На теплоходе музыка играла…

теплоход Город

В сегодняшнем выпуске «Старого города», как и обещали, мы продолжим рассказ об общественном транспорте в нашем крае (начало см. в статье «Следующая остановка: старый город» в «ПК» от 2.06.2017 г.) Мы решили остановиться на таком виде транспорта, как речной, который, к сожалению, сегодня незаслуженно забыт. Начиная с первой половины прошлого века, по нашей реке-кормилице ходили как прогулочные трамваи, так и пассажирские и грузовые теплоходы.

теплоход

Сегодня час прогулки на небольшом теплоходе стоит порядка полтысячи тенге. Во времена наших бабушек и дедушек такое удовольствие обходилось в 50 копеек (просто для сравнения: хлеб тогда стоил 24 копейки, это значит, что, грубо говоря, прокатиться на теплоходе можно было по цене двух буханок), причем, расстояние, по словам старожилов города, было не меньше нынешней прогулки по Уралу.

До колхозного рынка – на лодке

Как рассказывает старожил нашего города Михаил Коновалов, в пятидесятых-шестидесятых, когда центрального моста еще не было, чуть ли не главным видом транспорта в нашем городе являлся перевоз по Уралу – он был организован в двух местах. Гурьевчан транспортировали на больших лодках, в которых были расставлены скамеечки, чтобы пассажиры могли переждать этот небольшой путь следования.

Самым популярным считалась та переправа, что перевозила людей с азиатской части Гурьева в европейскую. Высадка производилась прямо у горпарка, куда так стремилась детвора, а для взрослых и домовитых чуть дальше горпарка работал популярный тогда колхозный рынок. Вечером в горпарк прибывали молодые девушки и парни – на танцы!

Обходился горожанину перевоз всего в 5 копеек («1 бублик в то время на эти деньги можно было купить», – вспоминает еще одна наша читательница Фаина). Интересно, что желающим гурьевчанам предлагались весла, чтоб грести и таким образом приблизить остановку. Естественно за бесплатно.

Билеты на перевоз, который работал с раннего утра и часов до 10 вечера, продавались организованно в киосках.

По Уралу ходили и прогулочные речные трамвайчики. Пристань располагалась на европейской стороне, там, где сейчас здание горакимата. Речные трамваи следовали до взморья – в той местности работал  пионерлагерь; еще один маршрут шел до п. Алмалы. Проезд в один конец равнялся 50 копейкам.

Гурьевская ПГС для Останкинской башни

Между тем, в Гурьеве в пятидесятых-семидесятых годах усиленными темпами шло развитие не только общественного речного транспорта, но и грузового. Этому способствовали поступившие новые суда: «Калинин», «РБТ», «Гурьев», «Лениногорск», «Каспий».

Как пишет Александр Суетин, автор книги “Река нашей жизни”, речники Урала уже в 50-е годы начали планомерное перевооружение флота. Были построены пассажирские пароходы «Джамбул» и «Абай». «Джамбул», имеющий 86 мест для пассажиров на нижней палубе и 62 на верхней, в 1964 году (именно в тот год, когда в нашей области и был организован речной порт) был переброшен в Гурьев.

– Сам следовал с матерью на «Джамбуле» будучи пацаненком, – вспоминает горожанин Николай. – Было интересно, необычно и невероятно здорово, что ты на корабле отправляешься в путешествие по Уралу!

В успехи речников в семидесятые годы большой вклад внесли работники Гурьевского речного порта – крупнейшего речного предприятия в низовьях Урала. Тогда сходились в порту на перевалку грузы с железной дороги, морского флота и автомобильного транспорта.

В навигации 1972-го коллектив порта в очередной раз перевыполнил план. Было перевезено 950 тысяч тонн груза – ракушки, боратовой руды, труб, ракушеблоков, леса, ПГС. В начале 70-х портовики наладили работу двух кормоподъемников, электрокрана, что намного облегчило труд рабочих при съемке и установке гребных валов, обеспечили подъезд к кормоподъемнику автотранспорта. В Гурьевском речному порту действовало научно-техническое общество.
«Среди капитанов судов, приходящих в Гурьев из Уральска, гурьевский рейд давно считался трудным для судоходства, — вспоминает один из речников семидесятых. — Рейд имел протяженность 14 км, было много опасных препятствий — мосты, водозаборные сооружения. Но самое главное — железнодорожный мост. В полноводный период высота полета под ним остается всего лишь 7 метров. Поэтому теплоходы проекта 911 под мостом не проходили. На буксировку баржи к месту выгрузки, точно помню, затрачивалось около 4-х часов. Решением городских властей выгрузка грузов в черте города была запрещена, а ниже города подходящего берега для выгрузки не было. Все это требовало ускорить строительство порта на Ширине. В семидесятые годы по реке перевозились хлеб, лес, нефтепродукты, ракушка, ПГС, автомашины с сеном, трубы, боратовая руда, ракушеблоки».

Между прочим, гурьевская ПГС была использована при строительстве Останкинской телебашни!
Вместе с тем возрастали требования к работе пароходства, что создало определенные трудности для местного порта, но гурьевчане искали и нашли выход из положения — с января 1988-го стали работать в новых условиях хозяйствования, что сразу же сказалось на росте всех показателей. Большое внимание уделялось и охране вод Урала. В Гурьеве действовали самоходные очистительные станции ОС-2 и ОС-1, предназначенные для сбора с судов мусора, подсланевых и фекальных вод.

Много сил и средств отвлекалось на устранение заморов рыбы зимой 1988-1989 гг. вместе с работниками рыбного хозяйства теплохода «Брянск» Гурьевского речпорта.
…Наверное, все и дальше было бы хорошо, но развал Союза для речного транспорта в нашем городе оказался достаточно плачевным. Значительно снизились объемы грузоперевозок. От Уральского пароходства отделился и стал самостоятельным предприятием Гурьевский речной порт, который потом переименовался в АО «Атырауозенпорты». В начале девяностых резко упал престиж профессии речника, из пароходства ушло много высококлассных специалистов…

 Надежда ШИЛЬМАН

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна