Религиоведение в светской культуре
Семьдесят учителей из числа историков и религиоведов общеобразовательных учебных заведений Атырауской области прошли обучение по противодействию религиозному экстремизму и терроризму.
Двухдневный семинар, организованный управлением по делам религий Атырауской области и корпоративным фондом «Жардем-Атырау», состоял из теоретических занятий и практикума.
Тренеры из Астаны – этнограф, доктор исторических наук, профессор Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева Жамбыл Артыкбаев и заместитель директора центра изучения религий, магистр гуманитарных наук, теолог-религиовед Жандаулет Сулейман – рассказали местным преподавателям о казахской истории в контексте евразийских духовных революций и движений, а также провели практические занятия на тему «Аспект формирования специалиста по дисциплине «Религиоведение» в светской культуре».
Один из слушателей семинара – учитель истории и религиоведения средней школы №25 имени Б. Момышулы села Аксай Назар Утебаев – считает, что для предметников данного профиля подобные курсы очень полезны.
– Как вы знаете, религиозные и духовные ценности передаются детям через сказки, мифы, легенды, национальную культуру и обычаи. Лично я получил много информации, методики, которые можно применить на уроках. Я преподаю историю Казахстана, Всемирную историю и религиоведение в 5-11-х классах и могу сказать, что одну и ту же тему ученики воспринимают по-разному, в зависимости от возраста. Скажем, если в 5-6-х классах можно построить урок в формате сказки, то старшеклассникам уже нужны научные факты, обоснования. Современные дети сегодня получают много информации через социальные каналы и иногда задают прямые вопросы, на которые мы должны уметь дать ответ. Поэтому нам тоже необходимо все время повышать свои знания и квалификацию, – поделился сельский учитель.
Руководитель областного управления по делам религий Кайролла Кошкалиев в свою очередь отметил, что сегодня тема религии – одна из актуальных и щепетильных.
– Сейчас молодежь проявляет большой интерес к исламу. И очень важно, чтобы в семье, в школе ребенок получал правильные понятия. Чтобы молодежь не уходила в ложные, деструктивные религиозные течения, мы должны им объяснять и пропагандировать традиционное направление религии ислам – ханафитский масхат. История доказывает, что благодаря понятиям, переданным нам нашими предками, Казахстан смог принять в 1937 году депортированные народы, которые обрели здесь Родину, – прокомментировал руководитель управления.
В ходе семинара учителя затронули вопрос о девочках, которые приходят на занятия в платках. К. Кошкалиев признал, что проблема такая существует, и дал свое видение ее решения:
– Это очень щепетильная тема. Я считаю, чтобы разрешить данную ситуацию, центральные органы – Министерство образования, комитет по делам религий – должны четко дать определение: является ли платок религиозным атрибутом, или же это просто головной убор для женщин. Этот статус должен быть закреплен законодательно.
У нас светское государство, есть единая школьная форма, общеобразовательная система обучения, все эти требования должны соблюдаться. Представьте, если каждый станет приходить в школу или государственные учреждения в одежде согласно своим религиозным конфессиям. Здесь нужно прийти к общему консенсусу. И один из выходов – открыть отдельные школы для девочек, как это сегодня практикует лицей «Білім-инновация».
Анжелика КИМ