ХАЛАЛ — ВЫБОР У КАЖДОГО СВОЙ

110908-06Халал — это та продукция, которую Аллах благословил человеку пить, есть, употреблять, пользоваться ей.
По отношению к халал общество можно разделить на две категории — первая хорошо знает, что это за продукция и старается приобретать больше товаров, относящихся к этой марке. Для второй категории халал остается чем-то далеким и непонятным, более того, некоторые видят в этом «товарном знаке» исключительно религиозную подоплеку.
Чтобы узнать, что же на самом деле означает «халал», мы обратились к эксперту, начальнику отдела напитков и молочной продукции Ассоциации халал-индустрии Казахстана Гульжазире Нуралбаевой.
— Настоящая халал-продукция отличается отменным качеством и массой полезных свойств. Например, научно доказано, что при испуге в кровь забиваемого животного выбрасываются гормоны страха, которые могут отрицательно сказаться на качестве мяса и здоровье человека. По шариату умерщвление животного должно происходить очень быстро, причем в присутствии жертвы запрещается даже точить нож. Обескровленное мясо имеет более приятный вкус, и в нем практически не развиваются болезнетворные бактерии. Кроме того, требования к халал-продукции полностью исключают использование вредных веществ и гормональных добавок при выращивании скота и птицы, забою подлежат только здоровые животные. Правила шариата должны соблюдаться даже при хранении и реализации готового халала: на прилавках его следует раскладывать отдельно от других продуктов.
Стоит заметить, — добавляет Гульжазира Нуралбаева, — что на Западе даже появилось такое понятие «organic food» — органическая, натуральная пища. «Органический продукт» подразумевает, что он не вреден для человеческого организма, что овощи не содержат нитратов, колбаса — канцерогенов и генетически модифицированных ингредиентов, йогурты и творожные продукты — искусственных усилителей цвета и консервантов. Все это перекликается со стандартами «халал». Причем потреблять такую продукцию может любой человек, заботящийся о своем здоровье, независимо от национальной, религиозной принадлежности.

ХАЛАЛ — ЭТО НЕ ТОЛЬКО КОЛБАСА
Как известно, халал шагнул намного дальше изготовления мясной продукции. Существуют компании по производству кондитерских изделий, молочных продуктов, воды, напитков и соков. В продаже имеется даже халалный мед. По словам производителей, такой мед не содержит вредных пищевых добавок и изготавливается из натуральных компонентов. Сладкую продукцию разливают только верующие работники, для которых алкоголь, сигареты и сквернословие — харам.
А недавно на казахстанских прилавках появилась халал-жвачка. Компания «Ригли» исключила из состава бабл-гам все растительные и животные жиры и сделала ее халал-продукцией.
Одной пищевой промышленностью халалный рынок не ограничивается. Есть компании, производящие халал-фармацевтику, парфюмерию, косметику. Халал-банкинг, логистика, туризм, спорт, страхование, образование. В Казахстане в согласии со стандартом «халал» работают гостиницы, sра-салоны, сауны, СТО, автошколы, банки, медицинские учреждения и даже детские сады. Основной принцип предоставления услуг в таких местах заключается в определенных правилах поведения персонала и клиентов, в строгом разделении помещений для женщин и мужчин, а также наличии намазханы — помещения для чтения молитвы. В халалных саунах, естественно, запрещается курить, распивать спиртные напитки, мужчины и женщины принимают водные процедуры отдельно, и только семейные пары, имеющие при себе свидетельство о браке, могут мыться вместе.
Первая халал-стоматология открылась в Павлодаре. Директор клиники «Халал-стом» Кырмызы Сулейменова говорит: «Мы людей лечим честно. Прежде всего, не нанося вред их здоровью. Относимся к ним со всей душой. Не нарушая норм и правил шариата и законов нашей страны». Главное отличие от обычного кабинета дантиста — женщин лечат врачи-женщины, мужчин — мужчины.
Если уж появились халал-страхование и халал-туризм, то халал-такси никого не удивит. Водители таких авто не пьют, не курят и не ругаются, их машины всегда должны быть чистыми внутри и снаружи, в салонах не играет громкая музыка. А заметив явно не трезвого клиента, халал-таксист проедет мимо.
Не так давно предприимчивые бизнесмены Алматы и Астаны предложили новую услугу под названием халал-тамада. Вместо привычных всем тостов, шуток, анекдотов такой тамада наставляет присутствующих гостей на путь истинный. Как показывает практика, спрос на эти услуги среди мусульман высок, хотя, наверное, не всем из гостей такое торжество приходится по вкусу, ведь на празднике с участием такого ведущего нельзя петь и танцевать, не говоря уже о приеме горячительных напитков.
К сожалению, в нашем городе халал-индустрия развита не настолько широко. Атырау занимается лишь переработкой и реализацией мясной продукции. Однако у региона большой потенциал, и, возможно, в скором времени жители нашего областного центра также будут обслуживаться в халал-саунах и халал-стоматологиях.

ЗА И ПРОТИВ
Будучи в столице, наш земляк Кайрат решил купить продукты в одном из супермаркетов города. Там его очень удивила продажа халалных яиц.
— Всю дорогу домой думал, чем же эти куриные яйца халалнее других? Но так и не нашел ни одного вразумительного объяснения. Как яйца стали халалными?
— Кажется, мы потеряли контроль над проблемой халал, — заявил религиовед Еркин Жунусов. В этой отрасли сейчас прослеживаются чисто коммерческие интересы, так сказать, пиар-движения. Коммерческие организации используют бренд «халал» по назначению и нет. Плюс ко всему, на страницах газет можно увидеть объявления — халал-такси, халал-сауна, халал-школа, халал-детский сад, которые просто удивляют. Лично я считаю это неправильным. Я так понимаю, идет эксплуатация стандарта «халал» в корыстных целях.
По мнению жительницы нашего города Марии Абиловой, халал — это не только правильная пища, это чистый, неоскверненный дурными мыслями образ жизни. «Жаль, что в Атырау нет халалного детского сада, — заявила она. — Я бы обязательно отдала туда ребенка. Там готовят детям халалную еду, учат их доброте, прививают уважение к родителям. Помимо обычных дисциплин малышам преподают основы религии. У детей при таком воспитании будет фундамент религиозных познаний и меньшая вероятность, что они попадут в секты».
А вот, как считает Марат Сарсенбаев, президент технического комитета по стандартизации «халал».
— Если во всех видах бизнеса будет чистая продукция, то в чем проблема? Здесь не поднимается вопрос об участившемся поклонении идолу. Напротив, речь идет о повышении народного спроса на чистую продукцию. Преобразовать все отрасли бизнеса в продукцию халал — разве не это является целью внедрения такой продукции на внутренний рынок?! Если разновидность халалного бизнеса полностью внедряется в общество, то такое дело необходимо поддержать. Конечно, появление сомнительной подделки в халалной продукции — это нюансы бизнеса. Вы и сами знаете, что у качественной продукции обязательно появляется подделка, которая также запускается в продажу, к сожалению, это неотъемлемая часть современной коммерции. Стандарт «халал» должен присутствовать в бизнесе, мы, как общество, должны поддерживать и развивать эту отрасль. Если народный спрос на халалную продукцию будет расти, то поддельная продукция халал сама по себе исчезнет с рынка. И если в будущем во всех отраслях бизнеса будет сформирован бренд «Халал», за счет которого мы будем развиваться, то это дело стоит поддержать. Но чтобы достичь этой цели, необходимо оказать помощь тем, кто занимается этим в нашей стране.

ПРОБЛЕМЫ ДОВЕРИЯ
Итак, халалная продукция пользуется спросом, и объемы ее растут. И тут возникает болезненный вопрос: а действительно ли то, что мы покупаем, халалное? И если для обычных покупателей-немусульман это вопрос просто качества продукта, то для верующих людей — это целый комплекс религиозных, этических и уж потом гастрономических и потребительских требований.
Разумеется, мусульманское сообщество создало систему проверок, которыми занимается технический комитет №57 по стандартизации продукции халал министерства индустрии и новых технологий. Его специалисты проводят выездные проверки продуктов на производствах, в кафе, в магазинах. Но, к сожалению, проверить всю продукцию, реализуемую под знаком «халал», в нашей стране не представляется возможным. И людям не остается ничего другого, как только верить в честность производителей.
— Халал — это, в первую очередь, чистота, — говорит наиб имам центральной мечети «Имангали» Еркебулан Карагулов. — Чистота во взаимоотношениях с людьми — это добропорядочность, уважение, любовь, забота, честность, достоинство, скромность. В пище — отсутствие вредных ингредиентов, экологичность. Использовать знак «Халал» направо и налево нельзя. Оттого, что продавцы написали «Халал» и не чувствуют за это ответственность перед людьми, их товар халалнее не станет.

Айнура ЖУБАНОВА
Фото
Амангельды МУТИГУЛЛИНА