Пора обновления, общения и согласия

pora obnovleniya5 Тет-а-тет

«14 марта. Семь утра. Я встаю с постели и бегом к деду – здороваться, обмениваться рукопожатиями. Он пожелает тебе всего самого хорошего на год будущий. Потом иду к отцу, затем к маме, тоже здороваюсь с ними, и они желают долгих лет жизни. А после выбегаю на улицу и намеренно ищу стариков-соседей, чтобы и от них получить приветствие-напутствие», – так вспоминает свое детство известный в регионе краевед, председатель Атырауского филиала Всемирной ассоциации казахов Утепберген Алимгереев, с которым «ПК» пообщалась накануне Наурыз мейрамы.

Тема разговора важная: в нынешнем году Президент страны заявил, что Наурыз теперь будет отмечаться в течение 10 дней.

Хотя для нас, атыраучан, это не новость. На Западе Казахстана Наурыз начинали всегда отмечать с 14 марта. Почему? Эксперты говорят, что сделано это для того, чтобы успеть обойти и навестить всех близких до Наурыза. Обязательно в эти дни спрашивают «Амансың ба?» (Здоров ли ты?), «Қыстан шыктың ба?» (Как перезимовал?).

Вот и во времена детства нашего собеседника с 14 марта, пока люди обойдут все близлежащие аулы, и наступал праздник Наурыз.

По словам Утепбергена ага, на Нау­рыз старики очень ждут молодых. У них готов дастархан. Дома должно быть мясо, конфеты. Начинается новый год.

Утепберген Алимгереев подтверждает, что именно в Западном регионе Казахстана Корiсу не позабыли.

– Правда, в начале прошлого века пытались вообще эти праздники ликвидировать – Көрiсу и Наурыз у казахов, Пасху у русских, – продолжает Алимгереев. – Помните из истории, что после 1920 года в нашей стране начались гонения на священнослужителей, произошла коллективизация, и тогда все национальные праздники и обряды запретили. Люди, как могли, поддерживали потихоньку традиции. Но некоторые начали их забывать. Заметил, что Көрiсу, например, в западных областях после 1970-х слабовато отмечали (может, боялись?). Но где-то в конце 1980-х (видимо, перестройка, новое мышление, демократия сделали свое дело. Н.Ш.) обряд Көрiсу возродился.

Зима позади!

– Көрiсу – это начало новой жизни, это новый год, новый день, – продолжает Утепберген ага. – У нас, казахов, говорят: алты ай жаз, алты ай қыс – шесть месяцев летнее время, шесть месяцев – зима. Это означает, что зимний сезон позади, мы уже прошли суровые, тяжелые дни, пришла весна. Обновляется природа, обновляются люди.

Итак, десять дней празднования Нау­рыз мейрамы (не путать с отдыхом!). А знаете ли вы, как праздновать?

Алимгереев говорит, что это должно быть вообще обновление. Например, уборка дворов (вместе с соседями!), посадка саженцев. Люди сами должны придумать некий план по подготовке к Наурыз мейрамы, а вот уже 22 марта непосредственно садиться за дастархан.

– В советское время мы начинали Наурыз мейрамы праздновать с первых дней марта, это по старому стилю. Ну, помните, октябрьская революция сначала была 25 октября, а по новому стилю ее отмечали 7 ноября, –продолжает Алимгереев.

– А откуда пошел обычай здороваться двумя руками? – меня, представителя нетитульной нации, всегда интересовал этот вопрос, ведь по обыкновению принято здороваться правой рукой.

– Да, люди земного шара здороваются одной рукой. А у нас вот двумя! – улыбается Утепберген ага. – Замысел такой: мы, протягивая обе руки, как бы демонстрируем «У меня в руках ничего нет, ладони у меня чистые, я желаю вам счастья!» Вот почему мы здороваемся двумя руками.

А вы знаете, что у Абая есть стихотворение о том, что люди встречаются, у них такие счастливые лица, они друг друга давно не видели: «Қырдағы ел ойдағы елмен араласып, күлімдесіп, көрісіп, құшақтасып». И я делаю из этого произведения вывод – значит, раньше везде, во всем Казахстане, был Көрiсу. Но каким-то образом остался на нашей, золотоордынской территории.

Кстати, одновременно с нами, западноказахстанцами, Көрiсу празднуют и казахи, проживающие в России – астраханские, волгоградские, саратовские, самарские, то есть представители родов младшего жуза

Без снега – и не Наурыз

Есть на Наурыз непременный атрибут что ли праздника – снег. Так и говорят – «наурыздың ақша қары» – наурызовский снег. Как ни крути, в это время он непременно выпадет, – подмечает краевед. – Плюс ветер, дождь. В эти дни еще один праздник – Жаворонки, и мои приятели-славяне делятся, что ­21-23-го всегда погода меняется, мол, птицы-жаворонки с шумом летят. Интересно, как праздники и традиции переплетаются!

– А еще говорят, что апрель – не апрель, если «бесконак» не пройдет в Атырау…

– Да, верно, есть у нас такая народная примета. По легенде, пять человек решили выйти из дома и поприветствовать друг друга. И в это время начался буран, они заблудились. Бес конак – это пять гостей, а значит, будет дождь, ветер, пыль, снег и даже град. Да, именно в середине весны бесконак проходит.

– Утепберген ага, как-то, несколько лет назад, делая репортаж с празднования Наурыза на площади, пообщалась с жительницей Кызылорды. И она рассказала, что в ее городе коже готовят с перловкой, но без изюма. Это тоже особенность регионов?

– Ну, начнем с того, что на Наурыз должен быть обязательно наурыз-коже, в котором семь ингредиентов, не меньше! Это – мясо, изюм, рис, пшено, бульон, кисломолочный продукт, вода. А вариаций может быть много. Да, некоторые заменяют рис перловкой, овсяной крупой. Здесь уже дело вкуса. Я сам предпочитаю с рисом.

– Я тоже люблю наурыз-коже! А если захочу это блюдо, скажем, в июле приготовить – можно?

 – Конечно, вари, у нас нет запретов.

Что касается дастархана. Наурыз – это не только вкусная еда (хотя не без этого!) Самое главное – это общение людей, проявление уважения к старшим, воспитание подрастающего поколения. Друг к другу – с чистым сердцем – такой замысел на Наурыз. Забыть все ссоры, начать новый год с мира и согласия.

Пойти к соседу, пообщаться с ним. Не забыть поздравить всех родственников. У нас, казахов, как – ты должен знать всю родословную, до седьмого колена, а то и до 13-го. Знать свой род – ру. Я, например, из рода «Алаша» – это род знаменитого Жумекена Нажимеденова, автора нашего Гимна. А по матери ру у меня «Шеркеш». Считается, что выходцы из этого рода скупые. И, знаете, некоторые про меня так говорят. Но мне кажется, я не такой! (смеется).

То, что придумали десять дней праздновать Наурыз, – я одобряю. Но нужно понять, что это не значит, что каждый день – за дастархан. Мы должны с садика воспитывать детей – общаться, дружить. Это сегодня самое главное.

Поделиться с друзьями

Главный редактор

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Прикаспийская коммуна