Общество

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ ЗА ДЕНЬГИ НЕ КУПИТЬ

Каков он, современный казах, какими языками владеет, от чего нужно побыстрее избавиться, чтобы уверенно идти вперед, — наш разговор с руководителем Центра социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмирой ИЛЕУОВОЙ.

— Как социолог, можете обрисовать образ современного казаха? Справедливо ли его обвиняют в лености, в завистливости?

— Как известно, еще Абай обвинял своих современников в том, о чем вы сейчас спрашиваете меня. Изменилась ли природа казахов с того времени? Стали ли они еще более ленивыми и завистливыми? Маловероятно. У казахов, как и у всех других людей, представлены самые разные качества — хорошие и плохие. Другой вопрос, что новые условия жизни, капитализм, рынок привнесли какие-то новые черты, или, возможно, усилили кое-что из старого.

Вот, например, когда мы в начале 2000 годов исследовали Атыраускую область, то было замечено, что мелкое предпринимательство здесь было менее развито, чем в южных регионах страны. Когда стали уточнять, насколько верным было наше впечатление, жители области пояснили, что еще до недавнего времени стоять на базаре, торговать считалось уделом приезжих, особенно «южан», а вот именно атыраусцы были «выше» этого. Но с течением времени эта работа перестала быть «второсортной», и жители области, преодолев определенный снобизм, стали занимать ниши в данной сфере. Выживать-то нужно всем.

Я больше бы переживала не из-за лености казахов, а из-за того, что культ денег, которым «болеют» многие, заставляет их терять нормальные человеческие черты, такие как сострадание, взаимопомощь, открытость, гостеприимство. То есть все то, чем мы всегда гордились, и что составляет суть казахского менталитета.

— Принято считать, что казахи никогда не были столь религиозными, тогда откуда появилась нынешняя набожность, особенно среди молодежи?

— Да, религиозность у кочевников, как показывают различные исторические описания, на самом деле была ниже, чем у оседлых народов. Это связано с тем бытом, который они вели: у кочевников не было городов, соответственно, мечетей, разрозненное расселение и многое другое. Но с конца XIX века уровень религиозности среди казахов повышался. А потом, как известно, был советский атеистический период, который разрушил появившиеся религиозные ростки практически полностью. Сейчас то, что мы наблюдаем, это возрождение интереса к религии. Все исследования отмечают рост уровня религиозности населения, и в том числе, молодежи. Это нормальный процесс, поскольку вопросы развития духа, внутреннего мира человека, поиски смысла жизни присущи любому человеческому обществу. Однако нельзя сказать, что это полностью глубинный процесс, в нем еще много поверхностного. Вот я видела современные исследования по Узбекистану, так и там, при, казалось бы, более исторически укорененном исламе, также отмечают рост уровня религиозности, но при этом только 15 процентов можно назвать истинными мусульманами, которые придерживаются всех норм ислама. Остальные изредка ходят в мечеть. Все, как у нас.

Мы проводили исследование по Казахстану и обнаружили, что есть различия в том, какой ислам в городе и какой – на селе. Сельский ислам более либеральный, точнее народный, казахский. Именно в  городе молодежь более склонна через изучение арабского языка к кораническому (чистому) исламу, который интернационален по своей сути. Вот здесь я вижу проблему для нас в будущем, в этом различии понимания ислама разными группами казахов — городскими и сельскими, взрослыми и молодежью.       

— Президент в своих выступлениях часто говорит о социальной модернизации, необходимости развивать науку, внедрять новые технологии. Насколько это возможно, и есть ли шанс достигнуть успеха в этом у нашей системы образования?

— Я скажу только о системе образования. Если ее будут бесконечно реформировать, то шанса на преобразование у нашей системы в будущем не останется. И что характерно, как бы ни реформировали, какие бы красивые слова при этом ни говорили про новации и технологии, коренных проблем в нашей системе образования не убавилось. То есть под современной оболочкой оказывается все то же коррупционное тело. Это и поборы в школах, это и махинации при ЕНТ, это и «разводка» сессий, это и теневые схемы при поступлении в докторантуру на PhD.

Сотрудник моей организации уже второй год поступает в КазНУ в докторантуру, так что у нас, можно сказать, «включенное наблюдение», это такой метод социологии по данной теме. Опять непонятные «целевики», активные сотрудники кафедры, которые «берут» своей усидчивостью, а не знаниями. Опять формальные защиты и никому не нужные диссертации. Так что, я в этом вопросе пессимист.

— И здесь напрашивается вопрос о языке. Сейчас государство уделяет огромное внимание казахскому языку, поэтому наблюдается такая тенденция, что жители западных и южных регионов перестают использовать язык межнационального общения — русский…

— Да, заметно сокращение использования русского языка в некоторых областях Казахстана. Но оно произошло еще где-то лет пять назад, с тех пор языковая ситуация практически не меняется. Значительная часть, если мы говорим о казахах, является, по сути, билингвами, то есть говорят и на казахском, и на русском языках.

Вообще-то, выбор языка общения – это сугубо личный выбор каждого человека, хотя, конечно, на него влияет и внешняя среда. Так что, критиковать кого-то, что он отказывается, например, от русского, я бы не стала. Значит, он ему в его повседневной жизни не нужен. Но я знаю ситуацию в таких странах, как Узбекистан и Таджикистан, где уровень владения русским языком населением за годы независимости снизился до крайне низкого уровня. При этом я очень часто была свидетелем ситуации в московских аэропортах, когда на пограничном контроле молодые таджики и узбеки просто двух слов не могли связать по-русски. А сейчас из-за массовой трудовой миграции в Россию из этих стран, ужесточением в Российской Федерации языковых требований к трудовым мигрантам они заново начали изучение русского – вот их жизнь точно заставляет! То есть, как видим, у нас абсолютно иная языковая ситуация, и во многом она связана с этническим составом населения страны.

— Спасибо за содержательный разговор.

Беседовала

Шынар ТЕКЕЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

4 комментариев

  1. Программа 1С на казахском будет только тогда, когда разработчик программы согласится её продать с правом перевода на казахский язык. А для этого надо выложить большие деньги. Ведь Казахстан имеет Закон О защите авторских прав. Так что пользуйтесь тем, что бесплатно или придумайте что-то новое.

  2. када будут чеки В СУПЕРМАРКЕТАХ на казахском?

Back to top button