
Жители Атырау ежедневно жалуются на общественный транспорт: кто-то ездит в тесных салонах, кто-то безуспешно ждёт автобус на остановке. «ПК» решила в часы пик проехать по разным маршрутам в течение одного дня – второго сентября (подчеркиваем дату и время нарочно: ведь началась учеба в школах). А также пообщалась с представителями КГУ «Смарт Атырау».
Утро в пробках
7:30. Маршрут №14. Первое свое наблюдение начали на конечной остановке в микрорайоне Авангард. Едва двери открылись, автобус сразу оказался переполненным. С каждым разом добавлялись новые пассажиры, и к «Абая» ехать приходилось в тесноте. Здесь поток заметно разгружается: группами выходят студенты университета имени Халела Досмухамедова, Прикаспийского многопрофильного высшего колледжа, а также учащиеся Малой академии искусств и близлежащих школ. Дальнейшая дорога шла относительно спокойно, но только до перекрёстка в микрорайоне Алмагуль. Там на пересечении проспекта cултана Бейбарыса и улицы Таумана Амандосова были пробки. Однако для маршрута №14 это непривычный путь: из-за ремонта часть трассы по Махамбета Утемисова перекрыта, и водителю приходится ехать в объезд. В мкр. Привокзальном транспорт практически опустел – вышли ещё школьники и, кроме нас, в салоне осталось всего несколько пассажиров. Последней точкой пути стал «Вокзал». Едва мы подъехали, автобус такого же рейса, стоявший на остановке, уехал. А вот наш транспорт постоял всего пару минут, не дождавшись смены, как его предшественник.
8:00. И вот началась обратная дорога на том же автобусе. Салон набился пассажирами мгновенно, сразу стало заметно, как сильно охлаждается автобус. При температуре всего 22 градуса на улице внутри ощущался настоящий холод, так как кондиционер потоком воздуха бьет прямо в тебя. Это позже сам водитель понял и сделал теплее поток. Вообще, думается, так охлаждать не стоит, ведь едут младшеклассники, люди в возрасте. На перекрёстке в микрорайоне Алмагуль, где «четырнадцатый» застрял до этого, в обратном направлении пробок уже не оказалось. Зато движение застопорилось на пересечении проспектов Шокана Уалиханова и Георгия Канцева: простояли там около восьми минут. Дальше путь прошёл без задержек. По заполненности людьми картина оказалась схожей: именно остановка «Абая» вновь стала разгрузочной точкой. В целом, не считая десятиминутные заторы, поездка прошла спокойно, и на каждый рейс у нас уходило примерно по полчаса.

Обед в автобусе
12:50. Маршрут №12. В обед на конечной остановке в микрорайоне Балыкши оставался только «двенадцатый», минутой ранее уехала «двойка». А ближайший общественный транспорт находился в нескольких кварталах отсюда – проверяли ситуацию через приложение «Avtobys». Сделали полный круг на нём. Вначале пассажиров было мало, но постепенно заходили новые, а на «Техникуме» вошло много. И так до самой «Академии» следовали в тесноте. Дорога оказалась значительно тяжелее, чем утром. Особенно сложным был участок на пересечении Абая и Махамбета Утемисова (основной путь №12 на проспекте Азаттык перекрыт). Здесь движение практически остановилось: пробки оказались плотные и долгие. Проезд в обе стороны занял достаточно времени. До Авангарда добрались только к 13:40, до Балыкши — к 14:30. Кто-то из пассажиров даже ругался, что обед у него прошёл в автобусе.
Вечер обещал быть томным…
18:00. Маршрут №51. Вечером направились в село Таскала. На остановке «Атырау-Акпарат» автобус пришлось ждать 8 минут. Транспорт небольшой и забитый людьми. Кондиционера в салоне не было, много детей ехали стоя, и поездка до пригородного села вышла довольно утомительной. Ближе к последней точке ситуация только осложнилась: дороги в Таскале узкие, часть участка перекрыта на ремонт, а объезжать приходилось даже лошадей.
На конечной в Таскале стояли два автобуса – тот, на котором мы приехали, и ещё один, прибывший ранее. Однако второй не стал забирать пассажиров: водитель жестом показал, что ждите следующего. Уехал, фактически завершив рейс раньше времени.
19:00. Пройдя немного дальше, сели на маршрут №65. Из Таскалы он нас вывез к восьми вечера. Сначала добрались до остановки «Дамбинская», а оттуда пешком дошли до Перетаски, где стали ждать самый удобный для возвращения домой рейс – №12. Прибыл он через пятнадцать минут, подведя финишную черту под нашим путешествием.
От тесноты до обновок
За целый день удалось увидеть, насколько по-разному работает автобусная система в нефтяной столице: утром – переполненные салоны, днём – затяжные пробки, а вечером – долгие ожидания на остановках. Чтобы узнать, как регулируется движение, «ПК» обратилась за разъяснениями в КГУ «Смарт Атырау». Там пояснили, что контроль за графиком движения ведётся через систему GPS-мониторинга. За перемещением машин следят диспетчеры автопарков и сотрудники центра. При поступлении жалоб информация проверяется в оперативном порядке, а в случае подтверждения нарушений перевозчику направляется предупреждение. Сход с линии допускается только по техническим причинам или при форс—мажорных обстоятельствах. В таких случаях водитель обязан уведомить диспетчерскую службу, а людей пересаживают на следующий автобус того же рейса без повторной оплаты.
По данным КГУ, ежедневно в рейсы выходят от 225 до 235 единиц общественного транспорта. Например, по маршруту №14 работает семнадцать машин, по №4 – десять, по №22 – девять, по №12 и №51 – восемь. Водители начинают работать с 6:30–6:50 утра по графику «два через два».
Как объясняет директор КГУ «Смарт Атырау» Самат Сартай, все жалобы фиксируются в системе e-Otinish, через контакт-центр 109 и в Telegram-чате Атырауской области. По каждому обращению проводится проверка.
– Техническое состояние транспорта — зона ответственности автопарков. Тем не менее, при поступлении жалоб мы направляем им письменные уведомления с требованием устранить неполадки. Стараемся общими усилиями решать любые проблемы, чтобы жителям было комфортно, – добавил он.
К слову, недавно в городе активно обсуждалась новость о том, что движение общественного транспорта в сторону сёл Дамбы, Талгайрана и Таскалы прекращается после 20:30. Это решение вызвало недовольство у жителей: именно в этих районах вечером особенно трудно добираться домой. В «Смарт Атырау» пояснили: мера временная, и связана она с низким пассажиропотоком. При этом внутригородские линии продолжают работать по прежнему графику.
Из плюсов – в Атырау началось обновление автопарка. На прошлой неделе в город поступили 90 современных машин марки Yutong. Первые 48 на улицах можно будет заметить уже в этом месяце, остальные – поэтапно до конца года. Каждый новый транспорт рассчитан на перевозку до 60 человек, оборудован кондиционером, шестью видеокамерами и пандусом для маломобильных граждан. Такое обновление должно помочь закрыть дефицит и расширить сеть направлений. В их числе: №61 «Авангард – Сарыозек», №64 «Жумыскер – Авангард», №66 «Рынок «Дина» – село Береке», №67 «ЖК K7 Family – Авангард», №69 «Промзона – жд/вокзал» и №70 «Коктем – Мирас – жд/вокзал».
Если сделать вывод нашего «Одного дня в автобусах»: тяжелее всего приходится пассажирам не на центральных линиях, а на направлениях в сёла и окраины. Именно там автобусы реже ходят, они меньше по вместимости, а условия в салоне зачастую оставляют желать лучшего. Остальное, как показала поездка, ещё можно пережить: утреннюю тесноту, дневные пробки или ожидание в часы пик. Но если новое пополнение автопарка действительно даст прирост активности именно на дальних маршрутах, то для жителей отдалённых районов это станет ощутимым облегчением.
Георгий ШАПОШНИКОВ