же роман «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго).

Для жителей Атырау городище Актобе может стать, к примеру, ремесленным центром. Представьте: само городище будет окружено каким-нибудь куполом, подходящим для нашего климата, где в центре будут раскопаны остатки города, а рядом — все визуализировано: как именно выглядели помещения и жилые дома наших далеких предков из качественных материалов. Сами ремесла могут также располагаться в этом же помещении, например, ковроткачество или кузнечное дело, сборка или изготовление юрты (кстати, весьма дорогой сейчас сегмент традиционной культуры!). Обучаться там может часть молодежи из числа школьников или студентов в качестве вспомогательной дисциплины. Кстати, будучи в командировке в Республике Южная Корея, с удивлением обнаружил: школьников со всей страны или только из Сеула возят автобусами в музеи за счет государства. Это пример того, как именно должен зарождаться патриотизм.

Ну и для туристов само открытие городища в качестве одного из мест внутреннего туризма позволит сломать стереотипные установки, что Атырау, по сути, больше становится похож на рабочий поселок для вахтовиков. Учитывая, сколько иностранных специалистов приезжает или живет в городе, просто представьте себе их досуг. Ведь Сарайшык довольно далеко от города, и нужно договориться с руководством иностранных нефтяных компаний на организацию туров по истории Золотой Орды.

757555

Современности не хватает

— Как вы находите Сарайшык сегодня? Визит-центр?

Г.Ш.:

Сарайшык сегодня развивается, мы это видим по новым открытиям и держим руку на пульсе! Научный центр при Сарайшыке, по нашему мнению, достаточно результативен: можно использовать часть опыта его изучения для будущего научно-исследовательского центра при городище Актобе.

По поводу туристического комплекса. Мы его посетили, и есть ощущение важности обновления самого концепта. Но необходимо добавить креативности. Понятно, что сам эскиз проекта был сделан в недрах Минкультуры, что в принципе отражает политику нашего государства в области истории. В дальнейшем можно наполнить визит-центр каким-нибудь гончарным кругом, при помощи которого могла бы воспроизводиться керамическая продукция.

Достаточно информативный музей. Для привлечения широкого круга заинтересованных туристов можно его дополнить голограммами или другими визуальными ассоциациями с историей жизни наших предков. Кроме того, если экспонаты нельзя трогать руками, то достаточно трудно восстановить саму историко-культурную связь между нашим и прошлыми поколениями. Причем, речь не идет о редких экспонатах (такая же ситуация встречается и в музеях других стран), но все-таки прежний формат галереи должен быть пересмотрен. А в век мобильных телефонов с более мощными камерами запрет на снимки следует отменить. В целом, Сарайшык не исчерпал своего потенциала.

— Слышала, у вас проект по популяризации Алтын Орды?

Е.У.:

Наш проект посвящен исследованию письменных и других источников, а также истории золотоордынского городища Актобе. Сам проект носит характер формирования базы данных по изучению городища. В плане дальше продолжать исследования. По теме проекта мы с Галией Айтжановной выпустили более 20 статей, как в научных журналах, так и на страницах сборников материалов конференций.

Вы знаете, в процессе исследований мы пришли к самым неожиданным выводам, возникли новые вопросы. Например, зачем вообще нужны были столь небольшие поселения? Что ели жители тех городов? Каковы их численность и социальное лицо городища? По сути, сам проект стал уникальным примером комплексного исследования.

— Как вы думаете, достаточно ли государство выделяет средств на науку, в том числе на исследования по истории?

Е.У.:

Если коротко — нет. Но это, наверное, позиция всех сфер, финансируемых из бюджета. Вот если спросить врачей или пожарных, учителей или полицейских о том же, то все ответят, как и мы. Другое дело, что государство так и не смогло сформировать свое видение истории и ее роли в национальной политике. Думаю, что именно жизнь без четкого плана на будущее – это одна из причин сегодняшнего перманентного кризиса. Без четкого исторического концепта вся гуманитарная часть развития государства находится под угрозой.

Надежда ШИЛЬМАН

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна