Цена обмана

О том, каким образом граждане могут защищаться при грубом нарушении их прав недобросовестными предпринимателями, шел разговор на встрече за круглым столом в Атырауском областном филиале Народной партии Казахстана.
Председатель филиала партии Балжан Досмухамбетова отметила, что атыраусцы часто жалуются на нарушения со стороны недобросовестных предпринимателей, например, на отсутствие ценников, поэтому нужно подсказать жителям алгоритм их действий в подобных ситуациях.
Подробно об этом рассказал заместитель руководителя департамента торговли и защиты прав потребителей Еркебулан Тагашев. Департаментом оказывается пристальное внимание регулированию цен на 19 наименований социально значимых товаров, утвержденных постановлением Правительства. Торговая надбавка на них не должна превышать 15 процентов от закупа у поставщиков и до реализации непосредственно потребителю. Касательно защиты прав потребителей спектр функций и полномочий у ведомства достаточно широк.
— Сейчас многими субъектами торговли не соблюдается требование о наличии, допустим, «Уголка потребителя», что предусмотрено ст. 33 Закона «О защите прав потребителей». Покупатель должен быть информирован о том, какие имеются организации, защищающие его права, как общественные, так и государственные, с их контактами, — пояснил Тагашев. — Согласно законодательству, сначала о нарушении прав потребитель должен заявить непосредственно самому продавцу, изготовителю или услугодателю. Заявление может быть в произвольной форме, на месте его написать либо это будет претензия, как хочет, так и обозначит, но это должно быть обращение, которое он оставит субъекту торговли, по его мнению, нарушевшему его права.
Департамент может начать свои действия только с того момента, когда права потребителя будут нарушены. А если он не обратился к субъекту торговли и не заявил ему о нарушенных правах, обращаться в департамент не имеет смысла. Все равно там будут требовать сразу обратиться к субъекту торговли. При необходимости помогут подготовить претензию. Если ответа не будет в течение 10 календарных дней, сотрудники ведомства примут меры в отношении предпринимателя. На первый раз ему вынесут предупреждение, а если вновь нарушит — штраф.
— Были ли случаи, когда бизнесмены отказывались принимать обращения покупателей? — поинтересовалась Балжан Ибатовна. Оказалось, да. Поэтому сотрудники департамента всегда всем потребителям рекомендуют в таких случаях проводить фото-, а еще лучше видеофиксацию. У каждого потребителя есть телефон, во время съемки надо указать дату, время, название магазина. И сказать на видео, что хотел бы предоставить заявление о нарушенных правах, однако субъект торговли отказывается его принять.
— Видеофиксация будет подтверждением того, что предприниматель не отреагировал должным образом, то есть не принял его заявление. Отсутствие принятия его заявления будет и фактом, подтверждающим, что он не дал ответ на эту претензию в положенный срок. И департамент может назначить проверку, зарегистрировать ее в органах прокуратуры и принять меры к нарушителю, — ввел в курс дела Еркебулан Тагашев.
Нет ценников? Надо поступать также. При видеосъемке потребитель должен зафиксировать факт нарушения, при этом, снимая, обратиться к сотруднику данного торгового объекта и спросить, почему ценников нет. При подтверждении факта (без назначения проверки) департамент может оформить протокол и принять меры административного взыскания.
Возникает вопрос: потребитель должен заранее предупредить субъекта торговли, что он его будет снимать на видео? Да! Закон позволяет потребителю осуществлять фото-, видеофиксацию торгового объекта, но только в тех случаях, когда это касается самого потребителя, когда непосредственно его права будут нарушаться. Проводить общий мониторинг, посмотреть, какие товары имеются, соблюдаются ли торговые нормы, какое полочное пространство занято товарами и что в ассортименте, разрешено лишь в том случае, если субъекта торговли поставят в известность. В Законе «Об общественном контроле», который в апреле 2024-го вступил в силу, указана статья 7, полностью описывающая порядок проведения общественного мониторинга. Он не запрещен, регламентирован законом, но требуется соблюдение порядка.
В ходе круглого стола, в котором участвовали также представители городского отдела предпринимательства и сельского хозяйства, региональной Палаты предпринимателей, управления предпринимательства и промышленности, шла речь о продаже продуктов на городских ярмарках, ценах на них.
Ежеквартально постановлением акимата Атырауской области утверждаются пороговые цены на социально значимые продовольственные товары. Они не являются обязательными для субъектов торговли, это индикативный маркер для определения превышения или движения, допустим, инфляции на рынке непосредственно данного региона. Согласно Закону «О регулировании торговой деятельности», в случае превышения цены на рынке на данные товары свыше 15 процентов, местный исполнительный орган обязан вводить предельные цены, не допустить дальнейшего спекулятивного роста цен. Предельная цена – обязательная, а нарушение приводит к административному наказанию — штрафу в размере 100 МРП. Другого варианта не предусмотрено.
Светлана НОВАК