
Какое решение примет рабочая группа мажилисменов в рамках обсуждения резонансных поправок в Закон РК «Об ответственном обращении с животными»? Депутатская инициатива касается возврата прежнего метода регулирования бездомных кошек и собак, эвтаназии невостребованных, но здоровых животных.
Ранее в Мажилисе Парламента презентовали законопроект «Об ответственном обращении с животными». В ноябре 2024 года возник большой шум, так как один из его разработчиков стал активно выступать за эвтаназию бродячих животных. А в качестве аргументов в пользу такого радикального решения проблемы данный депутат привел «зарубежный опыт». Обсуждение поправок депутатами близится к завершению, а зоозащитники настойчиво предлагают альтернативную версию, которая поможет более гуманно решить эту проблему.
Мы же люди, а не звери
Напомним, что еще в 2021 году Казахстан, следуя примеру многих стран, принял Закон «Об ответственном обращении с животными», специально в целях защиты «братьев наших меньших» от жестокого обращения и ответственного к ним отношения, улучшения условий содержания и соблюдения этических норм по отношению к ним, а также обеспечения безопасности граждан. Президент страны неоднократно высказывался на столь острую тему, в том числе в своем Послании народу Казахстана в 2020 году. Он отмечал, что «отношение к животным является мерилом цивилизованности любого государства, а у нас с этим не все в порядке» и «мы должны показать себя милосердной нацией и, конечно же, уделять внимание не только защите наших людей, включая детей, но и защите животных».
Так вот, в преддверии окончания обсуждения рабочей группой Мажилиса Парламента РК резонансных поправок в Закон «Об ответственном обращении с животными» представители Гражданского Альянса Алматы инициировали обсуждение важного вопроса, обозначив темой: «Алматинская инициатива: дорога к Справедливому Казахстану через воспитание гуманности к животным и принципов устойчивого развития». И, взяв во внимание ранее вышедшие публикации «ПК», в которых поднималась проблема бездомных животных, поставили нас в известность об этом. Мы заинтересовались, так как круглый стол был посвящен анализу и обсуждению острой дискуссии между профильными экспертами, зоозащитниками и законодателями о дальнейшей судьбе данного закона, ситуации с бродячими и домашними животными и их правами в стране. И в целом их соотношения с правами человека в контексте курса на Справедливость и Слышащее государство, достижение консенсуса между сторонниками и противниками планируемых изменений в зоозащитное законодательство. Организаторы убеждены, что возникшие проблемы неприемлемо решать путем отмены основных статей Закона, перечеркивающих его суть и без учета альтернативных мнений, что чревато нарушением гармонии и согласия. Альянсом поддерживаются подходы к реализации Закона «Об ответственном обращении с животными» на закрепление его ключевых завоеваний – принципов и практики гуманизма и минимизации применения умерщвления (эвтаназии) и усиления идеологической составляющей. То есть просвещения населения с помощью организации работы с молодежью, подготовке общественных контролеров и помощи в систематизации его реализации.
О доброте и милосердии
Тут необходимо добавить то, о чем недавно написал в своем посте в Facebook казахстанский зоозащитник и эксперт в сфере государственного управления Олжас Жораев, выступающий против живодерского законопроекта. По его мнению, тот, кто предлагает эвтаназию бездомных животных, видит все беды страны в бездомных животных и волонтерах, которые им помогают. В основном это девушки и женщины, которые в холод и жару, днем и ночью спасают тех, кто в этом нуждается, проявляя доброту и милосердие. А своими нападками депутат демонстрирует свою слабость — и как политик, и как человек. Ведь только слабый нападает на тех, кто не может ответить, будь то хрупкие девушки, дети или животные.
Отзывов под постом было предостаточно, например, вот такой: «Людей, которые спасают животных и помогают им, унижают и подозревают исключительно в меркантильных мотивах? По-видимому, депутату не понять, что люди могут руководствоваться чувством сострадания и желанием помочь животным гуманным и эффективным образом». «Они не могут понять — а где выгода? Сколько лет волонтером, а эти все никак не разгадают ради чего. Похоже, действительно не могут этого понять. Как и того, что животные способны испытывать боль и страдания, причем не только физического характера». «Главные изменения в Закон предполагают возврат к практике убийства животных, а этого допустить нельзя».
По мнению Олжаса Жораева, изменения предполагают введение так называемого безвозвратного отлова. По сути, это значит вернуться к старым методам убийства животных, которые за многие годы показали свою неэффективность. Институт парламентаризма, по инициативе депутатов Сената Бибигуль Жексенбай и Амангельды Толамисова, разработал альтернативные поправки в Закон, и при этом предварительно проведя обсуждения с участием представителей общественности и госорганов, зоозащитных организаций, ученых, независимых юристов. На основе лучшего международного опыта альтернативные поправки направлены на внедрение гуманных методов регулирования численности животных, сокращение бюджетных расходов и обеспечение безопасности граждан, в первую очередь, детей. Кроме того, принятие альтернативного законопроекта позволит улучшить действующий Закон, заложив более эффективные механизмы его реализации — учет и стерилизация животных, внедрение программы ОСВВ (отлов, стерилизация, вакцинация, возврат в среду обитания), ужесточение административной ответственности за самовыгул и другое.
Запретить разводить животных
Известному атыраускому волонтеру Мукашу Джабасову тоже не по душе намечаемые изменения об эвтаназии животных. «Как известно, по действующему закону запрещено убивать бездомных животных, а все равно продолжают усыплять, стрелять, а если законодательно разрешат? Никто не будет содержать несчастных собачек эти 15-60 суток», — высказывался волонтер. Неравнодушный волонтер предлагает ввести запрет на разведение животных по Казахстану, лет на 5-10, и оставить разрешение лишь специализированным органам: КНБ, Вооруженным силам, МВД. Ввести наказание за запрет проверки деятельности службы отлова общественными инспекторами, коими официально являются зоозащитники. И срок наказания должен быть от года до трех лет, если они препятствуют деятельности общественников. Ужесточить наказание за жестокое обращение с животными. За причинение насилия над ними, даже если оно не повлекло увечий, надо налагать большие штрафы. Если такое происходит неоднократно — брать под стражу. Как рассказал Мукаш Джабасов, был случай, когда человека поймали с собачьим мясом. Разумеется, штраф на него наложили, но для него не ощутимый.
О черном рынке забиваемых собак и кошек
Итак, в конце февраля 2025 года участники круглого стола приняли обращение к высшим должностным лицам Республики Казахстан и назвали его так: «Алматинская инициатива: дорога к Справедливому Казахстану через воспитание гуманности к животным и устойчивое развитие». В нем, в частности, говорится, что в ходе заседания присутствующие, обсудив в открытом режиме с представителями зообщественности и независимыми экспертами в сфере Animal Law, общественными деятелями и активом гражданского общества г. Алматы на платформе Гражданского Альянса Алматы, выразили глубокую озабоченность в связи с изложенными со стороны зоозащиты и юридической общественностью в cфере Animal Law обстоятельствами, ставящими под сомнение целесообразность принятия изменений в Закон в предлагаемой Рабочей группой версии.
Далее говорится, что стремление окончательно отменить ответственность владельцев, разрешив им сдавать в отлов ненужных, больных, невостребованных животных и их приплод, возродить эвтаназию (умерщвление) животных — теперь уже как универсальную меру регулирования численности безнадзорных животных, отменив вакцинацию от бешенства за счет бюджетных средств, откатывает передовой Закон, принятый под личным контролем Главы государства далеко назад.
Особую тревогу вызвали приведенные участниками обсуждения неприглядные факты наличия «черных рынков» мяса, жира и шкур забиваемых собак и кошек, бесконтрольно поступающих в заведения общепита и уличной торговли, чему способствует убийство собак. А это серьезная угроза эпидемиологической ситуации и нравственного здоровья людей. Данные преступные промыслы курируются и направляются определенными ОПГ и аффилированными с ними должностными лицами, причастными к отлову и контролю популяции бродячих и безнадзорных животных. Это создает глобальную угрозу эпидемиологической ситуации в стране, угрожает здоровью детей и всего населения страны, биологической безопасности государства и подрывает политику Таза Казакстан. Приведена также информация, что, помимо торговли мясом и жиром бродячих животных, в преступные схемы входит хищение средств на вакцинацию, кастрацию, идентификацию и содержание бродячих животных в системе государственного отлова. Например, по статистике расходы государства на эту сферу увеличились в 2,5 раза с 2021 по 2023 годы — с 1,3 млрд тенге до 3,5 млрд тенге и продолжают расти. А согласно данным Министерства финансов, основная доля расходов по-прежнему приходится на отстрел.
Далее. С учетом доводов независимых экспертов, ученых, юристов, общественных активистов и зоозащитников, для обоснования предлагаемых изменений в главный зоозащитный Закон используется недостоверная статистика, устаревшие, ложные и сфабрикованные данные, вводящие в заблуждение руководство страны, тотально искажающая ситуацию, как по Казахстану, так и в разрезе мирового опыта. За последние месяцы в СМИ опубликован ряд статей, разоблачающих недостоверные факты, используемые при продвижении законопроекта. И статьи подкреплены фактами по Казахстану и зарубежным странам, со ссылками на научные исследования и последние данные из международного опыта, противоречащие данным депутатов. Еще момент, на который ссылаются участники круглого стола. На местах, в целом, проигнорированы главные новации Закона в части запрета на отстрел и безосновательное уничтожение бродячих животных: умерщвление продолжается в промышленных масштабах, по фактам жестокого обращения и «живодерского контента» ситуация также осталась без изменений. Уже через год действия Закона страну охватили постоянные акции протеста зоозащитников и волна негатива в социальных сетях и масс-медиа. С 2022 по 2024 годы по стране прошел ряд пресс-конференций и выступлений гражданских активистов с требованиями исполнять президентский Закон: их география – Актау, Актобе, Атырау, Петропавловск, Семей, Тараз, Шымкент, Усть-Каменогорск, Караганда, Алматы. Люди требовали пресечь убийства бродячих животных под предлогом отсутствия мест в приютах. У исполнителей отсутствует мотивация обеспечивать предписанный комплекс мероприятий – выделять земли и обустраивать государственные приюты, пункты временного содержания, обеспечивать лечение, стерилизацию, вакцинацию, гуманный отлов, содержание, дальнейшее пристройство животных, а также проводить массовую пропаганду и просвещение по привитию культуры ответственного обращения с животными. Саботажем является и преднамеренное уничтожение ветеринарными службами кастрированных, вакцинированных и биркованных животных.
Экспертной общественностью, юристами Animal Law и профессионалами зоозащиты, разработан альтернативный законопроект об ответственном обращении с животными, который не был принят к официальной повестке Рабочей группы и предполагает дальнейшую планомерную эволюцию законодательства в соответствии с лучшим мировым опытом и духом поручений Президента нашей страны Касым-Жомарта Токаева.
Таким образом, участники круглого стола, приняв обращение с рекомендациями к высшим должностным лицам страны, просили проявить вдумчивый и поступательный подход к реформе ключевого Закона страны в сфере зоозащиты и учесть альтернативные точки зрения, следуя принципам общественного диалога, гуманизации общества и продвижения ценностей Справедливого Казахстана.
Светлана НОВАК