СТАБИЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА — В ТРАДИЦИЯХ НАРОДА

В одном из февральских номеров областной общественно-политической газеты «Атырау» была опубликована статья начальника управления по связям с духовными учебными заведениями и религиоведческой экспертизе Агентства РК по делам религий Айнур Абдирасилкызы, которая вызвала широкий резонанс. В ней была затронута актуальная для нашей области тема паломничества в святые места. К сожалению, в обществе на сегодняшний день появилось иное мнение о том, что истинные мусульмане не должны их посещать, а поклоняться только Аллаху. Однако данная традиция у мусульман сохранилась до наших дней. В Атырауской области достаточно святых мест, как и в соседней Мангистауской области, где народ почитает 362 захоронения,  находящихся под опекой государства. В интервью снова затрагивается эта тема, чтобы внести ясность в данный вопрос.

— Как вы в целом оцениваете религиозную ситуацию в Казахстане, в том числе в ее западных областях?

— Безусловно, вопрос взаимоотношений между обществом и религией, являющийся очень щепетильным и острым в условиях многонационального, многоконфессионального Казахстана, будет всегда актуальным. С обретением независимости нашей страной сразу же подверглась изменениям как в целом идеология, так и духовно-религиозный облик самого народа. Стал ощущаться подъем в развитии религий, но вместе с тем в общественно-социальной жизни были и негативные моменты.

Сложившуюся ситуацию необходимо рассматривать с двух сторон. Во-первых, открытое информационное пространство и политика открытых границ привели, что вполне следовало ожидать, не только к резкому росту религиозных объединений, но и их активной деятельности, направленной, в том числе, и на молодежь, которая еще не определилась, в связи с отсутствием приоритетов, жизненных ценностей.

Во-вторых, в связи с отрицанием религии в течение всего советского периода, а это около семи десятков лет, когда выросло не одно поколение, вполне естественно активное стремление общественного сознания к углубленному изучению религиозно-духовного начала. К сожалению, в первые годы независимости интерес был направлен не на углубленное изучение и восстановление исторической правды каждой из  национальностей, восстановления сложившихся веками традиций и обрядов. В результате в повседневной жизни мы наблюдаем ситуацию, когда по незнанию отдельные лица пошли на поводу иных религиозных течений. Вследствие чего наблюдается отход от традиционных религий, национальных и духовных ценностей.

Несмотря на то, что государство отделено от религии, но общество от религии отделить нельзя. Потому что религия имеет прямое отношение не только к вопросу веры, но и к вопросу морали. В религии сконцентрированы все духовные ценности, наработанные человечеством. Ни одно просвещенное общество не может существовать без морали, без регулирующих их духовных ценностей.

Этот факт подтверждают и результаты исследования, проведенного международным центром культур и религий при Агентстве по делам религий. Так на вопрос: «В чем, по вашему мнению, главная причина веры в религию жителей Казахстана?», — 62,3 % ответили как «стремление к духовности». Из этого можно сделать вывод о том, что большинство населения правильно определило для себя основную функцию системы ценностей вероисповедания. 45,6% респондентов считают, что «религия может регулировать общественную жизнь». Этого мнения в основном придерживаются представители казахской национальности, среднего и старшего возраста. 72,7% мусульман считают, что религия способна регулировать общественную жизнь.

На вопрос об основных факторах, оказывающих деструктивное влияние на взаимодействие разных религий, 33,3% респондентов отметили — безработицу, столько же, 33,3%, отметили активность радикальных религиозных течений, 32,2% отметили пропаганду экстремизма. Кстати, вопрос распространения религиозного экстремизма в Казахстане волнует в основном представителей казахской национальности. Жители, в основном Западного, Центрального Казахстана и Алматы, отмечают опасность возрастания религиозного экстремизма.

Если остановиться на ситуации в Западном Казахстане, то в этом регионе в последние годы происходят события, сформированные нетрадиционными течениями, прикрывающимися религией. Сторонники салафистского течения, получившего распространение в Казахстане, наносят вред традиционному казахскому обществу не только с точки зрения веры, но и с позиции мусульманской этики. Одним из негативных проявлений является демонстрация активных действий, неприемлемых и противоречащих многовековым устоям традиционных ценностей.

— Да, со стороны экстремистски настроенной молодежи уже проявляются активные действия.

— Как было отмечено ранее, эти события произошли по причине духовного поиска молодых, попавших, к большому сожалению, к радикально настроенным течениям, которые используют молодежь в другом направлении.

Необходимо помнить, что религия — это веками сформированный институт для регулирования жизни общества. Нарушение, игнорирование основ можно считать как подмену ее устоев. Если вернуться к исламу, то это одна из самых миролюбивых религий, само слово «ислам» означает «покорность, подчинение, принятие». Именно поэтому экстремизм — в корне не свойственен исламу.

Остановимся в этой связи на слове «джихад», значение которого было определено еще во времена пророка Мухаммеда, но трактуется сегодня совсем иначе. Вооруженный  джихад — понятие, которое ушло в историю. Оно имело место еще в период распространения ислама, когда были необходимы военные походы. Современный джихад, как было отмечено в хадисах Пророка Мухаммеда, означает духовное самосовершенствование, трактуется как большой джихад по ограничению своих потребностей, умению подчинить их своей воле. Необходимость в джихаде тем более отпала в связи с широким распространением ислама, формированием его устоев, ведь и уровень развития человеческого сознания поднялся до неимоверных высот. Пришло время, когда высказывание в Коране, что в религии не должно быть принуждения, стало приемлемым. А сегодняшние сторонники джихада, вооружившись призывом основоположника ваххабизма Мухаммедом  ибн аль-Уаххаба, призывавшего и разрешавшего применять джихад против неверующих, следовательно, не читающих намаз и не выполняющих обряд зекет, открывает дорогу кровопролитию, что не поддерживается истинным исламом.

— Наблюдаются ли подобные факты в других областях Казахстана?

— К сожалению, подобные случаи имели место в Южном Казахстане, в Павлодаре, в Северном Казахстане, Восточном Казахстане, Алматинской области.

Я бы хотела более подробно остановиться на вопросе разрушения могил. Можно отметить три причины, способствовавшие этому явлению. Во-первых, это демонстрация приверженности идеологии определенных течений, поставивших цель внести раскол в единство общества. На самом деле в исламе запрещается не только разрушать могилы, но даже ходить по ним, садиться на место захоронения, даже опираться нельзя. И это общеизвестно.

Вторая причина кроется в отдалении, отходе от исторических корней. Поколение, которое отдаляется от национальных устоев, обесценивает национальные ценности, неминуемо приходит к застою. В любом из исторических периодов в истории казахского народа не было фактов святотатства. У казахов есть пословица, дошедшая до наших дней, ее знают во всех добропорядочных семьях, в переводе на русский язык она звучит так: «Пока души мертвых не успокоятся, не будет блага жизни потомков». Если новое поколение разрушает могилы святых предков, то это свидетельствует об отчуждении от духовного начала, обеднении сознания.

В-третьих, разрушение святых могил, может быть, и не связано с идеологией. Тогда подобные случаи следует  рассматривать как факты вандализма, и возможно, для получения выгоды. Но, как бы то ни было, разрушение могил в целом свидетельствует о полной деградации человека, совершившего подобное.

Вторая причина, которую вы обозначали, связана с национальными устоями. Можете более подробно рассказать об этом?

— Данный вопрос можно проанализировать с познавательной и исторической стороны. Если мы подойдем с познавательной стороны, то казахская традиция проявления почтения к местам захоронений святых людей, которая передается на генном уровне, трактуется как выражение почтения к своим родителям. Во многих хадисах отмечается, что почитание родителей является наиболее приемлемым и коротким путем для получения благословения от Аллаха. Традиция казахского народа почитания Всевышнего, не только своих родителей, всех старших живых представителей рода, а также и ушедших ранее в иной мир предков до седьмого колена показывает, насколько глубоко заложено в народе духовность и благочестие.

Если взглянуть на ситуацию с исторической стороны, то мы обязаны помнить следующее: культура строительства надгробных сооружений  является неотъемлемой частью нашей материальной и духовной культуры. В сопредельных с Казахстаном государствах, в которых с почтением относятся к собственной истории, культура надгробных сооружений стала одной из значимых ответвлений в изучении истории. Я бы сказала, что стала даже самостоятельной отраслью. Сколько трудов, посвященных теме культуры надгробных сооружений, уже издано!

Мавзолеи, мазары — это памятники, воздвигнутые не только в честь, но и как напоминание о славных страницах нашей истории. История — это суть национальности, а дух народа  — его честь и совесть, поэтому неотделима от его сущности. Именно поэтому так важно хранить историю народа, чтобы дух народа был всегда высок. Здесь будет уместно вспомнить  легенду о том, что персы никак не могли вынудить на войну миролюбивых сакских воинов. И тогда они решили разрушить их священные могилы. Этого им простить никто не мог, и началась война. В истории и древних греков есть подобная легенда, которая раскрывает внутреннюю суть культуры надгробных сооружений. Однажды к гениальному скифскому провидцу Токсариду, проживавшему в VII-VI веках до нашей эры, пришел с вопросом эллинский (греческий) мудрец Мнесип с вопросом: «Вы уделяете большое внимание своим ушедшим в иной мир предкам и довольно часто организовываете в их честь асы. Получается, что вы поклоняетесь им?». На что Токсарид ответил: «Мы организовываем асы для того, чтобы имена славных предков не были стерты из истории народа. На их жизненном примере мы воспитываем подрастающую молодежь, для которой они являются примером. Таким образом, мы укрепляем дух живых».

С духовной стороны в казахской степи мазары выполняли функции мечетей, в которых казахи могли обратиться к Аллаху, высказать Ему свои сокровенные мечты и просьбы, отчитаться о содеянных благодеяниях, попросить о поддержке в трудных ситуациях. Именно поэтому в истории казахов веками складывалось  такое трепетное отношение к мазарам. Особое к ним почтение прививалось с молоком матери. Именно поэтому считаю большой духовной ошибкой относиться к нашей истории с чужой, неприемлемой для нас меркой.

— Хотела бы более подробно остановиться на данном вашем высказывании. Представители иных религиозных течений активно агитируют людей не посещать мусульманские святыни. Но данная традиция является одной из вековых традиций казахского народа, не так ли?

Общеизвестно, что ислам не только не запрещает, но и приветствует паломничество в святые места и чтение Корана в честь усопших. Также известно, что после прочтения сур из Корана, а это является поминовением их душ, все обращаются с просьбами к Аллаху. От того, что мусульманин обратился с просьбами к Аллаху на мазаре, вовсе не означает, что он ставит дух усопшего выше, чем Аллаха. И на каком основании можно обвинять человека, раскрывшего свои ладони возле мазара, что он обращается не к Аллаху, а  к духу усопшего?

В многовековой истории ислама сформировались единые правила при посещении мазаров. Как надо подготовиться к посещению мазара, какие ритуалы допускаются, а какие непозволительны, как проводить омовение, даже с какой ноги входить — все это уже предписано. Сегодня об этом много  говорится, есть и многочисленные  публикации. Вопрос не в этом, а в другом: нетрадиционные течения вносят путаницу.

Основное несогласие в вопросе о мазарах кроется в разночтениях в вопросе тауассуль. Тауассуль – это просьба о получении пользы или защиты от вреда с упоминанием в знак почетности имени Пророка или святого, при этом имея убеждение, что воистину на самом деле только Аллах — создатель вреда и пользы. Общеизвестно, что тауассуль существует еще с зарождения ислама. Но в истории ислама, еще с тех времен, всегда были недовольные постулатом тауассуль, несмотря на то, что они берут начало от аятов Корана и хадисов Пророка. Однако, надо отметить, что правильное соблюдение тауассуль, выражавшееся в обращении только к Аллаху, а не к Пророку и святым, не противоречит шариату. Это единогласно подтверждено видными исламскими учеными.

К сожалению, и в наше время отдельные религиозные течения неправильно трактуют вопрос с посещением мазаров. Однако не стоит относиться к этому вопросу как к большой трагедии. Не стоит забывать, что в переходные периоды, как в нынешнем, когда идет смена идеологий, подобные явления усиливаются. Единственным выходом из данной ситуации является проводимая на высоком уровне просветительская, пропагандистская работа.

Институты, формирующие правила при посещении мазаров, стали появляться c VIII века, с начала распространения ислама в тюрко-казахской степи. В данное время необходимо более глубоко изучать эти труды, при необходимости их систематизировать, взять самое необходимое, а с отжившими предрассудками расстаться. Но одно необходимо помнить: совершение паломничества в святые места, поклонение святым является одной из влиятельных традиций казахского народа и своеобразным институтом воспитания, сложившегося веками. Искоренение целостного института, подобного паломничеству, из сознания народа невозможно. К тому же опасно. Если институты паломничества будут искоренены, то образовавшуюся духовную пустоту займут деструктивные течения.

В свое время арабы опрометчиво считая, что познали суть ислама, уничтожили десятки  тысяч захоронений видных религиозных деятелей — сподвижников Пророка, а также могилу благословенной семьи Пророка. А потом, ужаснувшись своих деяний, они придумали «аль-уасатийа», что означает умеренный ислам. Есть пословица, что «Умный учится на чужих ошибках, а глупый — на своих». К большому сожалению, то, что происходит сейчас, еще раз подчеркивает мысль о том, что мы стремимся учиться на своих ошибках. Разрушение могил святых людей происходит из-за подобного непонимания.

Раз уж мы затронули тему захоронений, то у меня следующий вопрос.  Приветствуется ли в исламе строительство больших надгробий?

— Есть несколько мнений по данному вопросу, ученые различных мазхабов трактуют его по-разному. Существуют мнения о том, что в общих могилах строительства вести нельзя, однако, разрешается ограждение отдельно расположенной могилы, наряду с мнением, что везде и всегда разрешается строительство всяких видов надгробий. Отдельные ученые-религиоведы придерживаются мнения, что необходимо возводить кумбезы видным религиозным деятелям. Другие, в целях избежания исрафа и возможности ослабления веры, запрещают какое-либо крупное строительство. Каждый из них по-своему прав, у каждого есть свое обоснование, взятое от достоверных источников.

Традиция строительства мавзолеев идет еще с периода зарождения ислама. Захоронения многих видных религиозных деятелей имеют кумбезы. Ученые ханафистского мазхаба, придерживающиеся канонов, заложенных Имамом Абу Ханифа, разрешают строить ограждение могилы высотой выше пупка человека, ставить надпись. Также они не предписывают строительства мазаров с кумбезами к числу греховных деяний, но относят их к деяниям «тахриман макрух», то есть «неодобряемым делом, близким к недозволенному».

Если еще раз проанализировать культуру строительства мазаров, сформированную веками, то история нашего народа свидетельствует о том, что всегда предпочитались традиции ислама, и строительство ведется не в нарушение норм шариата. Видным религиозным и духовным предкам были возведены мазары с кумбезами неяркого цвета, без излишеств. Многочисленные захоронения строятся в квадратной форме с четырьмя углами и без потолка. Но, к сожалению, встречаются случаи, когда захоронения строятся с излишней роскошью, что противоречит канонам ислама. Однако не стоит этого пугаться. Пробел необходимо восполнить воспитательной, разъяснительной работой имамов на местах. В этом направлении большую работу проводит и духовное управление мусульман Казахстана.

В связи с вышесказанным, какие мероприятия планируются Агентством по делам религий по данным направлениям?

— Агентство по делам религий, являясь представительным органом по формированию основных направлений государственной политики в области религии, в целях сохранения в стране межрелигиозного согласия проводит активную работу, согласно утвержденному плану. С первых же дней создания Агентство систематически реализует план работы по просветительской, аналитической, информационно-пропагандистской работе. Более 200 видных ученых-религиоведов, религиозных деятелей, включенных в состав информационно-пропагандистских групп, созданных при Агентстве в 2011 году, уже успели побывать во всех областях и встретиться с населением. Регулярно появляются и публикации в печатных СМИ. Основная цель работы — призыв к внутренней стабильности и спокойствию, раскрытие забытых народом духовных ценностей, разъяснение сути действий деструктивных течений, которые пытаются внести раскол в общество.

Одними из достижений Агентства являются совершенствование закона о религии, принятие нового Закона «О религиозной службе и религиозных объединениях». Появилась уверенность в том, что, исполняя нормы принятого закона, удастся регулировать и контролировать деятельность религиозных объединений и иных религиозных деятелей.

Вместе с тем Агентство ставит целью более глубокое разъяснение канонов ислама. Религия, в первую очередь, должна выступить как институт, регулирующий жизнь общества.

Наше казахское мусульманство — это единственная сила, которая может противостоять чужеродной культуре, чужой идеологии. Мы в первую очередь обязаны освоить многотысячный мусульманский опыт. Только вновь углубившись, изучив духовные ценности, накопленные народом в течение многих веков, применив их к современным реалиям на благо общества, мы сможем противостоять чужеродной идеологии, и только возвратившись к национальным духовным ценностям, проявлявшимся не во внешних атрибутах, а ставящих целью чистоту души, сохранение чести. Разъяснительная работа в данном направлении станет одной из приоритетов государственной религиозной политики.

Подготовила и перевела Гульжан ЕЛЕШЕВА