Тайны и величие Туркестана

tajny i velichie turkestana3 История

Мавзолей Арыстан-баба и Ходжа Ахмеда Яссауи, останки древнего Отырара и сакральные места Туркестана – это всё то, что увидели и посетили представители этнокультурных объединений Ассамблеи народа Казахстана Атырауской области в туре, организованном КГУ «Қоғамдық келісім» управления внутренней политики. О Туркестане атыраусцы наверняка знают не понаслышке, и, тем не менее, хотелось бы поделиться своими впечатлениями о поездке, об услышанном и увиденном, о том, что оставило неизгладимые впечатления.

  Неожиданное превращение

Туркестан расположен на юго-западе Казахстана и является одним из древнейших городов Казахстана, о нем мы слышали от учителей и читали в учебниках и книгах по истории еще в школьные годы. И согласно историческим данным, основан он более чем 1500 лет назад. Город прежде назывался Яссы, а потом уже Туркестаном. На протяжении многих веков он являлся политическим и духовным центром тюркоязычных народов, был столицей Казахского ханства. Здесь сохранились строения времен Тамерлана – полководца и основателя империи Тимуридов. А исторические объекты вошли в список культурного наследия ЮНЕСКО. Да, Туркестан — это особое место, сыгравшее значительную, судьбоносную роль в жизни и истории казахского народа. Но в советские времена, да и с обретением суверенитета страны он являлся обычным и небольшим городком областного значения. Сами туркестанцы и в мыслях не допускали, что за какой-то кратчайший промежуток времени их милый и тихий городок превратится в шумную туристскую Мекку. Хотя неофициально для тюркоязычных мусульман город и так был центром паломничества по святым местам. Но наступил 2018 год, и все круто в судьбе небольшого городка изменилось. Он неожиданно для себя обрел статус областного центра – Туркестанской области, когда первый президент Казахстана Н. Назарбаев подписал исторический указ об образовании Туркестанской области. Из сообщений в СМИ казахстанцы узнавали, что, начиная с 2019 года, центр Туркестанской области стал быстро преображаться. Резко сменился вектор его развития, город охватил строительный бум, новые социальные и жилые объекты здесь стали появляться как грибы после дождя, началось строительство различных туристических комплексов и мечетей.

Программа же нашей поездки была насыщенной и плотной, за два дня нужно было охватить наиболее значимые достопримечательности города и сакральные места, то есть там, где захоронены святые – аулие. Еще в поезде началось знакомство с представителями этнокультурных объединений АНК области, для которых поездка в подобном формате была организована впервые. Среди них выделялись бойкие и веселые ребята из атырауского филиала Республиканского общественного объединения «Ассамблея жастары», молодежного крыла АНК, дружно певшие всю дорогу разные песни под гитару. Это: Олжас, Касым, Айлана, Айгерим, Нурхан, Гульбауша, Иван, Нурай, Рамзан, Таир и Мухаммад. Каждый из них ехал со своими мыслями и надеждами увидеть и познакомиться с древним городом, его историей и культурой. В принципе, и смысл всего этого тура как раз-таки заключался в этом.

Кроме них, с нами в поездке были представители городского совета ветеранов, районных советов матерей, в частности, Махамбетского и Индерского районов. Последние, как следует из их слов, бывают постоянно задействованы почти во всех мероприятиях воспитательного и патриотического характера. Оно и правильно, ибо это связь поколений, привитие и воспитание молодого поколения в духе уважения к духовным истокам, самобытной культуре, народным традициям и обычаям, являющимся важной составляющей в деле воспитания патриотизма, уважения и почитания к памяти предков, любви к Отечеству, как бы это не звучало высокопарно в современных реалиях. Это тем более актуально в условиях глобализации, века информационных технологий, где мало остается места идентичности народа, национальной культуре и местным традициям. А ведь народ или нация — это не просто сборище массы индивидуумов, живущих на одной территории, а люди, у которых есть истоки, свои корни, традиции, передающиеся из поколения в поколение, и тогда этим народом не может никто просто так помыкать, манипулировать, прививая ему чуждые псевдоценности.

tajny i velichie turkestana4

Погружаясь в глубокую старину времен

Уже во время тура в поездках в нашем темно-синем автобусе местный гид-краевед Биржан рассказал нам, что Яссы, или Туркестан, был основан в V веке нашей эры на пересечении караванных путей из Бухары, Самарканда и Хивы на север. И находился он на Великом шелковом пути с востока на запад и обратно. Однако город стал известен благодаря средневековому поэту и философу Ходже Ахмеду Яссауи, который выбрал его местом для жительства и проповедей в XII веке. Сам же Яссауи был выразителем особой философии и идеологии ислама, его суфистского направления, адепты которого, узнававшие об этом, приезжали в этот город со всех окраин.

Так, в 1395 году в знак особого почитания и уважения к памяти Ходжа Ахмеда Яссауи по приказу полководца, правителя империи Тамерлана был построен мавзолей с прилегающей к нему мечетью. К примеру, внутри мавзолея рядом с ним похоронены свыше 600 ханов, султанов, биев, батыров, можно сказать, цвет Степной казахской аристократии. В XVI–XVIII веках Туркестан был столицей Казахского ханства. Архитектурный комплекс Ходжа Ахмеда Яссауи – это уникальный памятник истории и архитектуры Казахстана и Средней Азии. В Центральной Азии нет равного по масштабу и художественным достоинствам этому мавзолею сооружения. Это единственный из четырех крупных построек Тимура, сохравнившийся до настоящего времени целиком.

Мавзолей — первый исторический памятник, включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО, его общая высота равна более 39 метров, длина – 62,5 метра и ширина – 46,5 метра. В центре у парадного входа мавзолея стоит огромный бронзовый котел – Тайказан, отлитый в местном ауле Карнак из компонентов 28 металлов, а также здесь имеются бронзовые светильники, резные двери, знамя с бронзовым фигурным навершением. Это подлинные высокохудожественные изделия мастеров XIV-XV веков. Подобные реликвии не сохранились в сооружениях Самарканда, Бухары, Хивы и других столичных центров Средней Азии.

Рассказывать о легендах, сказаниях, преданиях, историях этого уникального и завораживающего своей энергетикой города можно долго, на это не хватит даже одной книги. За полторы тысячи лет много воды утекло, много чего произошло. Однако, прежде чем посетить мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи, наше «паломничество»-путешествие, если так можно выразиться, началось с посещения мавзолея Арыс­тан-баба. «С Арыстан-баба путь начни… Придя к Хазрету, попроси…» – как правило, именно с этих слов начинают путешествие в Туркестан туристы. Путешествующие и паломники остаются здесь на ночь — загадывают желание, пребывая в молитвах. И лишь после этого едут в Туркестан к мавзолею Ходжи Ахмеда Яссауи. Так завещал делать великий суфий. По­этому гиды рекомендуют начинать тур с посещения мавзолея Арыстан-баба, который расположен в 60 километрах от Туркестана, и в 4 км от городища Отырар и села Шаульдер Отырарского района. Что мы и сделали в первый день начавшегося тура.

Согласно легендам, Арыстан-баба (другие варианты его имени – Арслан-баба, Баба Арслан) являлся учителем тюркского шейха Ходжа Ахмеда Яссауи. Потомственные шыракшы – хранители мавзолея поясняют, что имя Арыстан-баба означает «великие ворота религии». Сам мавзолей каменный и неоднократно разрушался, восстанавливался, реставрировался и перестраивался. Его история – это тема отдельной статьи. У праха Арыстан-баба наша группа по традиции прослушала молитву из Корана, прочитанную шыракшы за упокой души святого и его учеников, похороненных также здесь, в мавзолее. А затем пожелавшие могли помолиться в мечети при мавзолее. После чего тут же в музее местный экскурсовод рассказала нам о жизненном пути Арыс­тан-баба. В Туркестане слово «баба» с арабского языка переводили как «ворота», и употреблялось оно для обозначения распространителей ислама. В одном из источников по суфизму «Рашахат» (XVI век) сообщается, что Арыстан-баба был древним шейхом и обучал Яссауи в отроческие годы. Это было указание посланника божьего, пророка Мухаммеда шейху Арс­лан-баба дать Яссауи, как духовное, так и физическое воспитание. Автор рукописи «Музаккир-и-ахбаб», написанной 1566 году, дал одно из полных описаний истории выполнения поручения пророка Мухаммеда. Арыс­тан-баба был среди великих сподвижников пророка Мухаммеда и был благословлен на долгую жизнь. По преданиям, речь идет о плоде хурмы, который из рая донес ангел Джабраил, указав на то, что он предназначен для Ахмеда Яссауи. И посланник божий дал поручение, полученное с небес, выполнить его Арыстан-баба, который сам пожелал того сделать.

Согласно легенде, Яссауи мальчиком в 7-летнем возрасте подошел к старцу, чтобы забрать у него свой аманат (или поручение, которое обязательно нужно исполнить). Арыс­тан-баба много лет хранил это сокровище и, чтобы не потерять его, положил хурму за щеку. Поэтому семилетнему Ахмеду досталась только косточка от того плода. Знавший свою миссию, на это мальчик сказал: «Ты отдал мне косточку, а себе оставил мякоть. Значит, к тебе будут приходить ночевать, а ко мне – просить». Этим и объясняется, почему сначала паломники в первую очередь посещают мавзолей Арыстан-баба и только потом едут к Ахмеду Яссауи.

Имя Арыстан-баба неоднократно упоминается в хикметах Ходжа Ахмеда. В одном из хикметов о своем детстве он пишет:

«В пять лет я, опоясавшись, принял послушание, Не достигнув (еще) шести лет, ­­я удалился от людей,

В семь лет (меня) отыскал старец Арслан».

В хикметах цитируются высказывания Арыстан-баба, в которых осуждается двуличие, ложь, корысть и звучит призыв к довольствованию малым, проповедуется аскетический образ жизни и религиозно-нравственное совершенствование личности. Арыс­тан-баба ознакомил Яссауи с основами ислама, с суфийскими знаниями. Когда Ходжа Ахмеду исполнилось 23 года, его наставник умер и был похоронен в предместьях Отырара. Как пишет английский исследователь Дж. Триминг: «Ахмад аль Иасаиви считается прародителем всех тюрских суфиев. Традиция Яссауи с самого основания была тюркской. Ахмад начал свою подготовку под руководством тюркского шейха Арслан-баба, после смерти которого отправился в Бухару».

На протяжении многих веков Туркестан является местом паломничества среди мусульман, которых интересуют мавзолеи Арыстан-баба, Ходжа Ахмеда Яссауи, Гаухар-ана, колодец Укаш-ата, человека, который по легенде был одним из сподвижников пророка Мухаммеда. А также тысячелетний тутовник, посаженный по преданию Ахмедом Яссауи. Эти места стали следующими в программе нашего визита. В современное время Туркестан – это крупнейший центр паломничества и туризма казахов, казахстанцев и представителей тюркоязычных стран. И на сегодня он постепенно становится уже центром международного туризма. Но в этом направлении еще многое предстоить сделать и делается. В частности, ведется системная популяризация и продвижение знаний о самом мавзолее Ходжи Ахмеда Яссауи, личности известного шейха.

tajny i velichie turkestana

Патриарх казахской идеологии

Кстати, во время посещения мавзолея Арыстан-баба атырауские «паломники» посетили место захоронения одного крупного государственного деятеля, внесшего огромный вклад в развитие культуры Казахстана, – Узбекали Джанибекова. О нем стоит упомянуть особо. О чем нам, в частности, поведал председатель Атырауского городского совета ветеранов Кенес Косубаев.

По словам Кенеса Косубаева, Узбек­али Джанибеков работал секретарем ЦК Компартии Казахстана, курировавшим идеологическую и культурную сферы. В 1988 году Узбекали Джанибеков смог возродить древний народный праздник казахов – Наурыз мейрамы. В свое время Джанибеков поднял вопрос о реставрации таких памятников старины, как мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи, городища Отырар, мавзолея Айша-биби, мавзолея Бабаджа-хатун и других культурных объектов. Как гласит Википедия, в начале 1990-х годов под руководством Узбекали Джанибекова было создано общество «Аркас», главной задачей которого было обеспечение сохранности и восстановление памятников истории и культуры на территории Казахстана. При участии Узбекали Джанибекова были изданы произведения лидеров Алашорды, запрещённых в СССР: Ахмета Байтурсынова, Магжана Жумабаева, Шакарима Кудайбердиева. Он был депутатом Верховного Совета Казахской ССР шести созывов.

Как говорит Кенес Косубаев, к возрождению имени великого Бейбарыса, правителя Египта кипчакского происхождения, 800-летний юбилей которого отмечается в текущем году в нашей стране, Узбекали Джанибеков тоже приложил свою руку. Так что он называет Джанибекова чуть ли не патриархом современной внутренней политики республики, ратовавшим за возрождение духовных, идеологических и материально-культурных ценностей казахского народа. Как известно, в 1989 году на киностудии «Казахфильм» режиссером Булатом Мансуровым был снят фильм «Султан Бейбарыс», где главную роль султана играет знаменитый наш земляк родом из с. Кондаурово Махамбетского района, советский и казахский актер кино и театра Нурмухан Жантурин. Так, на всесоюзном фестивале «Созвездие-90» за главную роль в фильме «Султан Бейбарыс» Н. Жантурин был отмечен призом в номинации «За особый вклад в актёрское дело».

О библиотеке, канализации, банях Отырара

Рядом с Туркестаном находится древний Отырар, историю которого знает почти каждый школьник, это бывшая столица империи Тимуридов, а в одно время резиденция казахских ханов. Здесь была вторая в мире библиотека в средние века после библиотеки в Каире (Египет), с книжным фондом в 10 тысяч книг, которую подожгли войска Чингисхана, взяв после шестимесячной осады город в результате предательства. На сегодня там проведены археологические раскопки на 10 процентах территории большого средневекового города. Поражает то, что еще в X-XII вв. в городе Отыраре работала система канализации и водоснабжения, функционировали бани, где подогревались полы, и люди парились и мылись там весь год. Одну из таких общественных городских бань отреставрировали, и ее можно лицезреть. А образцы канализационных и водопроводных труб, различной посуды, домашней утвари, ювелирных украшений и предметов можно увидеть в визит-центре городища Отырар, наподобие того, что открылся недавно у нас в Сарайшыке. Отырар, как Сарайшык, как и Туркестан, имперский город, а значит, в нем обязательно должны быть места, где жили правители и его прислуга — цитадель, а к нему прилегал шахристан — центральный район богатых вельмож, купцов и знатных граждан, а за стенами укреплений был район рабат, где жила основная масса населения (крестьяне-дехкане, ремесленники, мелкие торговцы, беднота). Это показано как на картах, так и на макетах Отырара. Здесь, можно сказать, каждый камень овеян историей и легендами, когда можно соприкоснуться с этой историей, почувствовать энергетику того времени и этого места. Всего не передать словами, это надо ощутить на себе.

Помимо усыпальниц и мавзолеев, в этом регионе мы посетили уникальный туристический комплекс «Керуен-сарай». Этот красивый комплекс воспроизводит образ древних городов, находившихся в Средневековье на Великом шелковом пути. В оригинальном проекте присутствует архитектура древнего города. «Керуен-сарай» включает в себя восточный базар, рестораны, современные брендовые бутики и магазины, и искусственное озеро, где можно прокатиться на лодке, стилизованной под средневековую венецианскую гондолу. Поразительно, но данный громадный объект был построен и сдан в эксплуатацию, несмотря ни на что, в период пандемии в октябре 2020 года. В целом, в Туркестанской области, по данным местных турфирм, разработано свыше 50 туристских маршрутов в направлении экологического, историко-культурного и познавательного туризма.

 А напоследок…

Скажу откровенно, что состоявшаяся поездка была яркая, запоминающаяся, насыщенная новыми знакомствами, общением, совместными посещениями сакральных и исторических мест Туркестанской области, которая, несоменно, обогатила в духовном и познавательном плане каждого из участвовавших в ней, оставив в памяти массу свежих впечатлений и положительных эмоций. Мы многое услышали, узнали, поняли. Спасибо организаторам за такой замечательный тур, послуживший сплочению рядов Ассамблеи.

Прямая речь

Самый молодой участник тура, член «Ассамблея жастары» Олжас ­АЙДОСҰЛЫ, ему — 17 лет, родом из с. Махамбет, учащийся специализированной школы-гимназии (Малой академии искусств им. Н. Тлендиева), учится на актера:

 «Я благодаря своему учебному заведению побывал заграницей – в Турции, России, точнее, в городе Санкт-Петербурге. И когда узнал, что мы поедем в казахстанский город, думал, что будет однообразно и скучновато. Но когда приехали сюда, и наш гид стал рассказывать о нашей истории, Туркестане, то все стало вдруг интересным. И мне поездка стала очень нравиться. Понравился мне и отель, где мы остановились. Для сравнения скажу, что месяц назад, в апреле мы с гастролями были в Турции, в Анкаре, тамошний отель не пришелся мне по душе, в отличие от туркестанского. Хотя вначале тоже думал, что местные гостиницы будут не очень. Что касается моих впечатлений, то в первую очередь до поездки хотел увидеть мавзолеи Арыстан-баба, Ходжа Ахмеда Яссауи и городище Отырар. Больше всего впечатлений, безусловно, произвел на меня Отырар из-за его интересной и древней истории. Я буквально погрузился в ту эпоху, представлял то давнее время. Также сильные эмоции и ощущения испытал, когда посетил мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи. Поражают его размеры, это буквально музей под открытым небом, все вокруг него пропитано историей. Что касается Укуша-ата, то интересным показалось место его захоронения, растянувшееся на 26 метров, предание о нем, о том, как враги убили его, о колодце, где посетители набирают воду, и другие интересные сведения. Планирую еще раз вернуться в эти края, заново побывать в Отыраре и вновь посетить эти места».

 Иван Ли – заместитель председателя областного филиала «Ассамблея жастары»:

«Думаю, общая цель – это, наверное, чтобы показать новый обновленный Туркестан. И то, как он развивается, причем очень быстро, динамично, масштабно, красиво и довольно молодежно, я бы так выразился. Так, новый город вообще прекрасно развивается и выглядит. И думаю, что у каждого была своя цель приезда в древний Туркестан. Лично моя цель – это обогатить себя духовно, приехал, чтобы посмотреть на святые места, увидеть и почувствовать их энергетику. Потому что прежде у меня не было такой возможности посмотреть на такие древние места, захоронения. Вот, к примеру, мы видели тысячелетнее дерево, это вообще – шок. Видели Отырар с древней историей. Было некоторое погружение в историческую давность, впечатления определенные. Насколько я знаю, Туркестан это один из древнейших городов в Казахстане. И здесь сохранилось очень много реликвий. Но скажу одно, что меня тут встретил некий языковой барьер, как для атыраусца, где присутствует местный диалект. И это порой создавало трудности при прослушивании речи, бытовом общении, при посещении базаров, магазинов, парков. Подходишь что-то спросить, а тебе отвечают не так, как, например, в Атырау. Не знаю, быть может, это лично моя проблема.

И еще один момент. Такого рода поездки имеют значение в плане познания истории Казахстана, воспитания уважения и патриотизма к стране, где ты проживаешь, являешься ее гражданином. Как я заметил, здесь не собрали тихих и послушных ребят, которые мало общаются с людьми или которые ассоциальны, с нами поехала социально активная и динамичная молодежь – ораторы, певцы, артисты, молодые предприниматели. Это, кажется, неспроста. Для того, чтобы мы могли потом передать это в свой город, своим родственникам, друзьям, товарищам, коллегам и т.д., то есть в своей среде. Думаю, это очень правильно — изучать Казахстан, рассказывать, пропагандировать, передавать это другим казахстанцам. К примеру, я знаю о Сарайшыке, потому что живу в Атырау, а вот то, что за пределами нашей области, нам мало известно. Теперь же в моей карте Туркестанская область помечена зеленым маркером».

Раиса Афанасьева – руководитель славянского этнокультурного объединения «Светоч-Атырау»:

«Скажу, что очень рады тому, что состоялась наша долгожданная поездка по историческим и сакральным местам Туркестанской области. Наша страна необъятна, мы горды тем, что мы имеем такое наследие от наших предков. Что показала нам эта поездка? То, что наше наследство очень богатое. Посмотрели на городище Отырар, который был известен далеко за пределами наших земель в Средневековье, увидели, насколько была развита эта культура, все было очень красиво создано, все эти укрепления, крепости, сооружения. И хотя нас называют кочевниками, но у нас были свои города, оседлые места. У нас были сильные и мудрые предки, сумевшие создать такие образцы материальной и духовной культуры, которые давали фору западной цивилизации. Отрадно, что в нашей группе были не только мы, люди старшего поколения, представители русского, украинского, ­уйгурского, немецкого, татарского этнокультурных объединений, руководители Дома дружбы, но и молодежь. А какие были лица у ребят, как они хватко фотографировали, запечатлевали многое на свои телефоны. И поговаривали, что надо изучать историю своей страны. Они увидели своими глазами и были удивлены, что в XIII веке у нас были монетные дворы, караван-сараи, использовались системы инженерных коммуникаций, оповещения, военно-технических сооружений – рвы, башни, стены. С тех пор прошло много времени, и до нас дошло то, что осталось, на чем мы может поучиться. Я имею в виду и материальную, и духовную культуру, и традиции. Посетили святые места, в частности, запомнился колодец Укуш-ата, святой источник глубиной 29 метров, где до сих пор имеется вода. Мы счастливы, что посетили все эти места. Благодарим организаторов тура, управление внутренней политики. Наша поездка удалась и была хорошо спланирована».

Кенес Косубаев — председатель Атырауского городского совета ветеранов:

«В целом, чтобы построить Жана Казахстан, нужно многое изменить. И к тому же наша страна многонациональная. Например, в Атырауской области проживает порядка 20 этносов. Есть те, кто попал к нам в годы вой­ны, и те, кто после нее приехал работать и жить, есть потомки, выросшие здесь. У нас есть Дом дружбы, созданы этнокультурные объединения, для того, чтобы сохранить единство и дружбу народов внутри страны, чтобы вместе развивать нашу страну. Что касается нашего тура, его организовал для нас КГУ «Қоғамдық келісім». Касаясь состава участников тура, то была поставлена задача, чтобы в ней были не только представители старшего поколения разных этносов, но и молодые люди. Так как старшее поколение уже на пенсии, многие стали пожилыми людьми, они внесли свой весомый вклад в развитие региона и республики своей трудовой и общественной деятельностью. Но пришла очередь за молодежью, она выросла в суверенном Казахстане, на этой земле. А раз так, то она должна знать и понимать нашу национальную историю, культуру, наши традиции и обычаи, святые для казахов места. Многие из них не особо путешествуют по республике. А значит, не особо знают о нашей истории, городах, монументальных объектах культуры. А Туркестан – это важный для истории казахов и тюркоязычных народов город и все что находится рядом с ним. Это мавзолеи Арыстан-баба, Ходжа Ахмеда Яссауи, г. Отырар и другое. Тем более что в последние годы Туркестан бурно развивается, сюда вкладываются большие средства как нашего государства, так и братской нам Турции и других мусульманских государств. Он становится центром притяжения и развития тюркской культуры, туризма. Все это является нашей гордостью. А значит, для молодых людей разных этносов это является одним из важных составляющих элементов для воспитания в них чувства патриотизма, уважения и гордости за ту страну, в которой родились, выросли и живут, за ее культуру и язык. Кстати, на последней Ассамблее Президент страны подчеркнул о важности изучения казахского языка, культуры и традиции всеми этносами, проживающими в Казахстане. И не просто ради красивого словца, а чтобы на деле, по-настоящему делались бы шаги в этом направлении, действительно считали Казахстан своей Родиной. Вот для этого и был организован наш тур».

Гульфайруз Каиргалиева – кандидат исторических наук, профессор Атырауского университета им. Халела Досмухамедова:

«Областной филиал АНК, управление внутренней политики объединили нас в этой поездке. Мне понравилось, что в туре были представители «Ассамблея жастары», совета матерей и ветеранов. Это хорошо, что среди нас были люди разных поколений, так сказать, присутствовал сплав поколений или связь времен. Если тут была только молодежь, то они просто развлекались бы и веселились. Плюс еще в том, что в туре участвовали представители разных народов. В этом заключалась особенность качественного состава делегации из Атырау. Также такие поездки являются инструментом развития внутреннего туризма. А почему бы не пропагандировать те же самые достопримечательности Туркестана, Алматы, Мангистау, Атырау? Показывать, какой у нас разный и красивый Казахстан, его великолепную природу, изумительные ландшафты, замечательные исторические места, города. Продвигать через соцсети, снимать и размещать побольше красивых видео-, фотоконтентов, рассказывать о них. А не только призывать и рекламировать съездить в Турцию, Египет, Арабские Эмираты. К примеру, три-четыре года назад один иностранный блогер снял видео об индерском соленом озере. И люди чаще стали ездить туда. Аналогично популярным у казахстанцев стало урочище Бозжыра в Мангистау. Это ведь положительно влияет и на рост экономики регионов, и повышает уровень сервиса, ведь туристы во время пребывания пользуются различными услугами, покупают подарки, памятные сувениры. Я за то, чтобы по­этапно развивать туристские маршруты, инфраструктуру внутреннего туризма, способствовать тому, чтобы были доступные цены на сервисные услуги, а не отпугивали потенциальных клиентов. Страна ведь только от этого выигрывает. Это тоже способствует агитации и пропаганде нашей богатой национальной истории и культуры, развитию уровня гражданского самосознания и воспитанию патриотизма.  

Тимур КАЗИЕВ

Атырау — Туркестан – Атырау

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна